Вопрос №1
Вопрос №2
Вопрос №3
Список использованной литературы
1. Охарактеризуйте принцип гласности судебного разбирательства
Принцип гласности закреплен в ст. 114 Конституции Республики Беларусь, где указано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. В Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст. 11) также повторяются конституционные положения принципа гласности.
Гласность является одним из необходимых составных компонентов демократической процессуальной формы судопроизводства, важной юридической гарантией осуществления принципа законности в правосудии и реального осуществления прав участников процесса. Данный принцип является гарантией независимости судей, средством контроля за деятельностью суда со стороны населения и юридической общественности, формирует авторитет суда в обществе, помогает повысить ответственность судей за результаты своей работы, обеспечивает правовое воспитание граждан и должностных лиц, создает условия для объективного и непредвзятого рассмотрения дела судом, способствует повышению культуры хозяйственного судопроизводства, предупреждению правонарушений и росту профессионального уровня юристов156.
Открытое разбирательство дел в хозяйственных судах оказывает сильное воздействие на судей, а также других участников процесса и положительно влияет на соблюдение норм хозяйственного процесса права, обеспечивает реальную информированность людей о судебной деятельности, является одним из частных проявлений конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Этот принцип является предпосылкой вынесения законного и обоснованного решения. При этом лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход разбирательства с занимаемых ими мест.
2. Проанализируйте деятельность органов, осуществляющих организационное и материально-техническое обеспечение судов.
Для нормального функционирования органов судебной власти — судов, кроме правового обеспечения, необходимо решение комплекса организационно-кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и иных вопросов. Вся названная исполнительно-распорядительная деятельность охватывается понятием организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов. Она включает кадровое, организационное, ресурсное и информационное обеспечение органов судебной власти в целях создания надлежащих условий для отправления правосудия, выполнения задач суда при строгом соблюдении его независимости и самостоятельности.
Эта деятельность носила разные наименования:
с 1917 по 1957 г. она называлась судебным управлением и включала также такие функции, как ревизии, позже — проверки деятельности судов, их инструктирование;
с 1958 по 1989 г. — организационное руководство судами;
с 1989 по 1994 г. — организационное обеспечение деятельности судов;
с 1995 г. по настоящее время — организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Это не простая замена понятий и терминов, а отражение положения суда в государстве и в системе юстиции, постепенное повышение его роли, укрепление независимости.
В самом деле, в условиях административно-командной системы — это судебное управление; после проведения некоторых демократических преобразований в середине 50-х годов — организационное руководство судами; в годы перестройки и строительства демократического правового государства — организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов.
Задача
Прокурор вправе проверять законность исполнения решений приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях; в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому решение, приговор определение или постановление вступили в законную силу.
О каком направлении прокурорского надзора идет речь? Каково юридическое значение данного направления прокурорского надзора?
Решение:
Данное правомочие прокурора подпадает под действие ст. 4 Закона, о прокуратуре которое гласит что деятельность прокуратуры охватывает действия на установление «соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении».
Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении - это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора, направленная на обеспечение законности и обоснованности судебных постановлений всех судебных инстанций по уголовным, гражданским, экономическим делам и делам об административных правонарушениях, а также за соблюдением законодательства при их исполнении.
Сущность такого прокурорского надзора в указанной отрасли заключается в обеспечении законности при судебном разбирательстве дел, принятии мер к своевременной отмене в установленном порядке незаконных и необоснованных приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, устранении нарушений законодательства при исполнении судебных постановлений [46, с. 89].
Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, или же путем принесения протеста.