ВВЕДЕНИЕ
Принятие христианства явилось прогрессивным явлением для Беларуси.
Несмотря на принятие христианства, языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор. Новая религия содействовала объединению наших земель, укреплению государственности, способствовала расширению письменности, каменной архитектуры, храмов и монастырей, книг, иконописей и т.д.
Процессы децентрализации, шляхетская анархия, борьба магнатов за власть и обращение за поддержкой к иностранным государствам, нежелание большинства шляхты поступиться своими правами, религиозная нетерпимость привели Речь Посполитую в состояние кризиса и упадка, создали условия для вмешательства соседних стран во внутренние дела государства.
В результате раздела Речи Посполитой к Российской империи отошли Витебск и Полоцк. На присоединённых к России территориях была образована Могилёвская губерния. Нельзя не отметить политику, согласно которой проводилась навязываемое русифицирование местного населения.
Реформы 1860—1870-х годов ускорили социально-экономическое развитие Белоруссии, содействовали становлению капитализма. При этом на территории Северо-Западного края реформы были проведены в урезанном виде, одна из наиболее значительных реформ — земская — так и не была проведена. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году.
Революционная волна начала XX века способствовала подъёму волны белорусского национального движения.
20-е и 30-е гг. в общественно-политической истории Беларуси связаны с решением задач культурной революции.
Она рассматривалась как составная часть строительства социализма и сводилась к тому, чтобы добиться всеобщего образования подрастающего поколения, ликвидировать неграмотность и малограмотность взрослого населения, воспитать новую интеллигенцию, поднять культурный уровень всего народа.
Цель работы: обобщить знания о христианстве в 9-13 вв. на территории Беларуси, о белорусских землях в составе Российской империи, о политике белорусизации 1920-1930 гг.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть принятие и распространение христианства в 9-13 вв. на территории Беларуси;
- охарактеризовать белорусские земли в составе Российской Империи после раздела Речи Посполитой;
- проанализировать политику белорусизации 1920-1930 гг.
В качестве общенаучных методов исследования применялись: сравнительно-правовой, формально-логический и системный методы научного познания.
1. Принятие и распространение христианства 9-13 в. на территории Беларуси
Проникновение христианства на земли восточных славян началось в 9 веке. Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укреплению княжеской власти. В начале христианство затронуло только княжеско-боярскую верхушку.
На Беларуси христианство укреплялось без насилия на протяжении нескольких столетий. Поэтому некоторое время у нас существовало 2 веры.
Поскольку точной даты принятия христианства не существует принята дата основания Полоцкой епархии (992г). Несмотря на принятие христианства, языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор. Принятие христианства явилось прогрессивным явлением для Беларуси.
Новая религия содействовала объединению наших земель, укреплению государственности, способствовала расширению письменности, каменной архитектуры, храмов и монастырей, книг, иконописей и т.д.
Монастыри стали первыми культурными центрами, в которых были собраны библиотеки, основаны школы, писались летописи и книги.
Именно из деятелей церкви в это период вышли наши первые образованные люди [1, с. 48].
Принятие христианства имело также и отрицательные черты, которые выразились прежде всего в полном вычеркивании языческого прошлого славян (жестокая борьба против языческих обычаев, обрядов, уничтожение языческой культуры и т. д.).
Распространение христианства в пределах современной Беларуси началось довольно рано.
Этому способствовало то, что еще в 9 – 10 вв. предки белорусов: кривичи, дреговичи и радимичи входили в соприкосновение с варягами, а также с торговыми людьми, использовавшими знаменитый путь «из варяг в греки», по рекам Западная Двина и Днепр.
Православие оказало определяющее влияние на формирование национального менталитета, развитие нравственного сознания, художественной культуры, литературы и философии восточнославянских народов.
Традиции цивилизованного образа жизни и государственности, книжности и образованности, интеллектуализма и социальной поддержки сложились на белорусских землях под базовым влиянием православия.
В конце X в. белорусскими княжествами было принято христианство, в 992 г. основана Полоцкая епархия [2, с. 106].
Первый монастырь был заложен в древнем Изъяславле (современный Заславль) полоцкой княжной Рогнедой. Христианское влияние проявилось в создании центров книжности и просвещения. В XI—XII вв. был создан свод житийной литературы (Евфросинья Полоцкая, Авраамий Смоленский и др.).
Образцами древнебелорусских рукописных книг являются Туровское и Реймское евангелие (XI в.), Оршанское евангелие (XIII в.). Литературным языком этого времени был церковно-славянский. Знаменитым древнерусским книжником - Климент Смолятич (первая пол. XII в.).
2. Белорусские земли в составе Российской Империи после раздела Речи Посполитой
Процессы децентрализации, шляхетская анархия, борьба магнатов за власть и обращение за поддержкой к иностранным государствам, нежелание большинства шляхты поступиться своими правами, религиозная нетерпимость привели Речь Посполитую в состояние кризиса и упадка, создали условия для вмешательства соседних стран во внутренние дела государства.
В результате первого раздела Речи Посполитой (1772) к Российской империи отошли Витебск и Полоцк. На присоединённых к России территориях была образована Могилёвская губерния.
В результате второго раздела (1793) к Российской империи отошёл Минск [5, с. 45].
В результате третьего раздела (1795) границы России вышли к Бресту.
Польский король отказался от трона в пользу российской императрицы Екатерины II.
Таким образом управлять современными белорусскими землями с того времени стала Российская Империя.
В 1796 году была образована Белорусская губерния с центром в Витебске (Вильно стало центром Литовской губернии).
Губерния была разделена на 16 уездов. На территории Белоруссии среди местных евреев распространяется учение Хабад.
Характеризуя данный период, нельзя не отметить политику, согласно которой проводилась навязываемое русифицирование местного населения.
Целью было максимально быстрое сближение с соседними русскими регионами. Выражаясь современной терминологией, геноцида не происходило.
В то же время, центральный аппарат в указании местным властям обязывал искоренить местный язык, культурные и прочие особенности населения, проживающего на землях, захваченных в результате раздела Речи Посполитой.
Одним из показательных примеров является тот факт, что в течение месяца после опубликования приказа о воссоединении земель в составе Российской Империи все местное население должно было быть приведено к присяге [5, с. 47].
Тем, кто отказывался это сделать, приказывалось в течение трех месяцев продать все недвижимое имущество и покинуть территорию государства.
В связи с этим произошел довольно существенный раскол в обществе. Присягнувшие пользовались покровительством местных ставленников и привилегиями дворянства. Остальные становились неугодными и подлежали высылке из страны.
Многие имения с крепостными крестьянами передавались во владение русским князьям.
3. Политика белорусизации 1920-1930 гг
20-е и 30-е гг. в общественно-политической истории Беларуси связаны с решением задач культурной революции.
Она рассматривалась как составная часть строительства социализма и сводилась к тому, чтобы добиться всеобщего образования подрастающего поколения, ликвидировать неграмотность и малограмотность взрослого населения, воспитать новую интеллигенцию, поднять культурный уровень всего народа.
Национально-культурная работа этого периода отличалась рядом особенностей. Революционные события февраля — октября 1917 г. гражданская война и иностранные интервенции, борьба политических партий за белорусскую государственность способствовали небывалому росту национального самосознания народа, его стремлению к развитию своей культуры и языка, активному участию в созидании новой жизни.
Именно это во многом предопределило содержание официальной государственной политики в республике, которая вошла в историю под названием «белорусизация».
В широком смысле под белорусизацией понималось развитие белорусской культуры, выдвижение лиц коренной национальности, т. е. белорусов, на партийную, советскую, профсоюзную и другую общественную работу, перевод всего делопроизводства в республике на белорусский язык.
Практически почти десять лет белорусский народ имел возможность преодолевать такие негативные последствия векового польского и русского влияния, как определенный отрыв народа от его исторических корней и культурных традиций, притупление национального самосознания.
Стержневой проблемой белорусизации, как и в целом национальной политики, стало повышение престижности белорусского языка.
Однако в практическом осуществлении этой задачи имелись трудности. Отсутствовала унификация белорусского литературного языка.
Не была разработана научная, техническая, юридическая, медицинская, военная и другая терминологии [8, с. 358].
В декабре 1920 г. съезд Советов заявил о необходимости организации государственной и общественной жизни Беларуси на родном языке ее народа.
Наркомат просвещения был обязан уже в 1921 г. обеспечить планомерный и постепенный переход учебных учреждений, где обучались дети-белорусы, на их родной язык.
В качестве ударной ставилась задача издания на белорусском языке учебников, научно-популярной и политической литературы.
В 1921 г. для разработки белорусской научной терминологии при Наркомпросе была создана специальная комиссия. С 1922 г. на ее базе стал работать Институт белорусской культуры.
Вузы, школы, библиотеки, предприятия и учреждения переходили на работу на белорусском языке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проникновение христианства на земли восточных славян началось в 9 веке. Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укреплению княжеской власти.
На Беларуси христианство укреплялось без насилия на протяжении нескольких столетий.
Новая религия содействовала объединению наших земель, укреплению государственности, способствовала расширению письменности, каменной архитектуры, храмов и монастырей, книг, иконописей и т.д.
Монастыри стали первыми культурными центрами, в которых были собраны библиотеки, основаны школы, писались летописи и книги.
Именно из деятелей церкви в это период вышли наши первые образованные люди.
Принятие христианства имело также и отрицательные черты, которые выразились прежде всего в полном вычеркивании языческого прошлого славян (жестокая борьба против языческих обычаев, обрядов, уничтожение языческой культуры и т. д.).
Православие оказало определяющее влияние на формирование национального менталитета, развитие нравственного сознания, художественной культуры, литературы и философии восточнославянских народов.
Несмотря на сильные пережитки язычества, вера Христова достаточно глубоко проникла в жизнь восточнославянского населения этих земель, благодаря принятию христианства превратившегося в 12-13 вв. из отдельных племенных образований в часть единой древнерусской народности, характеризовавшейся общностью языка, культуры и этнического самосознания.
Огромную роль в этом интеграционном процессе сыграла Православная Церковь.
В результате первого раздела Речи Посполитой (1772) к Российской империи отошли Витебск и Полоцк. На присоединённых к России территориях была образована Могилёвская губерния.
В результате второго раздела (1793) к Российской империи отошёл Минск.
В результате третьего раздела (1795) границы России вышли к Бресту.
В то же время, центральный аппарат в указании местным властям обязывал искоренить местный язык, культурные и прочие особенности населения, проживающего на землях, захваченных в результате раздела Речи Посполитой.
Тем, кто отказывался это сделать, приказывалось в течение трех месяцев продать все недвижимое имущество и покинуть территорию государства.
В связи с этим произошел довольно существенный раскол в обществе.
20-е и 30-е гг. в общественно-политической истории Беларуси связаны с решением задач культурной революции.
1. Беларусь советская : материалы "круглого стола" / Белорусский национальный технический университет, под ред. В. А. Божанов, под ред. Д. Н. Хромченко. – Минск : БНТУ, 2012. – 148 с.
2. Беларусь: страницы истории / Национальная академия наук Беларуси, Институт истории; ред. А. А. Коваленя, Г. Я. Голенченко, А. И. Груша, В. В. Данилович, М. Г. Жилинский, Л. Я. Земляков. – Минск : Беларуская навука, 2016. – 406 с.
3. Беларусь. Песня вереска древней земли / сост. С. М. Бурыгин. – Москва : Вече, 2011. – 319 с., л. цв. ил. : ил. – (Исторический путеводитель).
4. Беларусь на мяжы тысячагоддзяў / I. М. Абрамаў і інш. ; рэд. А. П. Вайтовiч і інш. – Мiнск: Беларуская Энцыклапедыя, 2009. – 429 с.
5. Белорусские земли в составе Российского государства (1772–1917 гг.) : материалы Республиканской научно–технической конференции, Минск, 2 декабря 2013 г. / науч. ред. В. А. Божанов. – Минск : БНТУ, 2018. – 245 с.
6. Гiсторыя Беларусi : метадычныя парады па падрыхтоўцы да семiнараў для студэнтау ўсiх факультэтаў / Г. А. Гусарава і др. ; Беларуская дзяржаўная сельскагаспадарчая акадэмiя. – 2–е выд., перапрац. i дап. – Горкі : БДСГА, 2018. – 122 с.
7. Гiсторыя Беларусi [электронны рэсурс] : вучэбна–метадычны комплекс / склад. Ю. В. Александрэнкау, В. В. Шыбалка, К. I. Баландзiн, Дз. М. Хромчанка. – Мiнск : БНТУ, 2018.
8. Деружинский, В. В. Тайны беларуской истории / В. В. Деружинский, под общ. ред. А. Е. Тарас. – 2–е изд. – Минск : ФУАинформ, 2011. – 559 с.
9. Довнар–Запольский, М. В. История Белоруссии / М. В. Довнар–Запольский. – 3–е изд., испр. и доп. – Минск : Беларусь, 2017. – 591 с.