1. Международная защита прав и свобод человека
2. Виды правового режима иностранцев
Задача
Список использованных источников
1. Охарактеризуйте международную защиту прав и свобод человека
Основа защиты общих прав человека была заложена государствами принятием Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948 года [1]. Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека.
Всеобщая декларация закрепила:
- равенство в правах всех людей от рождения;
- право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
- запрет пыток или жестокого обращения;
- право на гражданство;
- право на труд и достойную его оплату;
- другие права и свободы человека.
Всеобщая декларация прав человека закрепляет доминирующее положение прав и свобод человека как неотъемлемого свойства личности, умаляя тем самым исключительную роль государства в определении статуса личности [2, с. 14].
Она дала толчок к разработке и заключению многочисленных конвенций по правам человека.
Центральное место в системе обеспечения и защиты прав человека занимают пакты о правах человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах были приняты в 1966 году и ратифицированы СССР в 1973 году [3; 4]. К Международному пакту о гражданских и политических правах имеются два Факультативных протокола.
На основании норм Пакта об экономических, социальных и культурных правах государства гарантировали индивиду: право на труд, включая право на место работы, справедливые и благоприятные условия труда, право на отдых и так далее; право на участие в профсоюзах; право на социальное обеспечение и социальное страхование; охрана семьи; право на образование и участие в культурной жизни и другие права.
2. Охарактеризуйте виды правового режима иностранцев
Независимо от степени устойчивости правовой связи иностранца с государством пребывания практика государств выработала несколько видов правовых режимов пребывания иностранцев в данной стране. По сути, эти правовые режимы представляют собой юридическое решение вопроса об объеме прав, которые предоставляются иностранцам [7, с. 88]. Это – следующие режимы: национальный, наибольшего благоприятствования, специальный (преференциальный).
Национальный режим соотносит правовой статус иностранцев со статусом граждан страны пребывания. С этой точки зрения правовой статус иностранцев в принципе приравнивается к правовому статусу собственных граждан, но за рядом исключений, предусмотренных национальным законодательством [8, с. 43]. Например, к таким исключениям относится отсутствие у иностранцев права на участие в управлении государственными делами. Не возлагаются на иностранцев такие обязанности, как, например, обязанность служить в вооруженных силах государства пребывания. Национальный режим не нарушает связи иностранца и с государством его гражданства – в отношении своего государства от несет обязанности при сохранении всех прав. При применении к иностранцам национального режима вовсе не обязательно действие принципа взаимности. Это означает, что права и свободы предоставляются иностранным гражданам независимо от того, имеют ли такие же права и свободы граждане данного государства в государстве, гражданином которого является иностранец. Тем не менее на практике принцип взаимности может применяться, но не в целом – не в отношении всего комплекса прав и свобод, а применительно к отдельным правам. В таком случае принцип взаимности специально оговаривается в том или ином национальном законе. Например, он может быть оговорен в законе о товарных знаках. В нем может быть оговорена взаимность относительно регистрации товарных знаков на имя иностранца. Подобный же подход к принципу взаимности может содержаться в международных договорах: в них включаются нормы о национальном режиме иностранцев только применительно к предмету регулирования этого договора.
Задача
Пограничные службы государства А. задержали гражданина третьего государства за переход границы в недозволенном месте. Задержанный заявил о своей невиновности и объяснил, что на территории не было никаких признаков государственной границы, то есть отсутствовали демаркационные знаки, поэтому и произошло нарушение.
Влечет ли юридические последствия демаркация границы после установления границ де-юре?
Решение
Да, влечет.
Установление границ – сложный процесс, предполагающий несколько стадий, среди основных – делимитация и демаркация.
Делимитация, то есть договорное закрепление линии прохождения границы, осуществляется на крупномасштабных картах с приложением подробного словесного описания границы.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. – 10 декабря 1998 г.
2. Белорусский журнал международного права и международных отношений // Специальный выпуск, посвященный 50-летию Всеобщей декларации прав человека. – 1998. – № 4. – 104 с.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. – М., 1978. – Вып. XXXII.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17 (1831).
5. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.).
6. Карташкин, В.А. Права человека. Международная защита в условиях глобализации / В.А. Карташкин. – М.: Норма, 2009. – 288 с.
7. Шумилов, В.М. Международное публичное экономическое право. Учебное пособие / В.М. Шумилов. – М.: НИМП, 2001. – 288 с.
8. Ушакова, Н.А. Международное право: Учебник / Н.А. Ушакова. – М: Юрист, 2000. – 304 с.
9. Тиунов, О.И. Международное гуманитарное право: Учебное пособие / О.И. Тиунов. – М.: Норма, 1998. – 312 с.