Вопрос 1. Раскройте полномочия государственных органов, юридических лиц и граждан от собственного имени защищающих права других лиц.
Ответ:
В судебной практике наиболее распространенной формой защиты прав других лиц в гражданском процессе государственными органами является дача ими заключения по делу.
Данная форма предусмотрена ст. 90 ГПК, которая содержит общее указание о праве государственных органов давать заключения по делам в случаях, предусмотренных ГПК и иными законодательными актами, вступая в процесс по своей инициативе либо по инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц. Суд вправе привлечь государственный орган к участию в деле по своей инициативе, если признает это необходимым.
Для дачи заключения в процессе могут участвовать органы опеки и попечительства (эти функции возлагаются на управления (отделы) образования, здравоохранения, социальной защиты – ч. 2 ст. 143 КоБС), жилищно-коммунальные и некоторые другие органы.
Конкретные случаи участия в гражданском процессе государственных органов для дачи заключения по делу предусмотрены нормами брачно-семейного, гражданского и гражданско-процессуального законодательства.
Так, например, органы опеки и попечительства должны быть привлечены к участию в деле о признании недействительным брака как заключенного с лицом, признанным недееспособным (ч. 4 ст. 46 КоБС), при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей (ч. 1 ст. 86), об усыновлении детей (ч. 2 ст. 122), о восстановлении в родительских правах (ст. 84), о лишении родительских прав (ст. 80), отмене усыновления (ч. 2 ст. 137 КоБС), по делам о признании гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным) (ч. 1, 2 ст. 347 ГПК), по делам об эмансипации (ч. 3ст. 377 ГПК) о разделе наследственного имущества для охраны интересов несовершеннолетних (п. 2 ст. 1081 ГК), по делам о международном усыновлении обязательно также участие Национального центра усыновления (ч. 2 ст. 122 КоБС).
Вопрос 2. Раскройте понятие протокола судебного заседания. Порядок подачи и рассмотрения замечаний на протокол.
Ответ:
В соответствии со статьей 175 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь протоколы составляются секретарем судебного заседания (секретарем судебного заседания - помощником судьи) в судебном заседании или при совершении отдельного процессуального действия вне заседания. Протокол должен быть подготовлен в письменной форме. Для обеспечения полноты составления протокола суд может использовать средства звукозаписи.
Юридически заинтересованные в исходе дела лица вправе ходатайствовать о занесении в протокол обстоятельств, которые они считают существенными для дела.
Протокол должен быть составлен и подписан не позднее следующего дня после окончания судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, а по сложным делам - в течение пяти дней. О сроках составления протокола и праве ознакомления с ним объявляется при оглашении решения. Протокол подписывается судьей и секретарем судебного заседания (секретарем судебного заседания - помощником судьи).
На основании статьи 176 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь юридически заинтересованные в исходе дела лица вправе знакомиться с протоколом и в течение трех дней со дня его подписания могут подать письменные замечания на протокол с указанием на допущенные в нем неправильности и неполноту.
Замечания на протокол рассматривает судья в пятидневный срок со дня их подачи. В случае согласия с замечаниями судья выносит определение о приобщении их к протоколу.
В случае несогласия с замечаниями судья выносит определение об их отклонении. Замечания на протокол и определение судьи об их отклонении приобщаются к протоколу судебного заседания. В этом случае юридически заинтересованные в исходе дела лица мотивы несогласия с определением судьи вправе изложить в кассационной жалобе или в жалобе в порядке надзора.
Задача.
Ответ:
Согласно ст.165 ГПК РБ суд оставляет заявление без рассмотрения, если:
1) заинтересованным лицом, обратившимся в суд, не соблюден установленный актами законодательства для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела;
2) заявление подано недееспособным лицом;
3) заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление;
4) заявление в интересах дееспособного гражданина или юридического лица негосударственной формы собственности подано государственными органами, иными юридическими лицами или гражданами без согласия этого гражданина или юридического лица;
5) исключен;
6) спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям находится на рассмотрении в том же или другом суде;
7) истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился без уважительных причин по вызову суда либо не уведомил суд о наличии уважительных причин неявки и нет его письменного заявления о разбирательстве дела в его отсутствие, а ответчик не требует разбирательства дела по существу.