1.1 Внешний транспорт. Основные виды.
1.2 Увязка городских путей сообщения с внешними дорогами.
2. Разделительные полосы и островки безопасности, назначение, конструкция.
3.1 Основные сведения по организации и регулированию городского движения.
3.2 Виды транспортных потоков.
Список литературы
1.1 Внешний транспорт. Основные виды.
Внешний транспорт обслуживает пригородные, местные и дальние перевозки пассажиров и грузов, связывает населенные пункты в единую систему расселения.
Виды внешнего транспорта: железнодорожный; автомобильный; воздушный; водный (речной, морской).
Любая транспортная система характеризуется наличием: каналов передачи (коммуникационные линии, автомагистрали, морские пути, авиакоридоры) и пунктов приема и отправки или вводно-выводных устройств (вокзалы, аэропорты, речные порты). Сооружения внешнего транспорта могут занимать значительные по площади территории (до 15% территории города) и имеют специфические особенности размещения в структуре города.
Железнодорожный транспорт. Полотно железной дороги (особенно при прокладке в выемке или на насыпи) расчленяет городскую ткань, препятствует автотранспортному и пешеходному движению, накладывает ограничение на использование городских территорий (санитарно-защитная зона - 100 м).
Полосы отвода железной дороги могут рассматриваться как территориальный резерв для реконструкции (расширения и прокладки новых) транспортных коммуникаций – наземного метро, автомагистралей и др.
Воздушный транспорт. Из-за шумового воздействия аэропорты размещаются, как правило, на удалении от жилья (5-10 км в зависимости от класса аэропорта). Аэровокзалы (наземное обслуживание пассажиров, регистрация на рейс и пр.) в зависимости от положения в структуре города разделяются на центральные, эксцентричные и периферийные.
Водный транспорт. Речной и морской, функционирование ограничено сезонностью и конфигурацией рек, грузовые порты занимают значительные территории, в крупных исторических городах часто препятствуют выходу центра к реке.
2. Разделительные полосы и островки безопасности, назначение, конструкция.
Разделительные полосы предназначаются для разделения различных направлений движения транспорта, различных видов транс порта и для отделения пешеходов от транспорта, а также для озеленения улиц и размещения подземных инженерных сетей. Помимо разделительных полос в плане улицы могут быть предусмотрены специальные технические полосы для размещения подземных сооружений, складирования снега, резервные полосы для последующего расширения элементов улицы (проезжие части, тротуары), прокладки обычного или скоростного трамвая, строительства метрополитена и других магистральных подземных коммуникаций.
В зависимости от назначения и расположения различают разделительные полосы центральные, боковые, а также отделяющие тротуары от проезжей части.
На скоростных дорогах и магистральных улицах общегородского значения с непрерывным режимом движения, а также на магистральных улицах крупных городов с регулируемым движением транспорта обязательно должны быть центральные разделительные полосы для разделения движения транспорта по направлениям. На магистральных улицах общегородского значения II типа и магистральных улицах районного значения центральная разделительная полоса не устраивается.
Наименьшая ширина центральной разделительной полосы на скоростных дорогах принимается равной 6 м; на магистральных улицах и дорогах общегородского значения — 4 м. В условиях реконструкции, а также при новом строительстве в стесненных условиях при установке на центральной разделительной полосе барьерного ограждения (брус безопасности) допускается уменьшить ширину центральной разделительной полосы на скоростных дорогах до 4 м, а на магистральных улицах и дорогах — до 2 м. При наименьших размерах центральных разделительных полос в них не допускаются разрывы для разворота транспортных средств, так как при этом транспорт, делающий разворотный маневр, снижая скорость и останавливаясь в ожидании возможности въезда на встречную полосу движения, станет помехой для остальных видов транспорта. Вследствие этого значительно снизится пропускная способность магистрали.
3.1 Основные сведения по организации и регулированию городского движения.
Организация дорожного движения − это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Мероприятия по организации дорожного движения преследуют две основные цели: повышение безопасности движения и повышение пропускной способности дорог.
Организация дорожного движения подразумевает следующее.
1. Организация пространства для движения (улиц, дорог, зон) из общего земного (подземного) пространства, включая материальное и информационное обустройство (инфраструктурное обеспечение) этого пространства. В этом направлении можно выделить следующие задачи:
a) исследование характеристик дорожного движения, которое проводят различными методами для получения фактических данных о движении транспортных и пешеходных потоков;
b) выявление мест повышенной опасности для движения транспортных средств и пешеходов и разработка мер по их ликвидации;
c) выявление «узких» мест на дорожной сети (мест возникновения задержек движения) и разработка мероприятий по повышению пропускной способности дорог;
d) на основе анализа полученных данных разработка рациональных схем движения и их корректировка в соответствии с изменением условий и потребностей в транспортных и пешеходных сообщениях.
2. Разработка инфраструктурных стандартов, стандартов для транспортных средств и разработка правил дорожного движения, обеспечивающих безопасность, комфортность и безаварийность движения транспортных средств, оптимальное использование пространства движения и подчинение диспетчерскому управлению движением.
1. ТКП 45-3.03-227-2010 Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования.
2. П 1-99 Пособие к СНБ 3.03.02-97: Сеть улиц и дорог городов посёлков и сельских населённых пунктов.
3. СТБ 1291-2007 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допускаемому по условиям обеспечения безопасности движения.
4. СТБ 1097-98 Камни бортовые бетонные и железобетонные.
5. Гуревич Л.В., Ланцберг Ю.С., Страхов К.И. Справочник проектировщика городских дорог. – М.: Стройиздат, 1968 –360 с.
6. Дубровин Е.Н. Городские улицы и дороги. – Мн.: Высшая школа, 1981-408 с.
7. Меркулов Е.А. Городские дороги. – М.: Высшая школа, 1973 –453 с.
8. Ланцберг Ю.С. Городские площади улицы дороги. – М.: 1983.
9. Фишельсон М.С. Городские пути сообщения. – Мн.: Высшая школа, 1980 – 296 с.
10. Дубровин Е.Н., Ланцберг Ю.С. Изыскания и проектирование городских дорог. – Мн.: Транспорт, 1981 – 471 с.