Вопрос 1.
Вопрос 2.
Вопрос 3.
Список использованных источников
Вопрос 1. Особенности философии Древней Индии: время формирования, основные проблемы, школы.
Мировая философия возникает в Древней Индии в середине первого тысячелетия. Первые философские тексты, известные человечеству – упанишады – возникают в рамках так называемой ведической литературы и являются её наиболее поздней (по времени создания), заключительной частью.
Веды – первые известные человечеству книги, создателями которых считаются древние арии – кочевые племена, пришедшие на территорию современной Индии с северо-запада и основавшие свою культуру. Чтобы не смешаться с местным населением, арии основали кастовый строй [1].
В переводе с санскрита «веда» означает знание, ведение. От этого слова происходит и название той духовной деятельности, которую греки назвали «философией». Философия в Древней Индии обозначалась словом «атмавидья», что можно перевести с санскрита как «видение первоосновы» (либо – другой вариант перевода – «знание о Душе»).
Вопрос 2. Дайте определение понятию «абсентеизм». По-вашему, каковы причины этого явления? Какими методами борются с ним в некоторых странах? Какие средства борьбы могли бы предложить вы?
Абсентеизм – (лат. absеntis – отсутствующий) – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и тому подобное [2].
Абсентеизм выступает как признак свободы человека в обществе. Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства. Поэтому особо подчеркнем, что, обладая общей и политической культурой, человек обязан свободно реализовывать свои права в политической жизни. Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать население объектом манипулирования, абсолютно подвластным «верхам», сформировать пассивную личность. Абсентеизм наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и тому подобным.
Вопрос 3. Признаки и функции государства.
Функциями государства называют основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества, а также механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы [3, с. 99].
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности [4, с. 5].
Иногда понятие функций государства ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов» [5, с. 98-108]. Кроме того, ранее существовала точка зрения на функции государства как на предметно-политическую характеристику содержания его деятельности [6, с. 9-10].
Существенными признаками функций государства являются:
– предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
– направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей, которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;
1. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.
2. Политология: учебник / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2005.
3. Клименко А.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / С.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Высшая школа, 2000. – 545 с.
4. Клименко С.В. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юрид. вузы / С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. – М.: Зерцало: ТЕИС, 1996. – 213 с.
5. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. – М.: Наука, 1993, № 6.
6. Денисов А.И. Сущность и формы государства / А.И. Денисов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. – 67 c.
7. Каск Л. И. Функции и структура государства / Л. И. Каск. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. – 65 с.
8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник / Л.И. Спиридонов. - М.: Проспект, 1996. - 304 c.
9. Комаров С. А. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / С. А. Комаров, А. В. Малько. – М.: ИНФРА-М – 448 с.