Вопрос №1
Вопрос №2
Задача №1
Задача №2
Список использованной литературы
Вопрос №1
Правоотношения в сфере социального обеспечения
Все правоотношения по социальному обеспечению — это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения.
Правоотношение — это урегулированное нормами права общественное отношение, т. е. предписанное нормами права правомерное поведение субъектов права в определенных отношениях предмета данной отрасли права.
Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций), социальных услуг и льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами (семьями), имеющими на них право.
Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.
Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Существует столько отношений по социальному обеспечению, сколько видов общественных отношений
Отличительная особенность отношений заключается в том, что правоотношения по социальному обеспечению имеют обеспечительный характер, когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа социального обеспечения.
Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:
1) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);
2) по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг);
3) по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока (т.е. периодические) и разовые (единовременные);
4) по формам социального обеспечения (государственное социальное страхование, социальное обеспечение из государственного бюджета, дополнительные виды добровольного страхования (дополнительные пенсии, услуги, пособия).
Вопрос №2
Пенсии за особые заслуги перед РБ. Социальные пенсии
Понятие «пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь» означает, что этот вид пенсий предоставляется лицам, внесшим значительный вклад в социально-экономическое развитие государства, обеспечение его безопасности, обороноспособности и территориальной целостности.
Нормативным правовым актом, регулирующим пенсионное обеспечение, осуществляемое за особые заслуги перед Республикой Беларусь, является Положение о пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 1993 г. № 185 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 1994 г. № 171). Указанный нормативный правовой акт был принят в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 16 февраля 1993 г. «О порядке пенсионного и другого материального обеспечения некоторых категорий граждан за их заслуги перед республикой».
Право па пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь имеют: лица, удостоенные звания «Герой Беларуси», и лица, награжденные орденами Отечества трех степеней; граждане, удостоенные почетных званий Республики Беларусь (народный, заслуженный); лауреаты Государственных премий Республики Беларусь; лица, имеющие другие государственные награды Республики Беларусь (если это установлено их положениями); участники Великой Отечественной войны, награжденные пятью и более (женщины - тремя и более) орденами за боевые и трудовые заслуги, а также командиры и комиссары партизанских бригад, командиры и комиссары партизанских отрядов, начальники штабов партизанских бригад и отрядов; выдающиеся спортсмены - победители и призеры Олимпийских игр, чемпионы мира и Европы.
Задача №1
Гражданин Сидорович, родившийся 10 мая 1970г., имеет стаж работы слесарем в ремонтных мастерских совхоза «Щучинский» три года. Инвалидность второй группы наступила в результате увечь, полученного на работе.
Имеет ли он право на пенсию? Каковы условия его пенсионного обеспечения?
Решение:
Итак, из условий задачи установим, что гражданину Сидоровичу – 49 лет. Инвалидность наступила в результате производственного увечья, полученного на работе. При этом он имеет только 3 года стажа работы.
Таким образом, согласно ст. 27 Закона о пенсионном обеспечении пенсии по инвалидности назначаются независимо от причины инвалидности при наличии следующего стажа работы ко времени наступления инвалидности или обращения за пенсией (в нашем конкретном случае) от 46 лет до достижения 51 лет при наличии стажа работы 11 лет.
Задача №2
Гражданин Гончар, 1952г. рождения, имеющий трудовой стаж 20 лет, в конце 2005г. погиб в автокатастрофе. На его иждивении находилось двое детей: сын – 16 лет и дочь – 22 года, студентка заочного отделения БГУ.
Определите, имеют ли право на пенсию по случаю потери кормильца дети Гончара?
Согласно Закону Республики Беларусь, «О пенсионном обеспечении», ст.35, основанием для назначения пенсию по случаю потери кормильца является факт смерти лица, на иждивении которого находились будущие получатели этой пенсии.
Право на получение пенсии имеют:
• дети, в том числе усыновленные, до 18 лет, а при условии получения образования на дневной форме обучения – до 23 лет;
• ставшие инвалидами до 18 лет, братья, сестры, внуки, если они не имеют трудоспособных родителей или опекунов, и не получают от них пособий;
• родители и супруги пенсионного возраста или признанные инвалидами, находившиеся на иждивении умершего;
• родители и супруги умершего, не являвшиеся его иждивенцами, но утратившие источник средств к существованию;
• неработающие родственники умершего, занимающиеся уходом за его детьми и другими иждивенцами младше восьми лет;
• деды и бабки, при отсутствии других лиц, обязанных их материально обеспечивать;
• нетрудоспособные отчимы и мачехи, если они растили умершего не менее пяти лет.
1. Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», 17 апреля 1992., №1596 ХII с изм. и доп. от 6 января 2009 г. №6-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2009. - 2/1558.
2. Постовалова, Т.А. Право социального обеспечения: в вопросах и ответах/ Т.А. Постовалова. - Минск: Тесей, 2007. - 228 с.
3. Авдей, А.П. К проблеме правового регулирования трудовых пенсий по случаю потери кормильца в Республике Беларусь / А.П. Авдей // Социальное и пенсионное право. - 2006. - № 1. - С. 26-28.
4. Положение о пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 1993 г. № 185 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 1994 г. № 171).