1. Определите основные положения и историю развития теории разделения властей
2. Дайте общую характеристику законодательной исполнительной и судебной властей
3. Определите современные проблемы теории разделения властей
Список использованных источников
1. Определите основные положения и историю развития теории разделения властей
Еще В. С. Абашмадзе отмечал, что учение о разделении государственной власти очень старо, оно такое же как само право, государство. Лишь начиная с античной эпохи начало развиваться учение о разделении власти и только в эпоху абсолютизма стало господствующим. На это также указывал и Ш. Монтескье, говоря о том, что концепция разделения властей берет свое начало с античной эпохи [8, с. 4-5].
В. С. Нерсесянц отмечал, что учение Платона вовсе не содержало в себе упоминания о принципе разделения властей, однако платоновское представление о преимуществах смешанного правления присутствуют в учениях Монтескье о разделении власти, в частности, при обосновании им требования о равновесии различного рода властей [10, с.13].
В. Е. Чиркин же полагает, что теория разделения властей появилась лишь во Франции в конце XVIII века. Связана она была, в первую очередь, с борьбой укрепляющейся буржуазии против феодального абсолютизма, а также с борьбой с системой, которая тормозила развитие общества и государства. Появление данной концепции было связано непосредственно с именем Ш. Монтескье. Им написано множество трудов. В своей наиболее существенной работе «О духе законов» 1748 года Ш. Монтескье изложил результаты своего длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств. На основании данных результатов он пришел к выводу о том, что «свобода может иметь место при любой форме правления, если в государстве господствует право, которое гарантировано от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, при этом данные власти взаимно сдерживают друг друга». Как видно, цель теории Ш. Монтескье – создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение их политических свобод [15, с.5].
В Новое время первым правоведом, который начал продвигать теорию разделения властей, стал Дж. Локк. Он отмечал, что необходимость существования разных властей обусловлена кратковременным характером деятельности по созданию законов и постоянным характером деятельности по их исполнению [8, с.19].
Конечно же, теория разделения властей возникла вовсе не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Англии, теория разделения властей стала частью уже начинавшей формироваться теории правового государства. В целом концепция разделения властей имеет очень большое значение для правового государства, так как реализация данного принципа является одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, который способен обеспечить столь важное и необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие [13, с.7].
2. Дайте общую характеристику законодательной исполнительной и судебной властей
2.1 Законодательная власть в Республике Беларусь
Представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламентом, который носит название Национальное собрание Республики Беларусь (далее – Национальное собрание) согласно ст. 90 Конституции Республики Беларусь [5, ст.90].
Как было сказано, Парламент является представительным и законодательным органом власти. «Представительным» данный орган власти является потому, что в нём заседают избираемые или частично назначаемые представители народа – депутаты, а «законодательным», т.к. действия депутатов выражены в принятии законов.
Следует отметить, что, если иное не предусмотрено Конституцией, депутаты Палаты Представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе.
Парламент Республики Беларусь состоит из двух палат - Палаты Представителей, в которую входит 110 депутатов, которые избираются народом на всеобщих, свободных, равных, прямых выборах при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе, и Совета Республики, который является палатой территориального представительства. Совет Республики формируется на основе косвенных выборов и состоит из 64 депутатов. Территориальным он является потому, что по 8 депутатов избирается от каждой области и города Минска, а также 8 человек назначаются Президентом [5, ст.91].
Парламент Республики Беларусь каждый год собирается на две очередные сессии. Первая сессия открывается 2 октября, её продолжительность не должна превышать 80 дней, вторая сессия открывается 2 апреля, и её продолжительность не должна превышать 90 дней [5, ст.95].
В различной литературе существует мнение, что наличие двух палат Парламента имеет как свои плюсы, так и минусы. К плюсам относят то, что такое построение парламента позволяет увеличить представительство народа, даёт возможность представлять и народ, и регионы, и региональную власть, принимать более взвешенные решения и законопроекты, учитывать мнение местных властей. Они в большей степени обеспечивают воплощение принципа разделения властей, а, следовательно, содействуют укреплению стабильности общества и государства. Минусы же заключаются в усложнении данного института, бюрократизации принятия законопроектов [11, c.4].
3. Определите современные проблемы теории разделения властей
Принцип разделения властей является одним из основополагающих принципов организации деятельности и функционирования каждого демократического и правового государства. Необходимость изучения нынешней ситуации в системе разделения властей определяется проблемами, связанными с практической подготовкой и реализацией нормативных правовых актов, политическими и правовыми отношениями между структурными подразделениями всех трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной. На практике реальное разделение властей в нашей стране только начинается. В настоящее время большинство законопроектов готовится в стенах министерств. Фактически, исполнительная власть формирует законы, которые должны соблюдаться. Но законы должны обладать высшей юридической силой, быть подготовленными и приняты только законодательным (представительным) органом [16, c. 36].
Исключительной возможностью по принятию законов и внесению законопроектов наделено Национальное Собрание. Помимо исключительных полномочий, Правительство Республики Беларусь также обладает дополнительными возможностями в сфере законотворческих мер, характерных для всех субъектов права: законодательная инициатива в рамках заседания Парламента и так далее.
Взаимоотношения в законодательном процессе между Парламентом и Правительством в действительности способны выступать не только в качестве позитивного, но иногда и дестабилизирующего фактора в развитии законодательства [15, с.10].
В свою очередь и Парламент может блокировать и не принимать законопроекты, вносимые на рассмотрения, так Правительство может представить бюджет на утверждение, а Парламент его не утвердить, что практиковалось неоднократно в обозримом прошлом. Данные примеры можно приводить и дальше, однако важно отметить только то, что все такого рода действия приводят к дестабилизации обстановки в стране, подрыву доверия населения к власти, что свою очередь чревато политическими, экономическими и социальными кризисами [15, с.10].
Таким образом, необходимость достижения баланса интересов в законодательном процессе между Парламентом и Правительством, который должен быть направлен на улучшение и оптимизацию всего процесса прохождения законов, развитие системы законодательства в целях укрепления провозглашенных конституцией гарантий. «Там, где законодательная деятельность не приносит нужных обществу социальных результатов, там нет и эффективной законотворческой политики» [2, c. 62].
1. Абашмадзе, В. С. Учение о разделении государственной власти и его критика / В. С. Абашмадзе. – Тбилиси, 1972. – 51 с.
2. Азаркин, Н.М. Учение Монтескье о разделении властей / Н.М.Азаркин // Правоведение. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982, № 1. - С. 56-62.
3. Галанза, П. Н. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX веков. Англия, США, Франция, Италия, Германия / П. Н. Галанза, Н. Н. Блохин. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. – 587 с.
4. Гуйда, Е.П. Законодательная деятельность в Республике Беларусь: состояние и развитие/ Е. П. Гуйда. – Мн.: Право и экономика, 2015. – 366 с.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
6. Корельский, В.М. Теория государства и права: учебник / В. М. Корельский, В.Д.Перевалов. – М.: ИНФРА, 2009. – 570 с.
7. Косов, Р. В. Теория разделения властей: учебное пособие / Р. В. Косов. – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. – 80 с.
8. Липень, С. В. Теория разделения властей : конкретно-исторический смысл и современные трактовки / С. В. Липень // сб. науч. тр. - Вып. 18. – Минск: БГУ, 2007. – 348 с.
9. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: учебное пособие / В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордавцев, И. В. Тимошенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : МарТ, 2014. – 714 с.
10. Нерсесянц, В. С. Политические учения Древней Греции / В. С. Нерсесянц. – М., 1979. – 264 с.
11. Савко, Н. П. Институты государственной власти: Метод. Рекомендации / Н. П. Савко. – Мн.: БГМУ, 2012. – 20 с.
12. Соколовский, А.А. Исполнительная власть Республики Беларусь / А.А Соколовский. – Мн.: БГУ, 2011. – 266 с.
13. Тихомиров, Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение / Ю. А. Тихомиров // Советское государство и право. – 1990. – № 2. – С.3-13.
14. Халипов, В. Ф. Наука о власти. Кратология: учебное пособие / В. Ф. Халипов. – М. : ОСЬ-89, 2008. – 448 с.
15. Чиркин, В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты / В. Е. Чиркин // Советское государство и право. – 1990. – № 8. – С.3-11.
16. Чудаков, М. Ф. Конституционное развитие в Республике Беларусь в свете изменений общественного и государственного строя. Советский период: пособие / М. Ф. Чудаков. – Минск: Академия управления при Прези-денте Республики Беларусь, 2015. – 51 с.
17. Шавцова, А. В. Право прав человека: ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Шавцова. – 3-е изд. перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 240 с.