ВОПРОС №3
ВОПРОС №28
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВОПРОС №3 ДАТЬ ПОНЯТИЕ ФОРМАЛЬНОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, УКАЗАТЬ ОСОБЕННОСТИ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ. ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ.
ОТВЕТ:
В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.
Если официальные отношения регламентируются соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако, внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику первой организации. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам.
Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными группами.
Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.
Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели), признается неформальной группой (организацией).
Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов.
Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.
ВОПРОС №28 РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА.
ОТВЕТ:
Труд менеджера (или управленческий труд) выделился из общего процесса производства в результате разделения, специализации и кооперации производства. Управленческий труд направлен на организацию всех производственных процессов и обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы в целом.
Управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. В широком понимании управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.
То есть управленческий труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.
Можно выделить специфические особенности управленческого труда:
1) умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:
а) организационно-административная и воспитательная работа (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);
б) аналитическая и конструктивная работы (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);
в) информационно-техническая работа (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции);
2) участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно (косвенно через труд других лиц);
3) предмет труда - информация;
4) средства труда - организационная и вычислительная техника;
5) результат труда - управленческие решения.
В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют:
- руководителей;
- специалистов;
- вспомогательный персонал.
Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №10
Существует три точки зрения в отношении к конфликтам:
А. Конфликтов не должно быть. И руководители, и подчиненные должны стремиться к тому, чтобы избегать конфликтных ситуаций.
В. Конфликты неизбежны. Если конфликт возник, его разрешает непосредственный руководитель или вышестоящее руководство. Они принимают решение, обязательное для всех. Бывает, что в полной мере конфликт разрешить нельзя, но тут уже ничего не поделаешь.
С. Конфликты вполне возможны. Они подлежат анализу и обсуждению с тем, чтобы выявить лежащие в их основе причины и, насколько возможно, устранить и конфликты, и причины, их порождающие.
Какая из приведенных точек зрения в большей мере соответствует Вашим представителям о конфликтах? Аргументируйте свой выбор.
В чем, на Ваш взгляд, несостоятельность других точек зрения?
Какие конфликты чаще всего возникают в Вашей организации? Кем и как они разрешаются?
ОТВЕТ:
Конфликт – это социально-психологическое явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
На мой взгляд, конфликты возможны в любой социальной группе численность от 2 и более человек. Человек сложен и многогранен. Психика человека неустойчива. Причиной конфликта может быть формальный повод. В зависимости от воспитания, социальной адаптации и пр. человек, посредством конфликта, выражает своё мнение.
1. Бутеня В.Е. Менеджмент: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. – Мн.: «БГЭУ», 2009.
2. Гончаров В.И. Менеджмент. – Мн.: «Мисанта», 2003.
3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента, – М.: «Новое знание», 2009.
4. Климович Л.К. Основы менеджмента. – Мн.: «РИПО», 2015.
5. Сидоров Л.Н. Менеджмент. – Мн.: «РИВШ», 2009.
6. Основы менеджмента, под.ред. Гайнутдинова Э.М. – Мн.: «БНТУ», 2014.