1. Раскройте содержание и структуру трудового договора (контракта).
2. Опишите организационно-распорядительную документацию и охарактеризуйте отдельные виды организационно-распорядительных документов (приказ, распоряжение, устав, инструкция, протокол, постановление и др.).
3. Опишите порядок ведения и заполнения трудовых книжек на примере внесения сведений о работе.
4. Охарактеризуйте разделы должностной инструкции как организационно-кадрового документа.
Список источников
1. Раскройте содержание и структуру трудового договора (контракта).
Содержание: Ф. И. О. работника и наименование работодателя (Ф. И. О. работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор.
Существенные условия:
1) место работы (структурного подразделения);
2) дата начала работы;
3) наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием или конкретная трудовая функция. Если с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот или ограничений, то наименование таких должностей, специальностей и профессий должно соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках;
4) права и обязанности работника;
5) права и обязанности работодателя;
6) характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях;
7) режим труда и отдыха (если у данного работника он отличается от общих правил в организации);
2. Опишите организационно-распорядительную документацию и охарактеризуйте отдельные виды организационно-распорядительных документов (приказ, распоряжение, устав, инструкция, протокол, постановление и др.).
Условно организационно распорядительную документацию (ОРД) можно разделить на три основные группы. В них входят:
Организационные документы
Распорядительные документы
Справочно-информационная документация
Распоряжение — правовой акт, издаваемый единолично руководителями законодательных, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах компетенции, определенной законом, нормативно-правовыми актами.
Устав — это свод правил, регулирующих деятельность учреждений, организаций, их взаимоотношения с другими учреждениями, организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере управления, хозяйственной и иной деятельности.
Постановление – акт того или иного органа.
Протокол — документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях, конференциях. Кроме этих трех групп существует также и иной тип документов, в которых принято отражать другие формы управленческой деятельности. В статистической и бухгалтерской документации, к примеру, отражают учет, а материально - техническое снабжение – в нарядах, письмах и актах, различных типах договоров, и прочее.
3. Опишите порядок ведения и заполнения трудовых книжек на примере внесения сведений о работе.
Вопросы о правильности внесения в трудовую книжку работника записей о работе, поступающие от нанимателей, свидетельствуют, что все еще нет единообразной практики применения абз. 3 п. 9 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек. Попробуем разобраться, какая позиция наиболее логична.
В трудовую книжку вносятся следующие сведения о работе: прием на работу, заключение трудового договора (в том числе на неопределенный срок, срочного трудового договора, контракта), в том числе на условиях совместительства (по желанию работника), перевод на другую постоянную работу, присвоение категории (разряда, класса), а также увольнение работника и основание прекращения трудового договора (контракта).
Изменения, внесенные в данную норму в 2017 году, вызвали много вопросов. Законодатель дополнил ее указанием на три вида трудового договора — на неопределенный срок, срочный либо контракт. При этом оговаривается, что в трудовую книжку не вносятся сведения об условии выполнения работы по срочному трудовому договору. То есть не нужно конкретизировать вид срочного трудового договора в соответствии с п. 2 — 5 ч. 1, ч. 4 ст. 17 ТК.
4. Охарактеризуйте разделы должностной инструкции как организационно-кадрового документа.
Должностная инструкция обычно состоит из следующих разделов:
общие положения;
основные задачи и функции;
обязанности;
права;
ответственность;
взаимосвязи.
Общие положения
В первом разделе должностной инструкции «Общие положения» указываются:
- должность в соответствии со штатным расписанием и основные сведения о ней:
- название структурного подразделения, подчиненность данного работника, категория персонала;
- порядок назначения и освобождения от должности в соответствии с нормативными правовыми актами организации;
- порядок замещения этой должности в период временного отсутствия работника;
- требования к профессиональной подготовке (уровень образования, стаж работы), требования к квалификации;
- требования к знаниям работника;
- перечень нормативных документов, которыми работник должен руководствоваться в своей деятельности. В этот перечень включаются:
локальные нормативные акты работодателя, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника;
1. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 N 4 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь"