Координация прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью
Задача 1
Задача 2
Список использованных источников
1. Координация прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью
Уровень и динамика современной преступности, а также уровень коррупции, их структура и характер требуют более тесного взаимодействия по объединению усилий правоохранительных органов, других государственных органов и иных организаций в противодействии преступным и коррупционным проявлениям.
Координация является важной предпосылкой обеспечения эффективной борьбы с преступностью и коррупцией на основе концентрации усилий государства и общества, направленных на противодействие преступным и коррупционным проявлениям, посредством оптимизации потенциальных возможностей всех субъектов правоохранительной деятельности, устранения параллелизма, разобщенности и дублирования в их работе [3, с.255].
Под координирующей деятельностью следует понимать самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, выражающейся в осуществлении на плановой основе комплекса аналитических, организационных и практических мероприятий по объединению усилий указанных выше субъектов в борьбе с преступностью и коррупцией, обеспечению своевременного предупреждения (профилактики), выявления, пресечения и раскрытия преступлений и коррупционных проявлений, быстрому и полному расследованию преступлений (в том числе коррупционных), устранению причин и условий, способствующих их совершению [1, с.348].
Осуществление прокуратурой координирующей деятельности обусловливается самим характером надзорной деятельности, позволяющей прокурорам владеть обширной и достоверной информацией о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, оперативно корректировать деятельность по борьбе с данными негативными явлениями.
Осуществление прокуратурой координирующей деятельности предполагает четкое разграничение юрисдикции полномочий и ответственности всех субъектов координации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией и обеспечение правоохранительной деятельности на системной и комплексной основе. Прокуратура не должна подменять собой субъектов координации, сковывать их инициативу и самостоятельность. Каждый из них обязан действовать в пределах своей компетенции.
Задача 1
Прокурор района предъявил иск гражданину Яковлеву в пользу престарелой Станюк о расторжении договора продажи ею квартиры Яковлеву. В судебном заседании, где Станюк отсутствовала, прокурор обсудил с Яковлевым условия мировой сделки и попросил суд удовлетворить ее как, по мнению прокурора, очень выгодную для Станюк.
Оцените законность действий прокурора.
РЕШЕНИЕ
При подаче прокурором в суд заявления в защиту прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица эти гражданин или юридическое лицо являются истцами (заявителями) [2, ст.82].
Так, на основании ст. 82 Гражданского процессуального кодека Республики Беларусь (далее - ГПК) прокурор фактически не является истцом по делу, а выступает представителем.
В соответствии с ч.1 ст.84 ГПК прокурор, участвующий в деле, имеет права и несет обязанности, предусмотренные статьей 56 ГПК [2, ст.84].
То есть прокурор обладает правами юридически заинтересованного в исходе дела лица, а право на заключение мирового соглашения в соответствии со ст.61 ГПК принадлежит исключительно истцу и ответчику.
Задача 2
Бучель обратилась с жалобой в прокуратуру на действия судебного исполнителя районного суда Куприк, который, по мнению заявителя, фактически не предпринимал никаких действий, направленных на обеспечения исполнения решения суда, постановленного по результатам рассмотрения судом гражданского иска, заявленного Бучель к Байдуну в целях взыскания алиментов на содержание несовершеннолетнего сына Бучель.
Оцените возможные действия прокурора.
РЕШЕНИЕ
В данной ситуации прокурор может на основании ст. 124 Закона «Об исполнительном производстве» принести протест на действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения [6, ст.124].
Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения [6, ст.125].
1. Басков, В.И. Прокурорский надзор: учебник. / В.И. Басков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2017. - 704 с.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 января 1999 г.: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 г. [Электронный ресурс]: в ред. от 17.07.2019 г. // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Кеник, А.А. Прокурорский надзор: учеб. Пособие / А.А. Кеник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2008. – 576 с.
4. Крюков, В.Ф. Прокурорский надзор: учеб. для вузов / В.Ф. Крюков. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2016. – 784 с.
5. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г. № 220-З [Электронный ресурс]: в ред. от 18.07.2016 г. // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Об исполнительном производстве: Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З [Электронный ресурс] // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией: Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 644: в ред. от 23.02.2015 г. [Электронный ресурс] // Эталон / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.