1. Сформулируйте и раскройте исторические типы мировоззрения
2. Раскройте определение рационального познания и его формы
3. Раскройте социальные общности Беларуси
4. Раскройте способы эффективного выполнения социальных ролей и разрешения ролевых конфликтов
5. Раскройте понятие «социальный институт» и его основные формы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Сформулируйте и раскройте исторические типы мировоззрения
Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Мировоззрение в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т.д. Главным вопросом мировоззрения является основной вопрос философии. В зависимости от его решения различаются два основных вида мировоззрения: материалистическое и идеалистическое.
Мировоззрение является отражением общественного бытия и зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный исторический период, а также от общественного строя.
Мировоззрение имеет огромное практическое значение, т.к. оно определяет отношение людей к окружающей действительности и служит руководством для действия.
Научное мировоззрение, раскрывая объективные законы природы и общества и выражая интересы передовых сил, способствует прогрессивному развитию.
Реакционное, античное мировоззрение служит отживающим классам и тормозит развитие общества, защищает интересы эксплуататорских классов и отвлекает трудящихся от борьбы за свое освобождение.
Последовательно научным является коммунистическое, марксистско-ленинское мировоззрение, философскую основу и неотъемлемую часть которого составляет диалектический и исторический материализм. Это - подлинно научное мировоззрение, т.к. оно выражает интересы пролетариата, всех трудящихся, совпадающие с объективными законами развития общества.
Существует три формы мировоззрения:
1. Мироощущение: эмоционально-психологическая сторона, на уровне настроений, чувств.
2. Мировосприятие: формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.
3. Миропонимание: познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, бывает: жизненно-повседневное и теоретическое.
Первой формой мировоззрения исторически считается мифология.
Мифология - (с греческого — предание, сказание, слово, учение), это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, в форме общественного сознания.
Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев.
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится, мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.
2. Раскройте определение рационального познания и его формы
Рациональное познание – это мышление человека, дающее возможность проникнуть в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы чувственного познания, так как закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только мышлением.
Формы рационального познания (мышления) – понятие, суждение и умозаключение.
Понятие является исходной формой рационального познания. Понятие – такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Образование понятия – сложный процесс, включающий в себя несколько мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстрагирование. Сравнение позволяет мысленно сопоставить один предмет с другим, выявить признаки сходства и различия между ними. Обобщение даёт возможность на основе тех или иных общих признаков мысленно объединять однородные предметы.
Абстрагирование – операция, позволяющая пренебречь несущественными, второстепенными свойствами предметов и явлений во имя существенных свойств. Все эти логические приемы тесно связаны между собой, так как участвуют в едином процессе образования понятия. Вырабатывая, например, понятие «дерево», люди, с одной стороны, отвлекаются от несущественных для этого понятия признаков, таких как форма листьев, их цвет и т. п., а с другой стороны, выделяют те общие и существенные признаки, которые определяют содержание этого понятия. Этими свойствами, в частности, являются наличие ствола и кроны. Итак, дерево – это растение, имеющее ствол и крону.
Понятия выявляют не только содержание предметов, но также их свойства и отношения между ними. Примером понятий, выражающих свойства предметов, являются понятия «большой», «маленький», «красивый», «безобразный», «сильный», «слабый» и т. п.
Образование новых понятий – свидетельство того, что познание сопровождает человечество на всех его этапах. Особенно это заметно в связи с возникновением новых понятий в сфере науки. Выявление новых свойств объектов познания, а также отношений между ними приводит к появлению новых научных понятий. Любая наука характеризуется наличием своего особого понятийного аппарата. В понятийный аппарат философии, например, входят такие понятия, как «бытие», «материя» и др. К понятийному аппарату химии относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др. В основе социально-экономических наук лежат понятия «общество», «производство», «потребление» и целый ряд других понятий, отражающих экономическую жизнь и социально-экономическое развитие общества.
3. Раскройте социальные общности Беларуси
В широком смысле социальная структура - это внутреннее строение общества, где общество-это не человечество вообще, а конкретный социум уровня страны. Признаки такого общества: постоянная территория, развитая культура, политическая независимость и самовоспроизводство населения. Каждое суверенное общество строится в принципе из типовых блоков, приспособленных к конкретным условиям. Например, суверенная страна должна иметь две фундаментальные структуры: государство и гражданское общество. Государство олицетворяет всеобщие интересы: оборона, поддержание законности и правопорядка, безопасности граждан, реализация соц. программ. Гражданское общество-сфера представления и реализации особых интересов людей через добровольные объединения. Т.о., общество-страна состоит из государства и гражданского общества, которые в свою очередь структурированы. Государственное устройство включает в себя всю совокупность органов государственной Власти в центре и на местах. Гражданское общество в РБ находится в стадии самоорганизации. Возникли различные самодеятельные формирования, по некоторым данным их более тысячи, функционируют десятки партий, множество негосударственных фондов, ассоциаций и т.д.
Социальная структура в узком смысле – совокупность социальных групп, выделенных по критериям, отражающим их положение в обществе, и систему связей между группами, характерных для того или иного уровня расслоения. Дифференция людей по положению в обществе является ключевым понятием для объяснения нашей реальности и в сфере политики и в повседневной жизни населения. Именно здесь формируется та социальная база, на поддержку которой рассчитывают общественные лидеры, партии, движения. В условиях современной техногенной цивилизации наблюдается быстрая эволюция социальных групп. Страта (от лат. слой, пласт) – это интенсивно-мобильная социальная группа, характеризующаяся определенным уровнем доходов, образования, спецификой трудовой деятельности, распределением профессионально – ролевых функций.
В 90-е годы социальная структура стала более подвижной, возросло многообразие социальных статусов, изменилась и значимость компонентов социального статуса – социальный вес людей все больше определяется величиной капитала, расширились границы бедности и нищеты. Выделяют 5 пять основных позиций белорусского общества:
- нижний слой (доход меньше БПМ) – 1/3 населения;
- базовый слой (от БПМ до 1 МПБ) – 4/10 населения;
- средний слой (от 1 до 2 МПБ) – 1/5 населения;
- верхний слой (от 2 до 3 МПБ) – 1/20 населения;
- элита (свыше 3 МПБ) – 1%.
4. Раскройте способы эффективного выполнения социальных ролей и разрешения ролевых конфликтов
Понятие "социальная роль" было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг. Первый трактовал данное понятие как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, а второй в плане непосредственного взаимодействия людей, "ролевой игры", в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение "социальная роль" как "динамического аспекта статуса" закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Ролевые ожидания в действительности никогда не бывают однозначными. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества -- это невротик.
Социальная роль - динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:
1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.
2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.
5. Раскройте понятие «социальный институт» и его основные формы
Общество как социальная система обладает свойством динамики. Только постоянная изменчивость может гарантировать ему самосохранение в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Развитие общества сопровождается усложнением его внутренней структуры, качественным и количественным изменением ее элементом, а также их связей и отношений.
Учитывая необходимость сохранения тех основных социальных связей и отношений, которые гарантированно обеспечивают его устойчивость, общество принимает меры по их достаточно жесткому закреплению, исключающему случайное самопроизвольное изменение. Для этого общество фиксирует наиболее важные виды социальных отношений в форме нормативных предписаний, исполнение которых является обязательным для всех членов. Одновременно разрабатывается и, как правило, узаконивается система санкций, обеспечивающих безусловное исполнение этих предписаний.
Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Это зафиксированная законодательно конкретная система социальных связей и отношений. Процесс и результат такого их закрепления обозначается термином «институционализация». Так, например, можно говорить об институционализации брака, об институционализации систем образования и др.
Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд и другие подобные формы в обществе — все это наглядные примеры уже утвердившихся в нем институтов. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определенная организованность и устойчивость общественной жизни.
Структура социальных институтов часто представляет весьма сложную систему, поскольку каждый институт охватывает целый ряд социокультурных элементов. Эти элементы можно объединить в пять основных групп. Рассмотрим их на примере такого института как семья:
1) духовно-идеологические элементы, т.е. такие чувства, идеалы и ценности, как, скажем, любовь, взаимная верность, стремление создать свой уютный семейный мир, желание воспитать достойных детей и т.п.;
2) материальные элементы — дом, квартира, мебель, дача, машина и т.д.;
3) поведенческие элементы — душевность, взаимное уважение, терпимость, готовность к компромиссам, доверие, взаимопомощь и т.д.;
4) культурно-символитические элементы — брачный ритуал, обручальные кольца, празднование годовщины свадьбы и т.д.;