Введение
1 Классификация методов маркетинговых исследований
2 Прямые каналы распределения товаров
3 Практическая часть
3.1 Характеристика предприятия (ОАО «ОМКК»)
3.2 Практическое задание
Заключение
Список использованных источников
Рыночные отношения в экономике определяют необходимость орга-низационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Главным фактором, определяющим успех организации, является способность удовлетворять запросы потребителей. Высокая конкуренция уже достигла того уровня, когда за клиента необходимо «бороться».
Для любой организации, приступающего к выпуску и продаже товара, жизненно важными являются вопросы: в каких товарах нуждается потребитель; сколько он купит таких товаров; какую цену он согласен заплатить за них; какие услуги ему нужно предложить, чтобы он выбрал данную фирму, а не фирму конкурента. Чем крупнее организация, чем шире масштаб ее рыночной деятельности, тем настоятельнее необходимо знание рыночной ситуации, тенденций ее развития, сложной системы взаимосвязей и взаимоотношений, складывающихся на рынке. Малая организация также испытывает необходимость в информации, которая ознакомила бы с состоянием рынка и предупреждала о неблагоприятных изменениях в рыночной конъюнктуре.
В связи с этим особенно актуальным становится применять навыки использования маркетинговых инструментов, которые будут им необходимы в профессиональной деятельности. Без проведения исследований и сбора исчерпывающей информации о внешней среде организации невозможно удовлетворить все потребности покупателей и занять выгодные позиции на рынке.
Эффективная работа на внутреннем и внешнем рынке требует знания и учета объективных рыночных законов, умения организовать регулярное получение и использование рыночной информации, повысить конкурентоспособность продукции. Все это является элементами маркетинга – одной из наиболее эффективных концепций рыночной экономики.
Маркетинг - это деятельность фирмы по формированию своего позиционно-деятельностного поведения на рынке, основывающегося на экспертно-аналитическом (рефлективном) отслеживании процессов продвижения и обращения товаров в рамках осуществления конкретной ценовой политики под влиянием факторов внешней и внутренней среды для достижения максимально возможных результатов. При этом рыночная ситуация развивается в условиях риска и неопределенности.
1 Классификация методов маркетинговых исследований
Существует пять основных методов проведения маркетинговых исследований: наблюдение, фокус-группы, опросы, данные о поведении покупателя, эксперименты. Каждый метод представляет собой определенный способ сбора первичной информации для решения задач бизнеса. Каждый из пяти способов имеет свои преимущества, недостатки, ограничения и способен предоставить информацию разной полноты и точности. Далее подробно рассмотрим данные методы [1].
1 Наблюдение - очень простой и удобный метод проведения маркетингового исследования. Необходимая информация собирается с помощью наблюдения за целевой аудиторией. Можно наблюдать практически за всем: как человек совершает покупку, что он делает, как проходит его день, как он сморит телевизор, рекламу и т.д. Наблюдение может быть несогласованным (когда аудитория не знает, что за ней наблюдают) и согласованным. Наблюдение может быть, как количественным, так и качественным методом исследования.
В современной практике маркетинга придумано очень много способов максимально практичного использования данного метода: респонденту выдают специальные устройства, которые отслеживают его действия; респонденту предлагают вести дневник и фотографировать определенные моменты; за респондентом просто ходит человек-наблюдатель и делает определенные пометки; за процессом покупки наблюдают с помощью видео-камер в точках продаж; визиты домой с изучением жизни потребителя; потребителю предлагает использовать новый продукт в течении длительного времени и наблюдают за всем процессом использования товара.
Метод наблюдения может вам дать действительно первичную, неискаженную информацию о вашей аудитории. Вы сможете увидеть истинное поведения потребителя в привычной для него обстановке, посмотреть как он живет, как покупает, как взаимодействует с окружающим миров и с необходимыми вещами. Качественные методы наблюдения рождают множество инсайтов и помогают правильно выстроить концепцию рекламного сообщения. Минусом метода является интерпретация увиденной информации. Потребитель не дает вам ответа на ваши вопросы, он демонстрирует вам свое поведение в конкретный момент времени. Оно может быть не типичным для него именно сейчас, а вы можете выстроить на основе этого неправильные выводы. Поэтому, когда вы проводите качественные наблюдения, изучайте поведение аудитории в длительном периоде, в динамике [2].
Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, цель наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.
2 Прямые каналы распределения товаров
Сбыт – важнейшая функция и этап в деятельности любого предприятия производящего какую-либо продукцию. Вне зависимости от характера выпускаемых изделий любая производственная компания имеет дело с реализацией готовой продукции. Можно производить полезный и качественный товар, но если не удастся построить эффективные каналы сбыта продукции, она просто не дойдет до своих целевых потребителей. Поэтому сбыту, сбытовой стратегии и организации каналов распределения уделяется так много внимания как в теории, так и при практическом ведении бизнеса [5].
Канал сбыта в маркетинге (англ. «distribution channel») – цепочка физических и/или юридических лиц задействованных в процессе движения (посредством купли-продажи) товаров от производителя к потребителю. Другими словами, канал сбыта – цепь посредников.
Канал сбыта (или иначе: канал продаж, канал распределения, канал дистрибуции) позволяет соединить производителя продукции или услуг с их потребителями, обеспечивая поток товаров в одну сторону и денежных средств в другую.
Важные характеристики канала сбыта в маркетинге – его длина, ширина и уровни: длина канала сбыта – количество звеньев (посредников) в сбытовой цепи; ширина канала сбыта – количество участников процесса распределения в каждом звене канала; уровень канала (англ. «channel level») – отдельный посредник в сбытовой цепи, участвующий в процессе товародвижения от производителя к потребителю.
Можно выделить следующие функции каналов сбыта в маркетинге:
- исследовательская – сбор данных о рынке;
- стимулирующая – поощрение приобретения продукции;
- контактная – создание и поддержание обратной связи с покупателями;
- переговорная – установление, согласование и корректирование условий продаж (цена, упаковка, сервис);
- организационная – обеспечение товародвижения (по большому счету логистика: транспортировка, погрузка, хранение);
- финансовая – поиск денежных ресурсов для компенсации затрат;
- рисковая – принятие всей полноты ответственности за работу канала [5].
О прямом канале распределения говорят тогда, когда производитель самостоятельно продает изготовленные товары непосредственно потребителю (покупателю). Такие продажи позволяют:
- более полно изучать запросы потребителей;
- своевременно выявлять и устранять недостатки, допущенные в процессе создания и производства товара;
- обеспечивать более высокий уровень эффективности предпринимательской деятельности [5].
3 Практическая часть
3.1 Характеристика предприятия (ОАО «ОМКК»)
ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» был создан для закупки и переработки скота, выработки мясной продукции, других продуктов питания, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Уже более 80 лет ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» является одним из крупнейших производителей мясных консервов.
Оршанский мясоконсервный комбинат был сдан в эксплуатацию 5 января 1930 года с проектной мощностью по выработке мяса 30 тонн в смену и колбасных изделий 8 тонн в смену. Он был создан на месте одной из боен, построенной в ХIХ веке. Тогда работали мясожировой, колбасный, беконный, холодильный цеха. С первых дней предприятие стало лидером мясоперерабатывающей отрасли Беларуси. На нем были собраны наиболее квалифицированные рабочие, технологи, инженеры и служащие.
В 1935 году вступил в строй консервный цех.
В годы Великой Отечественной войны предприятие было полностью разрушено. После войны предприятие было восстановлено и довоенного уровня достигло в 1953 году.
Последующие годы были отмечены вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей. В 1960 году построен новый консервный цех мощностью 47,8 туб. В смену, в 1960 году – новый холодильник емкостью 2000 тонн единовременного хранения.
В 1988-1989 гг. реконструирован консервный цех, установлена технологическая линия по выпуску жестебанки №12 немецкой фирмы «Блема». Мощность консервного цеха выросла до 50000 условных банок в смену.
В 1992 году создана сеть собственных фирменных магазинов.
В 1996 году проведена частичная реконструкция консервного цеха и начато производство сырокопченых и вяленых колбас.
Открытое акционерное общество «Оршанский мясоконсервный комбинат» создано решением Витебского областного исполнительного комитета от 29 декабря 1997 года № 580 путем преобразования Государственного предприятия Оршанский мясоконсервный комбинат в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.
Организационная структура управления Оршанского мясоконсервного комбината представлена в приложении А.
В 1999 году введен в строй новый цех по производству консервов для детского питания. Установлено новое импортное оборудование.
В сентябре 2001 года сдан в эксплуатацию цех по переработке рыбы. Производственная мощность цеха 16 тонн в месяц. Сегодня этот цех выпускает свыше 30 наименований продукции.
Заключение
Для любой организации, приступающего к выпуску и продаже товара, жизненно важными являются вопросы: в каких товарах нуждается потребитель; сколько он купит таких товаров; какую цену он согласен заплатить за них; какие услуги ему нужно предложить, чтобы он выбрал данную фирму, а не фирму конкурента. Чем крупнее организация, чем шире масштаб ее рыночной деятельности, тем настоятельнее необходимо знание рыночной ситуации, тенденций ее развития, сложной системы взаимосвязей и взаимоотношений, складывающихся на рынке. Малая организация также испытывает необходимость в информации, которая ознакомила бы с состоянием рынка и предупреждала о неблагоприятных изменениях в рыночной конъюнктуре.
Эффективная работа на внутреннем и внешнем рынке требует знания и учета объективных рыночных законов, умения организовать регулярное получение и использование рыночной информации, повысить конкурентоспособность продукции. Все это является элементами маркетинга – одной из наиболее эффективных концепций рыночной экономики.
Существует пять основных методов проведения маркетинговых исследований: наблюдение, фокус-группы, опросы, данные о поведении покупателя, эксперименты. Каждый метод представляет собой определенный способ сбора первичной информации для решения задач бизнеса. Каждый из пяти способов имеет свои преимущества, недостатки, ограничения и способен предоставить информацию разной полноты и точности.
Сбыт – важнейшая функция и этап в деятельности любого предприятия производящего какую-либо продукцию. Вне зависимости от характера выпускаемых изделий любая производственная компания имеет дело с реализацией готовой продукции. Можно производить полезный и качественный товар, но если не удастся построить эффективные каналы сбыта продукции, она просто не дойдет до своих целевых потребителей. Поэтому сбыту, сбытовой стратегии и организации каналов распределения уделяется так много внимания как в теории, так и при практическом ведении бизнеса.
Канал сбыта позволяет соединить производителя продукции или услуг с их потребителями, обеспечивая поток товаров в одну сторону и денежных средств в другую.
Важные характеристики канала сбыта в маркетинге – его длина, ширина и уровни: длина канала сбыта – количество звеньев в сбытовой цепи; ширина канала сбыта – количество участников процесса распределения в каждом звене канала; уровень канала – отдельный посредник в сбытовой цепи, участвующий в процессе товародвижения от производителя к потребителю.
Маркетинговые исследования рынка – одна из разновидностей маркетинговых исследований, изучает все аспекты бизнес-среды компании.
1. Как собирать первичную информацию для исследования? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://powerbranding.ru/marketing-research/main-methods/
2. Котлер, Филипп, Армстронг, Гари, Вонг, Вероника, Сондерс, Джон. Основы маркетинга, 5-е европейское изд.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2016. – 752 с
3. Коротина, А.Н. Маркетинговые стратегии: курс лекций / А.Н. Коротина. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2013. - 78 с.
4. Егоров Ю.Н. Основы маркетинга: учебник / Ю.Н. Егоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2015. – 292 с.
5. Галяутдинов Р.Р. Понятие и виды каналов сбыта в маркетинге // Сайт преподавателя экономики. [2018]. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://galyautdinov.ru/post/marketing-kanaly-sbyta
6. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент / Ф. Котлер, К. Келлер. – 12-е изд.– Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 356 с.
7. Прямые каналы распределения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.good-reklama.ru/marketing/41.html
8. Голубков, Е.П. Основы маркетинга : Учебник / Е.П. Голубков. – Москва: «Финпресс», 2013. – 688 с.
9. Прямые каналы распределения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studbooks.net/831089/marketing/pryamye_kanaly_raspredeleniya
10. Ценовая политика предприятия: пособие / В.Ф. Паршин. – Минск, Выш. Школа, 2010. – 336с.
11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 №495, с учетом последних изменений от 19.01.2012 №56. [Электрон. ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2005. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21100495.
12. Маркетинговое исследование рынка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_m/marketingovoe_issledovanie_rynka/