Вопрос №1
В КоАП определение совокупности дано в статье 2.7: совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными статьями Особенной части КоАП, ни за одно, из которых физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности.
Общие признаки множественности присущи и совокупности правонарушений: совершение одним лицом нескольких административных правонарушений, причем все они должны сохранять юридическую значимость. Теряется юридическая значимость тех правонарушений, за которые физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП. По статье 2.7 вторым обстоятельством, влияющим на юридическую значимость, является истечение срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (ст. 2.8). Полагаем, что последняя регламентация является ненужной. Положения статьи 2.8 не могут влиять на присутствие или отсутствие совокупности административных правонарушений. Если 1 даже последующее правонарушение будет совершено до истечения года со дня окончания исполнения административного взыскания, наложенного за предшествующее правонарушение, то все равно оно не имеет значения для наличия совокупности. Ведь одним из существенных специальных признаков совокупности является то, что ни за одно из нескольких совершенных административных правонарушений физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности. В случае привлечения лица к административной ответственности за одно из нескольких совершенных правонарушений, такое правонарушение не может включаться в понятие множественности независимо от того, истек ли давностный срок, предусмотренный статьей 2.8, или не истек.
Вопрос №2
Административный процесс включает в себя установление фактических обстоятельств дела об административном правонарушении, выбор и анализ норм права, решение дела. Все это невозможно себе представить без доказывания – процесса установления объективной истины по делу. Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения дела об административном правонарушении. Доказывание – это неотъемлемая часть административного процесса, без него невозможно разрешить дело об административном правонарушении. Цель доказывания– установление обстоятельств, являющихся предпосылкой привлечения к административной ответственности лиц, действительно виновных в совершении административного правонарушения, обстоятельств, позволяющих правильно разрешить дело об административном правонарушении, справедливо наказать виновного и освободить невиновного от административной ответственности. Определение в ПИКоАП обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, упорядочивает деятельность по его осуществлению, способствует экономии сил и средств, сокращает сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. При этом единственным средством, с помощью которого может осуществляться доказывание, является доказательство. Статья 6.2. ПИКоАП указывает на обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении.
1. По делу об административном правонарушении подлежат доказыванию:
1) наличие деяния, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
Задача
Решение:
Распитие спиртных напитков в помещении совершеннолетними лицами не влечет никакой ответственности.
Однако, стрельба из огнестрельного оружия подпадает под действие статьи 17.2. «Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы».
Данное правонарушение характеризуется:
1. Прямым умыслом;
2. Объективная сторона: стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы;
3. Субъект общий: достигший 16-ти лет, вменяемый;
4. Объект правонарушения – общественный порядок и нравственность.
1. Аникеенко, Ю. Б. Административно–деликтное право: учебное пособие / Ю. Б. Аникеенко, В. М. Бозров, В. М. Новоселова. – Москва: Юрлитинформ, 2014. – 213 с.
2. Рябцев, Л. М. Административное право: учебное пособие / Л. М. Рябцев и др. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 367 с.
3. Телятицкая, Т. В. Административное право: учебно–методический комплекс / Т. В. Телятицкая, А. П. Куракова. – Минск: Издательство МИУ, 2013. – 300 с.