1. Влияние общей и мелкой моторики на развитие речи
2. Особенности общей и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
3. Развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Заключение
Список использованных источников
1. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Великие русские физиологи И.М.Сеченов и И.П. Павлов придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим в результате артикуляции. Сеченов писал: «Мне все еще кажется, что я никогда не думаю прямо словом, но всегда с мышечным смыслом». Павлов также сказал, что речь - это в основном мышечные ощущения, исходящие от речевых органов в коре головного мозга. Двигательная речевая зона в нашем мозгу расположена рядом с двигательной зоной, это на самом деле его часть [1, с. 12].
Кроме того, произношение речевых звуков (артикуляция) требует координации движений губ, языка, гортани, вовлечения полости рта и носоглотки, дыхательных движений, неречевых мышц, таких как брюшной. И все эти движения настроены вместе, то есть они выполняются в определенном порядке, иначе звук не будет работать.
Чтобы ребенок мог правильно произносить все звуки, он должен не только поддерживать определенную позу языка и губ, но и менять время от одного поста к другому, то есть делать ход. Конечно, это будет возможно только при нормальном мышечном тонусе, поскольку некоторые группы мышц не должны мешать работе других групп мышц. Каждый из них должен нести ответственность за свою функцию: будь то сохранение определенной позиции или перемещение.
Почти у всех детей с нарушениями речи есть тот или иной моторный дефект, который влияет на общее состояние здоровья ребенка. Развитие психики ребенка во многом связано с его детской активностью, которая подчиняется общим правилам развития движений ребенка: от простых способов подражать взрослым движениям до сложных версий ролевых игр.
Онтогенез развития игровой активности у детей свидетельствует о том, что вследствие изменений в социально-экономических условиях игровая деятельность претерпела значительные изменения. Еще 10-15 лет назад дети играли во множество подвижных игр, которые улучшали не только координацию и двигательные навыки ребенка и общую моторику, но и пространственно-временную ориентацию. На данный момент можно говорить о распространенности статических игр - это производство, головоломки, компьютеры и другие электронные игры. В этом случае двигательная сфера ребенка остается недостаточно требовательной, что сказывается на неадекватном формировании двигательно-моторных и координаторных функций ребенка [2, с. 50].
2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В логопедической практике часто встречаются дети с нарушениями речи, имеющие в заключении невропатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговой микросимптоматики. Однако коррекция нарушений речи у таких детей обычными методами и приемами не дает эффективных результатов. Поэтому возникает вопрос о дальнейшем рассмотрении и более подробном изучении причин и механизмов возникновения этих нарушений [4, с. 34].
Тщательное неврологическое обследование детей с аналогичными нарушениями речи с использованием функциональных нагрузок выявляет мягкий симптом органического повреждения нервной системы.
Эти симптомы:
- общая двигательная сфера детей характеризуется неловкими, сдержанными, недифференцированными движениями.
- может быть небольшое ограничение в движении верхних и нижних конечностей.
- нарушения мышечного тонуса и непродуктивные движения.
- неспособность выполнять сложные движения;
- неправильная пространственная организация движений.
Например, ребенок с нарушениями речи несколько позже, чем его сверстники начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной или обеих ногах, неловко бегать, подниматься на шведскую стену.
В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах или кататься на коньках долго.
Дети с формой речевой патологии также испытывают нарушения мелкой моторики пальцев, которые возникают:
- нарушение точности движений и снижение скорости выполнения и перемещения от одной позы к другой.
- медленное движение и отсутствие координации;
- возникают значительные трудности с пальцевыми пробами. Которые неполноценно выполняются.
Эти характеристики проявляются в детской игровой и образовательной деятельности. Характеристики состояния общей и мелкой моторики у детей также выражены в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторности у дошкольников с патологией речи обусловлены органической природой поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функции двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции.
3. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Нарушения речи – довольно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. При этом наиболее распространенной формой речевой патологии является общее недоразвитие речи. У детей данной категории помимо непосредственно трудностей в речевом развитии, достаточно часто отмечается недостаточный уровень развития моторики, которая проявляется в основном низком уровне развития тонкой координации речевой мускулатуры, а также недостаточной манипуляторной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, являясь частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы [5, с. 50].
Развитие речи и моторики взаимосвязано и во многом зависит от функционирования лобных отделов мозга. У детей с нарушениями речи двигательные нарушения являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и основной дефект. Для них характерно замедление формирования двигательной сферы, отмечаются различные расстройствами регуляции мышечного тонуса, статической координации.
Движения детей данной категории отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, наоборот, импульсивностью, что является одной из причин, вызывающих затруднения в овладении жизненно необходимыми умениями и навыками. Слабое развитие моторики отражается на всех видах деятельности детей. Так, рисунки дошкольников с общим недоразвитием речи выполнены неуверенными, неровными линиями, искажающими контур предмета. Дети данной категории испытывают затруднения при выполнении аппликаций, при работе с пластилином, в рисовании.
В развитии общей и мелкой моторики у детей с нарушениями речи главным нарушением является нескоординированность движений и соотносящих действий, что в сочетании с общей психофизиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений, что в 5-6 летнем возрасте препятствуют правильному моторному развитию кисти руки для подготовки её к овладению начальными навыками письма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общеизвестно, что уровень развития речи напрямую зависит от степени формирования тонких движений пальцев (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, является «непосредственной реальностью мышления»).
В настоящее время существует проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции и координации ребенка.
Формирование у ребенка двигательного ритма подготавливает почву для формирования ритма речи, поэтому очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем совершеннее его речь.
С высокой степенью вероятности можно сделать вывод, что, если речь не в порядке, это, вероятно, проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка нормальная, это не значит, что он хорошо контролирует свои руки.
К сожалению, большинство родителей узнают о проблемах с координацией движений и мелкой моторики прямо перед школой.
Это превращается в вынужденное бремя для ребенка: помимо усвоения новой информации, еще нужно научиться держать карандаш в своих пальцах.