1. Основные виды и атрибуты бытия
2. Основные сферы социального контроля
3. Политический режим: понятия, классификация
Список использованных источников
1. Основные виды и атрибуты бытия
Единый и целостный мир представляет собой бесконечное множество самых различных вещей и явлений. Все они индивидуальны и неповторимы в своем бытии, но вместе с тем обладают и некоторыми общими свойствами. Поэтому реальное многообразие бытия может быть так или иначе классифицировано, в нем можно выделить определенные виды сущего и его атрибуты, т. е. необходимые и неотъемлемые свойства вещей и явлений.
В первую очередь выделяют два основных вида всего сущего: материальное и духовное бытие. Взятые в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи и явления мира – по крайней мере известные нам на сегодняшний день. К материальном у бытию относят те явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность. Сюда могут быть включены все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества [2, с. 61].
К идеальному бытию относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания – чувства, настроения, мысли, идеи, теории и т.д. – и составляющие содержание субъективной реальности. Все эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, а многие из них так и остаются достоянием лишь данной личности (какими-то своими мыслями и чувствами я могу ни с кем не делиться). Чаще всего, однако, духовные явления принимают объективированную, физическую форму (в виде устного сообщения, текста, формулы и т.д.) и входят уже в систему материального бытия. Поэтому в реальной человеческой жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества. В связи с этим некоторые философы считают необходимым уточнить исходную классификацию видов сущего и выделяют бытие:
– вещей и процессов природы;
– человека;
– духовного;
– социального.
При этом считается, что подобная градация лучше фиксирует целостность материального и идеального бытия в повседневной деятельности человеческого общества.
Для обозначения объективно-реального бытия в философии традиционно используется категория материи (от лат. materia – вещество). Это понятие возникает еще в античности в результате мысленного поиска некой первоосновы всего бытия, изначальной сущности, объединяющей мир в единое целое. Такая первичная сущность должна находиться в природе и не зависеть в своем существовании от каких-либо духовных явлений – ни от человеческого сознания, ни от высшего разума.
2. Основные сферы социального контроля
Для того чтобы общество могло нормально функционировать, поведение составляющих его индивидов в целом должно быть ориентировано на сохранение, а не на деструкцию существующей социальной системы. Важнейшим защитным механизмом, оберегающим любое общество от деструктивных тенденций, является механизм социального контроля. Как пишет известный современный социолог П. Бергер, «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки» [2, с. 51].
Под социальным контролем понимается особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций.
Согласно Ж-Гурвичу, в обществе существуют различные сферы социального контроля, в которых также можно выделить различные иерархии ценностей и идеалов. В число таких сфер социального контроля входят религия, мораль, право, искусство, познание и обучение. Соотношение между собой этих сфер социального контроля определяется конкретным типом общества. Кроме того, в разных обществах могут доминировать различные подобласти этих сфер. Например, в различных типах обществ может доминировать философское (метафизическое) или научное (позитивное) познание. В сфере права может преобладать социальное право, право межиндивидуальное, право организованное или право стихийное, право заранее определенное, право гибкое, право интуитивное.
Религия активно обращена к человеку, входит в сферу влияния на него, оказывает воздействие на общество. Когда государство в силу разных причин слабело, разрушалось, именно религия позволяла сохранить порядок, социальную интеграцию, социальный контроль. То есть религия в данном случае выполняла полностью функции общественных связей. В этом была ее сила, универсальность как социального института.
3. Политический режим: понятия, классификация
Третьим элементом формы государства является политический режим, который определяет форму государства и содержание его деятельности. Режим характеризуют правовое положение личности в обществе и государстве, ее фактическое положение, воздействие государства на политическую жизнь страны и другие черты.
Существуют различные классификации политических режимов. Ряд авторов предлагают двучленные классификации. При таком подходе все режимы делятся на демократические и недемократические (по другой терминологии тоталитарные).
Демократический режим – это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются: формирование органов власти выборным путем; политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений, союзов; гарантированное существование политических прав и свобод граждан.
Антидемократический режим характеризуют такие признаки, как формирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выборов либо без выборов; наличие единой государственной идеологии и отсутствие политического плюрализма; бесправие граждан и произвол властей зачастую при формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан [5, с. 42].
Сходную классификацию дает профессор А.И. Коваленко. Автор выделяет два политических режима: демократический и террористический. В свою очередь террористический режим подразделяется на три разновидности: фашистский, тоталитарный и авторитарный.
Фашистский режим характеризуется как национально-демагогический, тоталитарный – как казарменный, основным признаком авторитарного режима является репрессивный метод осуществления государственной власти.
Многочисленная классификация содержит перечень и характеристику широко известных режимов, таких как:
– деспотический режим предполагает полный произвол монарха;
– тиранический режим основан на узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления;
– тоталитарный режим, основу которого составляет всевластие государства, то есть полный контроль над обществом;
– фашистский режим, идеологией которого является крайний шовинизм и бесчеловечность по отношению к врагам нации, прежде всего к евреям и коммунистам;
– авторитарный режим, характерной чертой которого является опора на культ личности партийного лидера и его обожествление;
– либерально-демократический режим, предполагающий осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами.
1. Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С.С. Алексеев. – М, 2001. – С.55.
2. Бергер, П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / П.Л. Бергер. – М., 2006. – С.68.
3. Гаджиев, К.С. Тоталитаризм как феномен XX века / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. – 2002. –№ 2. – С.58.
4. Ленин, В.И. О государстве. Поли. собр. соч. Т.ЗЗ. – 231 с.
5. Карапетян. Л.М. К вопросу о моделях федерализма / Л.М. Карапетян // Государство и право. – 2006. – №12. – С.49.
6. Петров. В.С. Сущность, содержание и форма государства / В.С. Петров. – Л., 2007. – 215 с.