1. Возникновение и истоки позитивизма. Основные этапы развития
2. Борьба с «метафизикой» и идеал «позитивного» знания
3. Проблема верификации
4. Позитивистские традиции в западной философии науки
Список использованных источников
1. Возникновение и истоки позитивизма. Основные этапы развития
Одно из самых влиятельных направлений современной классической философии. Позитивизм (pozitivus — положительный) возник во Франции в 1830-1840 гг. Его предком был Огюст Конт. Его появление было связано с неспособностью умозрительной философии (например, немецкого классического идеализма) решать философские проблемы, возникающие в связи с развитием наук.
В истории позитивизма есть 3 этапа.
Позитивизм Конта и Спенсера, эмпириокритицизм (махизм) - Мах и Авенариус, неопозитивизм.
Есть много позитивистских концепций, но главный вопрос, который возникает между ними, это отношения между философией и наукой. По мнению позитивистов первого этапа, с появлением отдельных наук философия не может найти для себя такой объект, который не был бы предметом какой-либо науки. Философия была необходима, когда не было разветвления наук. А предметом философии может быть только мир науки. То есть философия должна изучать особенности науки, задачи, которые наука решает, методы научного исследования. Философия остается задачей сравнения общих результатов отдельных наук.
Позитивисты первой ступени не только противопоставляют конкретные философские науки, но и вообще стремятся исключить самостоятельное значение философии в системе научного знания. Позитивизм сделал следующий шаг в противопоставлении наук философии на втором этапе своего развития, выступив уже как махизм (представитель Мах). Основываясь на данных естествознания, махизм утверждает, что он превосходит материализм и идеализм, занимая своего рода промежуточную третью связь между материализмом и идеализмом.
2. Борьба с «метафизикой» и идеал «позитивного» знания
Основная цель позитивизма - получение объективных знаний.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно во второй половине 19 века).
Позитивизм критиковал естественные философские конструкции, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако позитивисты перенесли эту критику на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики [2]. Суть позитивистской концепции взаимоотношений философии и науки отражена во фразе О. Конта: «Наука - это ее собственная философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей» научной философии.
3. Проблема верификации
Верификация - это процесс проверки истинности знания. Это говорит о том, что сложные предложения должны быть разделены на протокольные предложения. Правдивость протокольных предложений абсолютно определена, поскольку она соответствует наблюдаемой реальности. Форма протокольного предложения следующая: «Н.Н. наблюдал такой-то объект в такое-то время и в определенном месте. Сокращение сложных предложений до протокольных предложений называется сокращением. Таким образом, вся деятельность ученого сводится к проверке протокольных предложений и их обобщению. Основываясь на сокращении, Венский круг, возглавляемый Р. Карнапом, стремится создать единую научную теорию - «Основу единой науки», то есть протокольные предложения, которые держат науку на вершине обобщения. В 40-х и 50-х годах эта теория будет пересмотрена на основе физики.
Наука - это знание, которое можно проверить экспериментально (20-30 года двадцатого века). Философские (ненаучные) знания не поддаются проверке. Философия - это знание довольно неоднозначно и не все может быть подтверждено опытом.
Например: у Шопенгауэра одним из критериев счастья является одиночество, которое невозможно проверить экспериментально.
Понятие опыта - довольно широкое понятие, и многие философы использовали опыт как один из признаков философского знания.
Например: Ильин - философия пережила знание, поэтому из этого следует, что философия - это наука. Опыт - это сторона жизни. => критерии размыты.
Только те предложения, которые получены из истинных наблюдательных предложений или, что то же самое, могут быть проверены с помощью этих предложений, принадлежат науке. Отсюда следует, что любая теория, претендующая на научность, должна быть выведена из опыта.
4. Позитивистские традиции в западной философии науки
Позитивизм являет собою философское направление и учение в методологии науки, характеризующее единственным источником подлинного, реального познания эмпирические изыскания и отрицающее познавательное значение философского изыскания. Главный тезис позитивистов: всё настоящее (положительное) познание – совокупный итог особых наук. Позитивисты соединили закономерный и эмпирический способы в общий научный способ.
Суть единого для всех наук метода, который обеспечивает верным и надежным познанием закономерностей природы, была раскрыта в манифесте «Венского кружка», размещенном в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное мировоззрение, в основном, при помощи 2-ух характеризующих факторов. Во-первых, оно считается эмпиристским и позитивистским: присутствует лишь опытнейшее знание, которое основывается на том, что собственно нам непосредственно дано. Посредством этого складывается граница для содержания законной науки. Во-вторых, для научного мировоззрения является типичным использование явного способа, а конкретно – способа закономерного анализа».
Главная задача позитивизма – обретение беспристрастного познания.
Выделяют следующие стадии истории человечества:
Теологическая – люди в виде пояснительной догадки употребляют термин. Ученые, коему указывают первопричины явлений и преобразуют их в гуманоидоподобный образ.
Сама теологическая стадия разделяется на 3 ступеньки: политеизм, фетишизм и монотеизм. Фетишизм вызван тем, что собственно воображение жителя нашей планеты ещё чрезмерно слабо, чтоб выйти за границы явлений, вследствие чего человек поклоняется идолам – вещам, которые наделены человечьим статусом. Политеизм – люди начинают выдумывать богов и преобразовывать первопричины в людские образы. Монотеизм характеризуется тем, собственно первопричины структурируются, в их числе отличаются основные и побочные, покуда, в конце концов, не раскрывается основная причина – Единичный Бог.
1. Гайденко, В.П., Смирнов, Г.А. Западноевропейская наука в средние века / В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов. – Москва: Наука, 1989. – 352 с.
2. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / сост.: Д. Реале, Д. Антисери, – СПб.: Пневма, 2003. – Т. 4. – 880 с.
3. Кон, И.С. История буржуазной социологии XIX – начала XX века / И. С. Кон. – Москва: Наука, 1979. – 344 с.
4. Конт, О. Дух позитивной философии [Электронный ресурс] / Электронная библиотека «Огюст Конт». – Москва, 2016. – Режим доступа: http://comte.newgod.su/lib/duh-pozitivnoj-filosofii.
5. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Локатос. – Москва: Медиум, 1995. – 235 с.
6. Милль, Д. Огюст Конт и позитивизм / Д. Милль. – Москва: ЛКИ, 2011. – 176 с.
7. Швырёв, В. С. Научное познание как деятельность / В.С. Швырев. – Москва: Издательcтво политической литературы, 1984. – 232 с.