1. Дайте определение понятия «административная ответственность». Охарактеризуйте основные черты административной ответственности
2. Определите основания и охарактеризуйте порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу, основания к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении
Задача 1
Список использованной литературы
1. Дайте определение понятия «административная ответственность». Охарактеризуйте основные черты административной ответственности.
Содержание понятия «административная ответственность» закрепляет ст. 4.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП). Согласно положениям данной статьи, административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом [1].
Административная ответственность характеризуется следующими чертами:
1) имеет собственную нормативно-правовую базу;
2) основанием административной ответственности является административное правонарушение (уголовной – преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – материальный ущерб или гражданско-правовой деликт);
3) за совершение административного правонарушения применяется особый вид взыскания – административное взыскание (за преступление – уголовное наказание, за дисциплинарное – дисциплинарное взыскание, за материальное – имущественные санкции);
4) административное взыскание применяется широким кругом уполномоченных на то органов и должностных лиц (уголовное наказание – только судом, дисциплинарное – органом, должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью, меры материальной ответственности – судами общей компетенции и хозяйственными судами, в отдельных случаях – в административном порядке);
5) административное взыскание налагается органом и должностными лицами на неподчиненного им нарушителя. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчинения вышестоящим органам и должностным лицам;
6) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы (за исключением увольнения в отношении отдельных категорий работников, прямо указанных в законодательстве). Лицо, к которому применяется административное взыскание считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.
Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях далее ПИКоАП) [2].
2. Определите основания и охарактеризуйте порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу, основания к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении.
Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено по жалобе лиц, указанных в части 1 статьи 12.1 ПИКоАП, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора [2].
Жалоба (протест) направляется в суд, уполномоченный в соответствии с частью 2 статьи 12.11. ПИКоАП на пересмотр вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении [2].
Постановление органа, ведущего административный процесс, по делу об административном правонарушении, обжалованное до вступления его в законную силу в районный исполнительный комитет либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), может быть пересмотрено по жалобе либо протесту судом в соответствии с подсудностью, установленной статьей 12.3 ПИКоАП, а обжалованное до вступления его в законную силу в суд, – председателем вышестоящего суда.
Вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено председателем вышестоящего суда независимо от наличия жалобы или протеста.
Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Указанный срок принесения протеста не считается пропущенным, если жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении подана прокурору до истечения шестимесячного срока.
Жалоба (протест), поданная по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежит, за исключением протеста, приносимого в связи с наличием в действиях физического лица состава преступления в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Истребование дела об административном правонарушении
Должностные лица, имеющие право пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, имеют право истребовать дело об административном правонарушении для пересмотра постановления. Указанные лица, а также прокурор вправе приостановить исполнение постановления по делу об административном правонарушении до разрешения жалобы (протеста).
Задача 1.
Инспектор ГАИ задержал на ул. Чайковского водителя автомашины ГАЗ -21 Санеева, который, совершая обгон, выехал на сплошную разделительную линию дороги. При проверке документов оказалось, что Санеев находился в состоянии алкогольного опьянения. В течение года он уже привлекался к ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Инспектор ГАИ провел с Санеевым профилактическую беседу и наложил на него штраф в размере двух базовых величин, который взыскал на месте.
1. Проведите юридический анализ состава административного правонарушения.
2. Определите, под признаки какого правонарушения подпадает данное деяние, какое наказание предусмотрено законодательством.
3. Раскройте порядок привлечения виновных лиц к ответственности.
Решение
Струнов совершая обгон, допустил административное правонарушение, предусмотренное п. 8 ст. 18.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [1]. В ходе проверки документов оказалось, что Струнов находился в состоянии опьянения. В соответствии со ст. 8.11. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в случае выявления инспектором ГАИ у водителя признаков алкогольного опьянения - он обязан на месте остановки транспортного средства отстранить такого водителя от управления.
Далее, в соответствии со ст. 10.14 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях физическое лицо, отстраненное от управления транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения, подлежит освидетельствованию в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь [2]. Освидетельствование проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, а при необходимости – с участием врача или иного специалиста.
За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения предусмотрена ответственность, согласно ст. 18.16. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [1].
Юридический анализ состава правонарушения, предусмотренного ст. 18.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:
Объект правонарушения - общественные отношения, составляющие в своей совокупности безопасность дорожного движения.