Введение
1. Источник конституционного права, общая характеристика
2. Конституция Республики Беларусь - основной источник конституционного права
3. Декреты и указы Президента Республики Беларусь
4. Постановления Совета Министров Республики Беларусь, их роль в конституционном праве
5. Другие нормативные правовые акты и иные источники конституционного права
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы состоит в том, что на основе источников конституционного права формируется вся система текущего законодательства, благодаря им определяется компетенция государственных органов, что имеет немаловажное значение.
Под источниками конституционного права следует понимать те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы либо писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения.
Цель работы: обобщить знания о системе конституционного права, его месте в системе права.
Задачи контрольной работы:
- определить источники конституционного права, дать их общую характеристику;
- рассмотреть Конституцию Республики Беларусь, как основной источник конституционного права;
- изучить роль в конституционном праве Декретов и Указов Президента, Постановлений Совета Министров Республики Беларусь;
- проанализировать другие нормативные правовые акты и иные источники конституционного права.
В качестве общенаучных методов исследования применялись: сравнительно-правовой, формально-логический и системный методы научного познания.
1. Источник конституционного права, общая характеристика
Под источниками конституционного права следует понимать те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы либо писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения.
Первая группа источников – нормативные правовые акты. Они подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля, парламентские регламенты, акты местного самоуправления [1].
Первый вид законов – Конституция – это Основной закон, имеющий особую форму и содержание. Второй вид – конституционные законы - вносят изменения в текст конституции либо существенно дополняют его. Третий вид законов – органические законы. Это особый источник конституционного права, который имеет ряд специфических особенностей, во-первых, их издание прямо предусмотрено в конституции; во-вторых, они дополняют конституцию не изменяя ее основных принципов. Например, органическими законами являются законы о гражданстве, о выборах. Четвертый вид законов – это акты исполнительной власти, имеющие силу закона на основе делегированного законодательства. Например, декреты Президента в Республике Беларусь. Пятый вид законов – обычные законы, т.е. законы, принимаемые парламентом по текущим вопросам, которые предусмотрены в конституции.
К нормативным актам исполнительной власти относятся акты главы государства (указы, декреты) и нормативные акты правительства, а иногда и министерств. Указанные акты служат источником права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Кроме того, нормативные акты нижестоящих органов не должны противоречить актам вышестоящих [2].
К нормативно-правовым актам органов конституционного контроля относятся решения Конституционного Совета во Франции, Конституционного трибунала в Польше. Нормативно-правовой характер имеют такие решения этих органов, которые содержат конституционно-правовые нормы – о конституционности законов, о компетенции государственных органов, о толковании Конституции и законов.
2. Конституция Республики Беларусь - основной источник конституционного права
Термин «конституция» с латинского переводится как «учреждение». В самом общем смысле – это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства.
Самым распространенным является понятие Конституции как закона, обладающего высшей юридической силой. Высшая юридическая сила означает, что, во-первых, нормы конституции всегда имеют главенствующее значение по отношению к другим нормам. Во-вторых, законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре [3].
Сущность Конституции представляет собой запись соотношения политических сил, существующих на момент ее принятия. Сущность Конституции определяется в ее функциях и признаках.
Функции конституции:
1) юридическая функция проявляется в том, что конституция – это основной закон, главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений;
2) политическая функция: конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы;
3) идеологическая функция объясняется как функция наивысшего правового авторитета для граждан и организаций.
Признаки Конституции:
1) преемственность - в англосаксонских государствах это понятие определяется через термин «континуитет» т.е. непрерывность, преемственность государственной власти, тем самым подчеркивается незыблемость государственности.
3. Декреты и указы Президента Республики Беларусь
Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
Выделяют два вида декретов: изданные на основании закона о делегировании законодательных полномочий (обычные или делегированные) и временные. Национальное законодательство в ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» закрепило официальное определение декрета: «это нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в силу особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений» [4].
Таким образом, декрет раскрыт через признаки, присущие как временным, так и делегированным декретам. Определение юридической силы временных декретов выступает одной из основных задач в развитии национального законодательства. В юридической литературе довольно широко распространено мнение, что временные декреты по юридической силе в иерархии нормативных правовых актов стоят выше, чем законы. Такой вывод делается на основании ч. 3 ст. 137 Конституции: «Конституция в ч. 3 ст. 137 утвердила общий принцип верховенства декретов и указов Президента над законом».
4. Постановления Совета Министров Республики Беларусь, их роль в конституционном праве
Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь [2].
Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Республики Беларусь Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.
5. Другие нормативные правовые акты и иные источники конституционного права
В соответствии с законом Республики Беларусь от 10.01.2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в ред. от 02.07.2009 г.) иерархия нормативных актов выглядит следующим образом:
1. Конституция Республики Беларусь, в том числе и конституционные законы, например, закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию.
2. Следующее место в иерархии источников конституционного права занимают решения референдумов. Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.
3. Источником конституционного права могут являться также международные договоры и соглашения, заключенные Республикой Беларусь с другими государствами.
4. К числу источников конституционного права относятся программные законы. Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным вопросам.
5. Важное место в системе источников конституционного права принадлежит Кодексам Республики Беларусь [5].
Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Они имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Например, Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.
6. Самым распространенным источником конституционного права являются обычные законы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под источниками конституционного права следует понимать те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы либо писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения.
Самым распространенным является понятие Конституции как закона, обладающего высшей юридической силой. Высшая юридическая сила означает, что, во-первых, нормы конституции всегда имеют главенствующее значение по отношению к другим нормам. Во-вторых, законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре.
Конституция Республики Беларусь обладает классической структурой, по форме выражения является писанным актом, по способу изменения - жесткая.
Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.