Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Список источников
1 Охарактеризуйте международное право и международные отношения как составные части международной системы
Международная система включает в себя множество подсистем, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельную, автономную систему. Так, по горизонтали международная система "раскладывается" на подсистемы (каждая из которых представляет собой отдельную систему):
o международную военно-политическую систему. В ее рамках решаются вопросы обеспечения целостности государств, государственных границ, применения силы, политического и военного сотрудничества;
o международную экономическую систему. В ее рамках решаются вопросы экономического взаимодействия и конкуренции государств и частных лиц;
o международную социально-культурную систему. В ее рамках решаются вопросы прав человека, культурного сотрудничества, взаимодействия социальных, административных систем.
По вертикали международная система состоит из множества подсистем: локальных, региональных, межрегиональных, секторальных; систем, "привязанных" к отдельным международным организациям ("право Всемирной торговой организации" и т.п.).
Частью международной системы является международно-правовая система, которая тоже имеет пять компонентов: предметный, субъектный, регулятивный, функциональный, идеологический. Предметным компонентом международно-правовой системы выступает вся совокупность отношений с участием государств и (или) международных организаций, а также все, по поводу чего они вступают в конкретные правоотношения. Это - отношения публично-правовые. Субъектным компонентом, следовательно, являются государства и международные (межправительственные, межгосударственные) организации. Для удобства терминологии можно называть государства и международные организации - международными публичными лицами.
2 Дайте определения понятия «международных организаций» и охарактеризуйте виды международных организаций
Под международными межправительственными организациями понимается субъект международного права, созданный в соответствии со специальным международным договором (уставом), обладающий международной правосубъектностью и четко определенной организационной структурой, действующий в соответствии с нормами международного права.
Международная межправительственная организация должна отвечать следующим специфическим признакам:
- иметь учредительный характер, т.е. международный договор особого рода, создающий международную организацию и определяющий ее юридическую природу;
- обладать международной правосубъектностью, т.е. иметь международные права и обязанности, производные от создавших ее государств;
- иметь четко определенную организационную структуру, т.е. систему органов среди которых, как правило, выделяются: высшие органы, исполнительные органы, административные органы во главе с высшим административным должностным лицом организации (Генеральный секретарь) и комплекс специальных комитетов и комиссий;
- иметь определенные цели деятельности;
- в своей деятельности не противоречить нормам международного права.
3 В начале 70-х гг. XX в. при рассмотрении Генеральной Ассамблеей ООН вопроса о предоставлении независимости португальским колониям в Африке, представитель Португалии обвинил некоторые государства, что они, оказывая помощь патриотам Анголы, допускают нарушение принципа невмешательства. Он указал, что борьба в колониях представляет собой внутреннее дело метрополии и любое участие в такой борьбе третьих государств вступает в вопиющее противоречие с международным правом.
Как современное международное право относится к решению проблемы международной правосубъектности наций и народов, борющихся за свою независимость?
В современном МП имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой МП; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения — не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом МП может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции. Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.
Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций. Речь идет о нациях, не оформленных в государства, но стремящихся к их созданию в соответствии с МП.
1.Попов В.П. Международное право. Учебные материалы. – М.: ИНФРА – М, 2004.
2.Бирюков П.М. Международное право: Учебное пособие. – М: Юристъ, 2002.
3.Лукашук И.И. Международное право. – М.: Издательство БЕК, 2003.
4.Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: «Проспект», 2002.
5.Международное право. / Под. Ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова, – М.: Международные отношения, 2002.