Вопрос 1. Античная философия: три периода, главные вопросы каждого периода. Назовите по два представителя каждого периода и проблемы, которые они изучали.
Вопрос 2. Дайте определение понятию «агент социализации».
Вопрос 3. Политика: понятие, структура, субъекты, виды политики.
Список использованных источников
Вопрос 1. Античная философия: три периода, главные вопросы каждого периода. Назовите по два представителя каждого периода и проблемы, которые они изучали.
Античная философия охватывает период от IV в. до н. э. до V в. н. э. К философам античного периода относятся многие великие мыслители, среди них Гераклит, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие. История античной философии включает в себя несколько основных периодов.
Основные периоды развития античной философии
1. Ранний (VII – V до н.э.). Для этого периода характерен поиск первоначала всего сущего. К нему относятся Милетская, Пифагорейская, и Элейская школы, а также Гераклит Эфесский и атомисты Демокрит и Левкип. Именно из этого периода пришёл термин “натурфилософия”.
2. Средний период (VI – V в. до н.э.). К этому периоду относятся софисты и Сократ, а также школы стоиков и киников. Большое внимание уделяется проблемам человека и человеческого места в мире. Софисты были первыми из философов, получившими материальное вознаграждение за обучение красноречию. Софисты ставили чувственное над материальным, в то же время они отрицали возможности достигнуть объективного знания. Сократ возник из школы софистов и в последствие стал критиковать их идеи.
3. Классический (V-IV до н.э.). К третьему периоду античной философии относят учения Платона и затем Аристотеля. Платон развивал и критиковал некоторые идеи Сократа, также для него характерны размышления о чувственном мире и мире идей. Его учеником был Аристотель, который также отчасти подверг критике своего учителя, и известен тем, что ввёл силлогистику.
Вопрос 2. Дайте определение понятию «агент социализации». Являются ли агентами социализации следующие лица (если да, то к какому виду агентов их можно отнести): 1) родители; 2) учитель; 3) мэр города; 4) друг; 5) официант; 6) тренер; 7) няня; 8) милиция; 9) судья; 10) священник. Обоснуйте свой выбор. Являетесь ли вы сами агентом социализации?
Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:
Агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;
Агентов вторичной социализации – представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.
Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.
Вопрос 3. Политика: понятие, структура, субъекты, виды политики.
Политика – многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное ее определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берет за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Изучение политики в политологии связано стремя аспектами. Отсюда и определение политики целесообразно дать в трех вариантах, которые дополняют друг друга:
1) Политика – это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;
2) Политика – это форма соучастия и взаимодействия властвующих и подвластных, управляющих и управляемых;
3) Политика – это область не только сознательных, но и стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения [7, c. 31-32].
1. Алексеева, Т.А. Современные политические теории: курс лекций / Т.А. Алексеева. – М. : РОССПЭН, 2007. – 464 с.
2. Гаджиев, К.С. Политология: учебник / К.С. Гаджиев. – М.: Высшее образование, 2007. – 460 с.
3. Демидов, Н.М. Основы социологии и политологии / Н.М. Демидов. – М.: Академия, 2006. – 205 с.
4. Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. – Мн.: Вышэйная школа, 2008. – 495 с.
5. Меньшик, В.А. Политология / В.А. Меньшик. – Мн., 2004 – 490 с.
6. Основы социологии и политологии / Под редакцией проф. А.О. Бороноева и проф. М.А. Василика. – М., 2007. – 670 c.
7. Политология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 591 с.