ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2. ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
3. ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В ПРОЦЕССЕ ИХ САМОПОДГОТОВКИ
5. ИНТЕРАКТИВНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ "МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Использование электронных средств обучения в учебном процессе позволяет активизировать когнитивные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новые материалы, консолидировать, практиковать, в том числе различные виды упражнений, углублять знания и контролировать. Учащиеся работают с энтузиазмом на любом этапе урока сохраняют интерес к предмету.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Роль педагога в информационной культуре также меняется – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, педагог должен владеть современными технологиями и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с обучающимся.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом для развития общества, а знание является относительным и ненадежным субъектом, поскольку оно быстро устаревает и требует постоянного обновления в информационном обществе, становится очевидным, что современное образование является непрерывным процессом.
Быстрое развитие новых информационных технологий и их внедрение в нашей стране оставили свой след в развитии личности современного учащегося.
Использование электронных средств обучения позволяет перейти от объяснительного и иллюстрированного метода обучения к методу деятельности, в котором учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Это способствует сознательному обучению.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Сегодня человечество вступило в качественно новый этап своего развития – эпоху формирования глобального общества знаний. Это понятие является производным от появившегося в Японии в конце 60-х годов прошлого тысячелетия термина «информационное общество», который очень быстро завоевал популярность, благодаря чему решение проблем, связанных с формированием основ информационного общества, а затем и общества знаний, стало важнейшей целью различных профессиональных ассоциаций и сообществ, государственных и предпринимательских структур, национальных и международных организаций. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатизация – процесс проникновения ИКТ, компьютерной техники и телекоммуникаций во все сферы человеческой деятельности. Вместе с тем, использование ИКТ в качестве средства производства оказывает определяющее влияние на структуру занятости населения, которое все больше вовлекается в процессы генерации, накопления, хранения, поиска, обработки, распределения и использования информации и знаний. Таким образом, основными субъектами технологического взаимодействия в информационную эпоху становятся люди – обладатели, создатели и потребители знаний. Именно поэтому важнейшей характеристикой глобального общества знаний является наличие и реализация принципа первичности человеческого фактора, так как основным носителем, генератором и одновременно потребителем знаний является человек. Общество знаний должно быть инклюзивным, т.е. комфортным для всех его жителей – от новорожденного до пенсионера, включая лиц с ограниченными возможностями и специальными потребностями.
2. ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Современная система образования предусматривает использование самых различных инновационных технологий. Это дает возможности получения качественных и количественных преимуществ.
Многообразие и специфика использования электронных средств образования для различных образовательных областей не позволяет разработать их единую классификацию, т.к. по функциональному назначению их можно отнести к учебным изданиям, по техническому исполнению они являются электронными изданиями, по технологии создания они относятся к программным продуктам. Наиболее употребительной является классификация электронных средств образования по их методическому назначению. Эта классификация основана на реализации методических целей использования электронных средств образования:
а) обучающие программные средства, методическим назначением которых является сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы;
б) программные средства (системы) – сюда относятся тренажеры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала;
в) программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом – контролирующие программные средства;
г) информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации...
3. ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
На основании проведенного анализа литературы мы составили правила разработки электронного средства обучения для студентов.
Для организации и проведения занятий с помощью ЭСО, представление рабочих информационных материалов и программ должно отвечать ряду требований. Среди них:
- полнота предметной области;
- единство прикладной терминологии;
- дидактическая последовательность в выборе примеров и задач;
- методическая последовательность изложения примеров и задач;
- интерактивность в работе с учебными заданиями;
- свобода выбора образовательного пути.
Обратите внимание, что учебные материалы, составляющие основу любого электронного учебного инструмента, должны соответствовать таким требованиям. Поэтому основой для построения ЭСО должны быть специально адаптированные учебные материалы.
Здесь мы также добавляем такие требования, связанные с созданием ЭСО, как:
- единство программного обеспечения, стиля управления и дизайна;
- наличие инструментов для организации совместной работы и групповых дискуссий (гостевая книга, журнал, форум ...);
- открытость для распространения и модификации учебных материалов по результатам педагогического использования.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В ПРОЦЕССЕ ИХ САМОПОДГОТОВКИ
К применению электронных средств обучения на учебных занятиях и в процессе их самоподготовки выделяют следующие требования:
- адаптивность - «адаптация» компьютеров к индивидуальным особенностям учащихся;
- управляемость - педагог может корректировать учебный процесс в любое время;
- интерактивность и диалогичность обучения - ЭСО имеют возможность «реагировать» на действия студентов и преподавателей, «вступать в диалог» с ними, что является главной особенностью компьютерной методики обучения;
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;
- поддержание психологического комфорта студентов при общении с компьютером.
Представьте себе возможности для обучения с поддержкой ЭСО.
Учебное занятие с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа).
В такой лекции в аудитории используется один компьютер, который преподаватель использует в качестве «электронной доски». Для этой цели, помимо компьютерных классов, в высшем учебном заведении рекомендуется иметь мобильный компьютер с мультимедийным проектором, который позволяет в любое время быстро организовать обучение с компьютерной поддержкой по любому предмету.
В качестве программного обеспечения для такого обучения рекомендуется использовать материалы готовых программных продуктов на CD, DVD, которые содержат большое количество фотографий, видео, аудиоинформации по различным темам.
5. ИНТЕРАКТИВНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ "МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ"
На основании изученного материала мы составили интерактивный конспект по теме "Методы педагогического исследования". Интерактивная презентация представлены отдельно. Приведем ниже конспект занятия.
Курс: 2.
Тема: Методы педагогического исследования.
Цели:
1. Обучающая: Углубить знания обучающихся по методам педагогического исследования
2. Развивающая: Развивать знания по методам педагогического исследования
3. Воспитывающая: Формировать личностные и профессиональные качества обучающихся: самостоятельность, дисциплинированность, находчивость.
2. Дидактический и наглядный материал:
Презентация по теме «Методы педагогического исследования».
Ход занятия:
I. Организационный момент:
1.1. Приветствие
1.2. Отметка отсутствующих студентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Электронное средство обучения (ЭСО) – это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании учащихся.
Республиканской программой они определяются как программно-методическое обеспечение для использования учащимися в образовательном процессе по конкретному предмету на всех этапах образовательного процесса. Электронные средства обучения – это программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
Современные электронные средства образования достигли высокого уровня в области модальности предъявляемой учащимся информации:
- имитации процессов и явлений, графики, дизайна;
- способов организации и управления учебной деятельностью;
- стимулирования познавательной активности обучаемых.
В инструктивно-методическом письме по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе министерства образования Республики Беларусь приводит следующее разделение электронных средств обучения:
• обучающие программные средства (средства, которые обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала);
• программные средства (тренажёры, средства обеспечивают отработку знаний, умений и навыков учащихся, осуществляют самоподготовку)...
1. Абдуллаев, С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования / Г.С. Абдуллаев. - 2007. - № 3. - С. 85-92
2. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. М., 1999. – 196 с.
3. Боброва, И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению / И.И. Боброва // Информатика и образование. - 2009. - № 11. - С. 124-125.
4. Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах) Т.15. Ломбард – Мезитос Москва: Советская Энциклопедия, 2012. – 600 с.
5. Генне, О. В. Дистанционное обучение - новый шаг в развитии системы образований / О.В. Генне // Защита информации. Конфидент. - 2004. - № 3. - С. 36-39.
6. Герман, Ю.В. Методика обучения математике учащихся средствами электронных средств обучения / Ю.В. Герман, Н.А. Каллаур // Информационные системы и технологии (IST 2009): материалы V междунар. конф.-форума, Минск, 16-17 ноябр. 2009 г. / Бел. гос. ун-т [и др.] ; редкол. : Н.И. Листопад [и др.]. – Минск: А.Н. Вараксин. – С. 268–270.
7. Данилов, О. Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения [Текст] / О. Е. Данилов // Молодой ученый. 2013. – №12. – С. 448-451.
8. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 127-134.
9. Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе, МО РБ, 2009 г
10. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. – Москва: Русский язык, 2013. – С.1210
11. Мациевский, С.В. Развитие научных основ ИТ-образования / С.В. Мациевский // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2007. - № 9. - С. 13-17.
12. Медведева, Е.И. Электронное образование и развитие инновационной экономики: статья / Е.И. Медведева, С.В. Крошилин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз: журнал. - 2011. №4. – С. 58-72
13. Министерство образования республики Беларусь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minedu.unibel.by/.
14. Никитина, Е.Ю. Формирование информационно-образовательного пространства вуза в условиях глобализации образования: статья / Е.Ю. Никитина // Современные исследования социальных проблем (СИСП): журнал. - 2012. - №12.
15. Палюх, Б.В. Электронное обучение в инженерном образовании: статья / Б.В. Палюх // Качество образования. - №10. - 2012. - С. 34-37.
16. Республиканская программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007- 2010 годы»/постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2007 № 265
17. Смирнов, С.А. Применение Moodle 2.3 для организации дистанционной поддержки образовательного процесса: Учебное пособие / С.А. Смирнов. - М.: "Школа Будущего", 2012. - 182 с.
18. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине компонента учреждения высшего образования «Использование электронных средств обучения в начальной школе» для специальности 1-01 02 01 Начальное образование / Сост. О.Г. Сорока. – Минск, 2017.