Вопрос 1. Человек как предмет философского анализа. (Учение о человеке в структуре философского знания. Триединая модель человека. Тело, душа и дух как фундаментальные характеристики человека).
Ответ: Определяя человека, философия конкретизирует его как точку пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики. При этом собственно человеческие качества всякий раз оказываются той призмой, через которую осознается внешний мир, общество и отвлеченные идеальные сущности. Например, в представлениях о природном мире всегда существовали четкие корреляции между идеей жизни как таковой и концепциями организации и строения человеческого тела. Так, в мифологическом сознании космос мыслился как огромный организм, где солнце - это глаза, ветер -дыхание, вода и реки - кровь, земля и горные хребты - кожа и костная система. Религиозные модели, разделившие мир на земной и небесный, в равной мере предопределили раскол души и тела в человеческом бытии. Оформившиеся позднее научные интерпретации природной жизни диктовали соответствующие версии понимания тела в качестве механизма или организма. Будучи природным существом, человек во всех культурах выступал как «малый мир» (микрокосм), воплощающий в себе основные законы «большого мира» (макрокосма).
Наиболее классической в философии считается так называемая триадичная (триединая) модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Условно ее можно соотнести с биопсихосоциальной интерпретацией человека, однако буквального совпадения здесь не просматривается. Так, идея тела в философии выступает как более широкое понятие по сравнению с биологической природой человека; философский конструкт души лишь с определенной натяжкой можно соотнести с существующим сегодня пониманием психического; и, наконец, дух и духовность, несмотря на их социальную обусловленность, включают в себя ряд дополнительных смыслов.
Вопрос 2. Законодательная и судебная власть Республики Беларусь. (Законодательная и судебная ветви власти. Иерархия законодательных актов. Виды и полномочия современных судов в Республике Беларусь. Верховный и Конституционный суды. Порядок подбора и назначения судей).
Ответ: Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:
• личные права и свободы;
• социально-экономические и политические права граждан;
• конституционный строй Республики Беларусь;
• государственные и общественные интересы;
• права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.
Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.
Система судов
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:
1. Конституционного Суда;
2. Системы судов общей юрисдикции.
Образование чрезвычайных судов запрещается.
Судоустройство в Республике Беларусь определяется:
• Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О конституционном судопроизводстве»;
• Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
1 В.С. Стёпин. Философия: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений. 2008
2 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., прин. на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008.- 48 с.
3 Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2020. - Режим доступа: http:// http://pravo.by/.