1 Основные принципы государственной политики в области охраны труда. Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь.
Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:
1. Приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
2. Обеспечение гарантий прав работников по отношению к результатам производственной деятельности.
3. Установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда.
4. Совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.
Реализация государственной политики в области охраны труда осуществляется практической деятельностью всех институтов государства.
Основные направления деятельности по реализации государственной политики в области охраны труда.
– совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда;
– создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;
– сертификация систем управления охраной труда в организациях;
– разработка методов оценок и прогнозирования профессиональных рисков по отраслям и сферам деятельности;
– экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий;
– упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;
– организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда;
– повышение ответственности нанимателей и работников за соблюдение требований охраны труда;
– создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда;
– распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда.
Улучшение условий труда, снижение производственного и непроизводственного травматизма, профессиональных и общих заболеваний работников, в конечном итоге, приводит к снижению себестоимости продукции и, как следствие, к повышению ее конкурентоспособности. Эти задачи нашли свое отражение в Концепции государственного управления охраной труда.
2 Порядок обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для усиления социальной защиты граждан, потерпевших в результате травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве, возмещения причиненного их жизни или здоровью вреда, стимулирования экономической заинтересованности нанимателей к снижению профессионального риска, предупреждению травматизма, улучшению условий труда с 1.01.2004 г. в Республике Беларусь введено обязательное страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В настоящее время порядок обязательного страхования регулируется Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (глава 16 «Порядок и условия осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), рядом постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Страхователями являются организации (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Республике Беларусь, или привлекают к работе таких граждан, или обеспечивают их деятельность.
Застрахованными являются граждане:
– выполняющие работу на основании трудовых договоров (контрактов);
– являющиеся лицами, назначенными на высшие государственные должности, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, председателями местных Советов депутатов, а также судьями;
– работающие на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, в местах, предоставленных страхователем;
– выполняющие оплачиваемые работы на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм;
– являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, а также руководителями организаций – единственными собственниками их имущества;
– являющиеся в соответствии со статьей 30 Кодекса Республики Беларусь об образовании обучающимися (за исключением курсантов и слушателей) и привлекаемых к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, а также являющихся клиническими ординаторами;
– содержащиеся в организациях уголовно-исполнительной системы, находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ [6, cт.272].
3 Защита от шума и вибрации. Средства защиты от производственных шумов и вибрации.
Шум и вибрация – это механические колебания, распространяющиеся в газообразной и твердой средах. Шум и вибрация различаются между собой частотой колебаний.
Сила звука и частота воспринимаются органами слуха как громкость, поэтому при равном уровне силы звука в децибелах звуки различных частот воспринимаются как звуки, имеющие громкость.
В связи с этим при сравнении уровня громкости звука, необходимо помимо характеристики силы звука в децибелах указывать и частоту колебаний в секунду, Чувствительность слухового аппарата к звукам разных частот не одинакова. Она в 10 миллионов раз больше к высоким частотам, чем к низким.
В производственных условиях, как правило, возникают шумы, которые имеют в своем составе различные частоты.
Условно весь спектр шума принято делить на низкочастотные шумы частотой до 300 герц, среднечастотные от 350 до 800 герц и высокочастотные – выше 800 герц.
До последнего времени было принято считать, что шум отрицательно действует только на органы слуха. В настоящее время установлено, что люди, работающие в условиях шума, более быстро утомляются, жалуются на головные боли. При воздействии шума на организм может происходить ряд функциональных изменений со стороны различных внутренних органов и систем. Повышается давление крови, учащается или замедляется ритм сердечных сокращений, могут возникать различные заболевания нервной системы (неврастения, неврозы, расстройство чувствительности). Интенсивный шум отрицательно действует на весь организм человека. Ослабляется внимание, снижается производительность труда.
Вибрация как и шум вредно воздействует на организм и в первую очередь вызывает заболевание периферической нервной системы так называемую виброболезнь.
В целях предотвращения заболевания от воздействия шума и вибрации санитарным законодательством установлены предельно допустимые уровни шума и вибрации.
Уровень звука нормируется и измеряется в децибелах (дБ). Для измерения используются шумометры различных модификаций.
Допустимые уровни шума на рабочих местах определяются санитарными нормами СН 785-69:
• в помещениях для умственной работы без источников шума (кабинеты, конструкторские бюро, здравпункты) – 50 дБ;
• в помещениях конторского труда с источниками шума (клавиатура ПК, телетайпы и т.п.) – 60 дБ;
• на рабочих местах производственных помещений и на территории производственных предприятий – 85 дБ;
• на территориях жилой застройки в городском районе в 2м от жилых зданий и границ площадок отдыха – 40 дБ.
4 Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки.
Требования установлены в техническом кодексе установившейся практики «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденном постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 20 мая 2009 г. № 16 (далее – ТКП 181-2009), и техническом кодексе установившейся практики «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок», утвержденном приказом Министерства энергетики Республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 228 (далее – ТКП 427-2012). Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять специально подготовленный электротехнический персонал, имеющий соответствующую группу по электробезопасности.
Лица, относящиеся к электротехническому персоналу, должны:
– проходить медицинский осмотр в соответствии с Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 47;
– проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175, постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» после присвоения (подтверждения) группы по электробезопасности с соблюдением требований ТКП 181-2009;
– иметь удостоверения по охране труда со вкладышем для электротехнического персонала.
Лица, относящиеся к электротехническому персоналу, обладающие правом проведения работ, к которым предъявляются специальные требования по охране труда, должны иметь запись во вкладыше удостоверения по охране труда. К таким работам относятся: верхолазные работы; работы под напряжением на токоведущих частях: чистка, обмыв и замена изоляторов, ремонт проводов, смазка тросов; испытание электрооборудования с подачей повышенного напряжения от постороннего источника; обслуживание щеточного аппарата на работающем генераторе; обслуживание щеточного аппарата на работающем электродвигателе; работы внутри баков силовых трансформаторов (дугогасящих реакторов); обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств; работы с импульсным измерителем линий электропередачи; работы с электроизмерительными клещами и электроизолирующими штангами для проведения измерений. Перечень работ, к которым предъявляются специальные требования по охране труда, утверждается руководителем организации.
5 Ответственность за несоблюдение законодательства о труде и охране труда.
Юридические и физические лица виновные в нарушении законодательства о труде, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь (ст. 465 ТК РБ) [10] несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
Рассмотрим более подробно каждый вид ответственность за несоблюдение законодательства о труде и охране труда.
Дисциплинарная ответственность определяется правилами внутреннего трудового распорядка либо коллективным договором или соглашением и заключается в виде следующих мер дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 198 ТК РБ) [10]. Кроме того, независимо от принятых мер дисциплинарного взыскания к виновным могут применяться и такие меры, как лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие.
Если в качестве наказания выбрали такую меру, как увольнение, то в трудовую книжку увольняемого, заноситься запись с соответствующей статьей.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю.
Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде. При этом на должностных лиц может быть наложен штраф в размере до 10 базовых величин. Наниматели (юридические лица) за указанные нарушения могут быть подвергнуты штрафу в размере до 300 базовых величин.
Государственными органами надзора и контроля привлекаются к административной ответственности должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде, в соответствии со ст. 4.1 Кодекса Республики Беларусь об административной ответственности.
Основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности является:
– нарушение законодательства о занятости населения (ст. 9.15 КоАП РБ);
– отказ в приеме на работу (ст. 9.16 КоАП РБ);
– нарушение правил по охране труда (ст. 9.17 КоАП РБ);
– нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений (ст. 9.18 КоАП РБ);
– нарушение законодательства о труде (ст. 9.19 КоАП РБ);
– сокрытие страхового случая (ст. 9.20 КоАП РБ);
– нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров (ст. 9.25 КоАП РБ) [4].
6 Виды несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Порядок и условия обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.
Несчастный случай – это случай в результате которого произошло воздействия на человека какого-либо опасного фактора.
В зависимости от того где произошел несчастный случай, они бывают:
1. Производственные – происшедшие в течение рабочего времени, во время дополнительных специальных перерывов и перерывов для отдыха и питания, в периоды времени до начала и после окончания работ, необходимые для следования по территории организации, страхователя к рабочему месту и обратно, для приведения в порядок оборудования, инструментов, приспособлений и средств индивидуальной защиты, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными правовыми актами действий перед началом и после окончания работы, при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими:
– на территории организации, страхователя или в ином месте работы, в том числе в служебной командировке при выполнении служебного задания, а также в любом другом месте, где потерпевший находился в связи с работой либо совершал действия в интересах организации, страхователя;
– во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией, страхователем;
– на личном транспорте, используемом в рабочее время в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, страхователем об использовании личного транспорта работающего в интересах организации, страхователя или по соглашению сторон трудового договора;
– на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также во время следования пешком при передвижении между объектами обслуживания либо выполнении поручения организации, страхователя;
– при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель, проводник, другой работник);
– при работе вахтовым (экспедиционным) методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
– при выполнении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.
7 Опасные зоны на строительной площадке. Требования безопасности при производстве СМР в опасных зонах. Границы опасных зон.
Опасная зона – зона возможного воздействия на работающего, при его нахождении в ней, вредных и (или) опасных производственных факторов, риск воздействия или экспозиция которых, могут превысить предельно допустимые значения. Опасные зоны в строительстве могут быть постоянными и временными.
Перед началом выполнения строительных работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или могут действовать опасные производственные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.
К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся:
– места, находящиеся вблизи неизолированных токоведущих частей электроустановок;
– неогражденные перепады по высоте 1,3 м и более;
– места, где возможно превышение предельно допустимых уровней вредных производственных факторов (шум, вибрация, электромагнитное, ультрафиолетовое, лазерное, радиоактивное излучение).
К зонам потенциально действующих опасных производственных факторов следует относить:
– участки территории вблизи строящегося здания (сооружения);
– этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;
– зоны перемещения машин, оборудования, их частей, рабочих органов;
– места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами.
На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а на границах зон потенциально опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности в соответствии с обязательными требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
8 Организация пожарной охраны в отрасли.
Основным документом, регламентирующим деятельность по обеспечению пожарной безопасности, является Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» введенный постановлением Верховного Совета РБ от 15.06.93 с изменениями и дополнениями (далее – Закон). Он определяет правовую основу и принципы организации системы пожарной безопасности и государственного пожарного надзора, действующих в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, национального достояния, всех видов собственности и экономики Республики Беларусь.
Деятельность по обеспечению пожарной безопасности осуществляется в соответствии Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь, а также на основе норм и правил пожарной безопасности, требований стандартов и др. документов системы противопожарного нормирования и стандартизации, действующих на территории республики.
Государственное управление в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, органами государственного пожарного надзора, МЧС, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.
Обязанности руководителей и должностных лиц предприятия: обеспечивать пожарную безопасность (ПБ) и противопожарный режим на предприятии; обеспечивать своевременное выполнение противопожарных мероприятий по предписанию, составленным органами государственного пожарного надзора; обеспечивать выполнение и соблюдение противопожарных требований, норм, стандартов, правил при проектировании, реконструкции, ремонте подведомственных объектов; создавать внештатные пожарные формирования и организовывать их работу; содержать в исправном состоянии пожарную технику, оборудование, инвентарь; организовывать обучение работников правилам ПБ; обеспечивать разработку плана действий работников на случай возникновения пожара; принимать меры к нарушителям НиП ПБ; взыскивать материальный ущерб с виновников пожаров.
Лица, ответственные за ПБ помещения, должны: разъяснять работникам правила ПБ и требовать строго их соблюдения; следить за исправным состоянием оборудования; знать нахождение средств пожаротушения и уметь ими пользоваться; перед окончанием работ проверять тщательность уборки рабочих мест, а после окончания проконтролировать отключение напряжения.
Обязанности работников: отвечать за правильное ведение работ на своем рабочем мест; точное выполнение инструкций и указаний противопожарного инструктажа; правильность действий в случае возникновения пожара на обслуживаемом участке.