1. Вопрос 1
2. Вопрос 2
3. Вопрос 3
4. Список используемых источников
Вопрос 1.
Дайте определение понятий «предмет и метод административно-деликтного права». Охарактеризуйте методы административно-деликтного права. Опишите его место в системе права Республики Беларусь.
Ответ:
Предметом административно-деликтного права являются общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью предупреждения административных правонарушений, защиты этих отношений от посягательств, а также в связи с совершением административного правонарушения. Отличительной особенностью каждой самостоятельной отрасли национального права является наличие собственного предмета правового регулирования, т. е. соответствующего круга общественных отношений, подпадающих под действие её норм, и применение (использование) специфических, т. е. присущих данной отрасли способов воздействия на участников этих отношений, т. е. своих методов.
А.Н. Крамник выделяет следующие методы правового регулирования:
1) метод запрета (предполагают запрет на совершение указанных в статьях Особенной части КоАП деяний. Нарушение запрета (запрета совершать то или иное деяние) влечёт наступление ответственности);
2) метод принуждения (реализуется посредством, применения таких мер, как 1) предупреждение правонарушений, 2) пресечение правонарушений, 3) обеспечение административного процесса, 4) привлечение к административной ответственности, 5) применение административно-восстановительных мер);
3) метод предписаний (реализуется посредством установления соответствующих правил для участников административно-деликтных отношений, которыми они должны руководствоваться, например, при осуществлении процессуальных действий (см. ст. 8.4 КоАП);
4) метод дозволения (это такой способ, который позволяет действовать по своему усмотрению. Он реализуется при установлении обстоятельств, которые исключают привлечение к административной ответственности (необходимая оборона) либо позволяют освободить от ответственности (см. ст. 8.2–8.7 КоАП), применять альтернативные санкции);
5) метод поощрения.
Вопрос 2.
Дайте определение понятия и охарактеризуйте общие правила квалификации административных правонарушений.
Ответ:
В сфере государственного управления реализуются многообразные интересы государства, общества и граждан. Стабильность общественных отношений, возникающих в данной сфере, обеспечивается их закреплением в нормах права, среди которых значительное место занимают различные юридически обязательные правила, имеющие своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, непосредственно затрагивающих интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.
Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.
Обязательные правила адресованы широкому кругу субъектов: одни – всем гражданам и юридическим лицам, другие – работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической сферы, третьи – должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, общественных, коммерческих организациях.
Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Административное правонарушение посягает на общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами административного права.
Вопрос 3. Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:
Решение
Капитан милиции Зубко, проходя вечером через парк им. Челюскинцев, увидел троих мужчин, распивавших алкогольные напитки на скамейке. Зубко сделал им замечание. В ответ один из них, гр-н Петренко, нецензурно выругался в адрес Зубко и бросил в него пустой бутылкой. Зубко подошел к компании и, ударив Петренко, принял меры к его задержанию, остальные убежали. В РУВД выяснилось, что гр-н Петренко является военнослужащим в звании прапорщика. Начальник РУВД задержал Петренко на 24 часа и привлек к ответственности в виде штрафа.
Ответ: в соответствии со ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
Ввиду чего решение о мерах административной ответственности можно сказать, что назначены они были в соответствии с законодательством. Однако следует отметить, что ввиду того что гражданин Петренко является военнослужащим сотрудником милиции должно было быть доложено командованию военнослужащего. Относительно Зубко нужно установить обстоятельства, в результате которых последний нанес удар Петренко, если в данной ситуации задержать Петренко не представлялось возможным, то в действиях милиционера нет ничего противоправного, однако, если применить к Петренко меры воздействия можно было без применения мер физического воздействия, то в данном случае необходимо привлечь к ответственности и самого сотрудника милиции.