ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР КЛАССОВ
1.1 АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА
1.2 СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕР-КЛАССА
2.1 ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕР-КЛАССОВ
2.2 РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА ПО ТЕМЕ «ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном информационном мире инноваций в области техники, технологий, организации труда и управления, стандартные формы обучения в образовательных организациях также стремятся к обновлению. Мощным фактором применения эффективных инновационных педагогических технологий в образовательном процессе стали современные требования рынка труда, что предъявляет ряд актуальных требований к выпускникам вузов. Сегодня они конкурентоспособны, а это значит, что не только узкие специалисты, которые в основном обладают определенными знаниями в области своей профессии, наиболее востребованы.
Сегодня, чтобы успешно работать в различных профессиональных областях, современный выпускник университета должен иметь так называемый проектный тип мышления, основой которого является не стремление к стабильной и растущей карьере в рамках одной организации, а мотивированный интерес в конкретном проекте организации и завоевывание признания среди своих коллег профессионалов.
Все это диктует качественно новый компетентностный подход к обучению, который также реализуется с помощью современных интересных форм проведения занятий, методов активного социально-психологического обучения, методических нововведений, таких как интерактивные занятия в форме дискуссии с элементами кинотерапия, лекции, виртуальные экскурсии, а также мастер-классы.
На современном этапе развития образования мастер-класс как форма обучения является особым жанром обобщения и распространения педагогического опыта. Такая организация занятий, являясь определенным вызовом традиционной педагогике, не объявляет новые знания, но помогает каждому из присутствующих независимо и сознательно программировать их непосредственно в процессе общения с мастером.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР КЛАССОВ
1.1 Алгоритм проведения мастер-класса
Мастер-класс является одной из важнейших форм подготовки учителей. Или мастер-класс является одной из форм эффективной профессиональной подготовки учителей. Это практический урок с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний по специально выбранной теме [20].
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки:
- цель научной идеи,
- последовательные действия учителя (мастера) и ученика (участника),
- критерии оценки и качественно новый результат [16].
Основными научными идеями являются деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Цель мастер-класса - передать уникальный педагогический опыт, передать руководителю мастер-класса его участникам «инновационные продукты», полученные в результате творческой, экспериментальной деятельности преподавателя, проводящего мастер-класс [4].
Основные задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера. При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления. Качественно новый результат – умение моделировать учебное занятие/урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер. Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий). Возможен такой примерный план проведения мастер-класса [13].
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕР-КЛАССА
2.1 Особенности педагогических мастер-классов
В настоящее время ведется поиск эффективных способов обобщения и передачи педагогического опыта. Бесспорно, появилось множество возможностей не только для трансляции авторского опыта, но и его обсуждения, анализа и использования Создано и разработано множество инновационных технологий, наибольший интерес вызывает и пользуется спросом при проведении научно-практических конференций, форумов для педагогов – дистанционные курсы, видеоконференции, вебинары, создание образовательных сайтов.
В современной практике отечественного образовательного процесса используются мастер-классы. Преимущество данной формы заключается в следующем. Прежде всего, мастер может продемонстрировать наиболее интересные авторские методические приемы. Кроме того, сами участники мастер-класса, имеют возможность сразу же попробовать их в самостоятельной совместной деятельности. Это поможет дальнейшему осознанию и творческому использованию увиденного в собственной педагогической деятельности, что может стать основой совершенствования индивидуального опыта и роста профессиональной компетентности [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в настоящее время большое внимание уделяется поиску форм обучения, предполагающих активную деятельность и инициативу обучающихся. В этой связи все большую популярность приобретает такая форма, как мастер-класс. В переводе с английского class означает урок, занятие. Термин «мастер-класс» означает урок мастера, занятие, проводимое признанным специалистом в своей сфере деятельности.
Эта форма методологической работы включает, с одной стороны, демонстрацию проверенных оригинальных методов, а с другой - предполагает активную роль участников мастер-класса, которые в этой ситуации являются не просто участниками, а коллегами, которые эффективно приобретают новый опыт. Такой перевод знаний отличается от традиционных организационных форм обучения, которые в первую очередь включают лекции и семинары.
В ходе мастер-класса происходит краткая дискуссия о предлагаемом методологическом продукте, идет прямой поиск творческого решения педагогической проблемы, в которой активно участвуют как участники, так и мастер, проводящий это мероприятие.
Следует отметить, что одним из основных условий эффективного мастер-класса является сам специалист, в данном случае мастер, который его проводит. В его лице участники должны видеть не только профессионала в своей области образовательной деятельности, но и, несомненно, человека со своей индивидуальностью, имеющего эффективные педагогические достижения. Интерес к получению практического опыта от человека, который имел место в своей профессии и пользуется заслуженным уважением со стороны своих коллег, активизирует потенциальные возможности участника такого мастер-класса.
1. Бобряшова О. В. Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии обучения будущих дизайнеров // Вестник ОГУ №11 (130). Ноябрь 2011. С. 169—175.
2. Богачева, И.В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод. рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО, 2012. — 92 с.
3. Боровиков Л.И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.
4. Гузова, Л. П. Развитие профессиональной культуры учителя — фактор успешной работы / Л. П. Гузова // Методист. — 2005. — № 2. 27
5. Комарь, В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов-воспитателей / В. Д. Комарь // Науч.-метод. журн. зам. дир. шк. по воспитат. работе. — 2005. — № 1.
6. Латыпова Е.А. Мастер класс – современная форма повышения мастерства педагогов // метод. Рекомендации, - Нефтекамск, 2012
7. Литвинова А.Х. Мастер-класс: за или против? // Методист. – 2004. – № 5. – С. 36-37.
8. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Часть 1. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А.С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009. – 108 с.
9. Нечитайлова Е.В. «Технология мастер - класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя»//«Советы учителю» Ростов-на-Дону - 2003, №11, 39с.
10. Организация и проведение мастер-классов : метод. рек. / сост. А. В. Машуков, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области–2004» ; под ред. А. Г. Обоскалова. — Челябинск, 2007.
11. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
12. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
13. Покушалова Л. В. Проблема качества подготовки современного специалиста // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 107-109.
14. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2010. — 448 с.
15. Русских Г.А.. Практическое использование методики мастер - класса в работе учителя наук естественного цикла – «Народное образование», 2001, №3.
16. Русских, Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности / Г. А. Русских // Методист. — 2002. — № 1.
17. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.
18. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. -288 с.
19. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. 335 с.
20. Творческая школа «Мастер-класс» / Е. Долинина [и др.] // Учитель. — 2003. — № 5.
21. Филатова Н. И., Усова С. И. Методика организации и проведения мастер-класса педагогом // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 266-268
22. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие // А. В. Хуторской. — М. : Изд. центр «Академия», 2008.