Введение
1. Социальная структура Древнего Египта
2. Нормативные акты, существующие в Древнем Египте
Заключение
Список использованных источников
Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этнически однородного населения – древних египтян [4, с.35].
Интенсивно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые государственные образования – номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ.
Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н.э. завоевывают весь Египет. Предопределял раннюю централизацию древнеегипетского государства и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий [4, с.36].
История Древнего Египта делится на ряд периодов: период Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов; период Древнего, или Старого, царства (около 2778—2260 гг. до н.э.), в который включается время царствования III-IV династии; период Среднего царства (около 2040—1786 гг. до н.э.) – время царствования XI-XII династий; период Нового царства (около 1580—1085 гг. до н.э.) – время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов [6, с.47].
Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства – первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.
1 Социальная структура Древнего Египта
Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, – мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие «слуга царя» – полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта [2, с.49].
Схематично сословная структура выглядела так:
1. Свободные сословия:
А) жрецы (в том числе фараон – верховный жрец);
Б) фараон и его ближайшее окружение («царский двор»);
В) светская знать: 1) потомственная (номархи, богатые землевладельцы); 2) служилая (государственные чиновники-вельможи, воины и другие);
Г) крестьяне-общинники и «сильные неджесы»;
Д) горожане (купцы, ремесленники и другие);
Е) работники умственного труда и представители так называемых «свободных искусств» (ученые, педагоги, врачи, художники и другие);
2. Полузависимые сословия:
А) «царские люди»;
Б) люди «домов» (хозяйств) нецарских;
3. Зависимые сословия:
А) «царские хемуу»;
Б) рабы («баку»).
Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству [2, с.51].
Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи «людей, скота, золота», на основе которых и устанавливались налоги [2, с.51].
2 Нормативные акты, существующие в Древнем Египте
Древнеегипетское право не знало разделение на отрасли. О сводах египетских законов до нас дошли только предания: о законах Менеса, о реформах Бокхориса и некоторых других событиях [3, с.70].
Однако, на основании косвенных исторических свидетельств - мифов, поучений и хвалебных надписей - можно утверждать, что для древнеегипетского законодательства и правосудия характерными были ориентация на провозглашение и реализацию принципов соразмерности наказания тяжести совершенного преступления, принципов истины и справедливости, которые открывали новые возможности в регулировании конфликтов наряду с казуистическим изложением законодательных установлений и требований. Наличие развитой письменности позволяло осуществлять более строгий и надежный учет и контроль в делах административных, налоговых, повинностных и карательных. Причем нормы, регулирующие данные отношения, кроме того, что они были связаны с религией и общеустановленными моральными нормами поведения, отличались формализмом.
Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя - преступление против религии. Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы. Причем все государственно-значимые события обходились не без участия жрецов [6, с.58].
В Древнем Египте, экономика которого имела преимущественно аграрный характер, особым образом регламентировались сфера имущественных отношений и сфера оборота земель. Здесь был разработан свод (каталог) всех земель страны - «Книга росписи земель Верхнего и Нижнего Египта», где все земли были расписаны по держателям полей (храмы, управления царской администрации, конкретные лица) на текущий год [6, с.58].
Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества. Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга. Вначале собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась при помощи писца особой записью (и все это делалось за плату). Впоследствии передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить обряд ввода покупателя во владение. В многочисленных документах и надписях, касающихся оформления различных обязательств, встречаются клятвы, которые стороны произносят по требованию суда или по собственной инициативе.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов.
С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который, начиная с III династии, не просто обожествлялся, но считался равным богам. Логическим следствием изменений египетской теологии становится скрупулезная разработка ритуала поклонения богу-фараону, строительство гигантских пирамид на местах их захоронений.
Древним источником права Египта был обычай, позже приобретает большое значение законодательство фараонов.
Существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.
Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества. Широкое распространение получили договоры перевозки грузов.
Все наказания отличались жестокостью - с телесными мучениями (битье) и членовредительными действиями (нанесение рваных ран), умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина.
Хотя отправление правосудия в Древнем Египте находилось всецело в руках рабовладельцев, правящая верхушка общества всячески стремилась к тому, чтобы внушить низшим слоям господствующего класса представление о беспристрастии суда и о равенстве перед ним всех египтян, независимо от их общественного положения.
Для судебной системы Древнего Египта было характерно одновременное существование светского и храмового судов. И тот и другой официально подчинялись фараону, однако на практике храмовый суд постепенно становится практически независимым от фараона, который, в свою очередь, принимает участие лишь в самых громких судебных процессах. Взяточничество и вымогательство суда были общеизвестны.
1. Александрова, Н.В. Древний Восток : учеб. пособие для вузов / Н.В. Александрова, И. А. Ладынин, А. А. Немировский [и др.]. — М.: Астрель, 2008. – 347 с.
2. Глазова, Е.В., Терехова, Л.Н. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / Е.В.Глазова, Л.Н.Терехова. - СПб: Питер, 2013. – 412 с.
3. Гравский, В.Г. Всеобщая история государства и права: учебное пособие / В.Г.Гравский. - М.: Норма, 2012. – 568 с.
4. Дьяконов, И.М. История древнего мира / И. М. Дьяконов, В. Д. Неронова, И. С. Свенцицкая. —3-е изд., испр. и доп. - Т. 1 - М.: Наука, 2009. – 289 с.
5. Жидков, О.А. Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / О.А.Жидков, Н.А.Крашенникова. - 2-е изд. - М.: Норма, 2010. – 617 с.
6. Лурье, И.М. Очерки древнеегипетского права: учебное пособие / И.М.Лурье. – СПб:Эксмо, 2000. – 375 с.
7. Рубаник, В.Е. История государства и права зарубежных стран: курс лекций / В.Е.Рубаник. - М.: Эксмо, 2011. – 325 с.