1. Лишение специального права: сущность, виды, сроки
2. Основание для исполнения административного взыскания. Отсрочка, рассрочка исполнения
Задача 1
Задача 2
Список использованных источников
1. Лишение специального права: сущность, виды, сроки
Данный вид административного взыскания предусмотрен ст. 6.8 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) и может применяться как основное, так и в качестве дополнительно взыскания (совместно с другим основным взысканием) [1, ст.6.3].
Применяется оно за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП. Законодательство устанавливает два вида таких запретов: 1) лишение права управления транспортными средствами; 2) лишение права охоты.
Применение лишения специального права управления транспортными средствами влечет за собой запрет заниматься определенной деятельностью, например для водителя-профессионала – запрет на установленное время работать по специальности, а для водителя-любителя – запрет управлять принадлежащим ему или другим лицам транспортным средством. Лишение права охоты означает запрет заниматься охотой [5, с.113].
Административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством устанавливается КоАП за нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, совершенные в течение года после наложения административного взыскания (ч.6 ст.15.37), управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (ст. 18.16), стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы (ст.17.2) и некоторые другие [1].
Срок лишения специального права составляет от трех месяцев до трех лет [1, ст.6.8].
Такое наказание имеет ограничения: лишение права управления транспортными средствами не может применяться к физическому лицу, которое пользуется этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, или употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ [1, ст.6.8].
2. Основание для исполнения административного взыскания. Отсрочка, рассрочка исполнения
Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является завершающей стадией производства.
Согласно ст. 14.1 ПИКоАП законодательство об исполнении административных взысканий состоит из ПИКоАП Республики Беларусь и иных актов законодательства, определяющих порядок и условия исполнения административных взысканий [2, ст.14.1].
Исполнение административного взыскания на территории Республики Беларусь осуществляется в соответствии с ПИКоАП Республики Беларусь и иными актами законодательства. Порядок и условия исполнения административного взыскания определяются законодательством, действующим во время его применения [2, ст.14.3].
Основанием для исполнения административного взыскания является вступившее в законную силу постановление суда, органа, ведущего административный процесс, уполномоченных ПИКоАП налагать административное взыскание [2, ст.14.4].
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, за исключением постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, которое вступает в силу немедленно;
2) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление [6, с.301].
Задача 1
Гражданин Ц.. причинил телесные повреждения О., за что органом внутренних дел был привлечен по ст. 9.1 к административной ответственности.
Аргументируйте решение.
РЕШЕНИЕ
Согласно ст.9.1 КоАП умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест [1, ст.9.1].
В соответствии с п.1 ч.1 ст.3.30 ПИКоАП протокол об административном правонарушении по ст.9.1 вправе составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел [2, ст.3.30].
Вместе с тем согласно ч.1 ст.3.2 ПИКоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст.9.1 КоАП, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда [2, ст.3.2]. Проанализировав главу 3 ПИКоАП можно сделать вывод о том, что по данной статье рассмотрение дел является исключительной компетенцией суда.
Задача 2
Райисполком образовал административную комиссию в составе председателя и пяти членов, а также разрешил председателю комиссии во время выездных заседаний привлекать к ее работе депутатов райсовета на правах членов комиссии. Контроль за работой комиссии был возложен на старшего юрисконсульта исполкома.
Правомерно ли решение исполкома? Проанализируйте каждую часть его решения.
РЕШЕНИЕ
1. Согласно п.8 Примерного положения об административной комиссии, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сент. 2001 г. № 1396 (далее – Положение) в состав административной комиссии входят: председатель комиссии, его заместитель, ответственный секретарь и иные члены комиссии [3, п.8].
Административная комиссия при районном, городском исполнительном комитете и местной администрации образуется из 9 - 11 человек, при поселковом и сельском исполнительном комитете - из 5 - 7 человек [3, п.8].
Таким образом, в количественном составе административной комиссии уже были допущены нарушения, так как в соответствии с Положением при районном исполнительном комитете образуется административная комиссия, включающая 9-11 человек, а не 6, как в задачи. Также в условии задачи не указано о том, что в административной комиссии были избраны заместитель председателя комиссии и ответственный секретарь.
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.; одобрен Советом Республики 2 апр. 2003 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2019 г. № 171-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] от 20 декабря 2006 г. № 194-З: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.; одобрен Советом Республики 1 дек. 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2019 г. № 171-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
3. Примерное положение об административной комиссии : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 21 сент. 2001 г., № 1396 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 92. – 5/8548.
4. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, от 4 янв. 2010 г. №108-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 11 дек. 2009 года; одобрен Советом Республики 17 дек. 2009 года: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
Специальная литература
5. Козелецкий, И.В., Сухаркова, А.И. Административное право. Часть 2/ И. В. Козелецкий, А. И. Сухаркова. — Минск: Академия МВД, 2013. - 438 с.
6. Крамник, А. Н. Административное право. Часть 2: Административно-деликтное право. / А. Н. Крамник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 379 с.