ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 ПОНЯТИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИИ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Испытываемые молодыми людьми негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения к обществу, к развитию форм поведения, направленных на противоборство с ним или уход от него: криминальные, алкоголизм, наркомания и др.
Особенно остро проблема ощущения субъективного одиночества встает в юношеском возрасте. Интенсивное развитие в этот период рефлексии, как самопознания в форме понимания собственных ощущений и переживаний, обусловливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни. Возрастающая нереализованная потребность юношей и девушек в близком общении с другими людьми может привести к появлению чувства одиночества.
Изучением проблемы одиночества и возрастных ее особенностей занимались С.Г. Корчагина, Л.А. Пьянкова, А. Лэнгле, Л.Ф. Вязникова, А.О. Вырупаева, Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, К. Роджерс и др.
Одиночество как психологический феномен признается большинством ученых как присущий в большей степени юношескому возрасту, так как в юности есть стремление к уединению (Г.М. Тихонов, И.С. Кон). Одиночество в юности весьма распространенное и интенсивно протекающее явление.
Вместе с тем, проблема изучения гендерных особенностей субъективного ощущения одиночества в юношеском возрасте остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить гендерные особенности субъективного ощущения одиночества.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие одиночества в психологии
В современной психологии существуют различные взгляды на понимание одиночества. В зарубежной психологии феномен одиночества рассматривается в рамках таких подходов как: интеракционистский, экзистенциальный, гуманистический, общесистемный.
В контексте интеракционистского подхода одиночество рассматривается как результат комбинированного воздействия личностного и ситуативного факторов, как нормальная реакция индивида на дефицит социальных взаимодействий, удовлетворяющих основным социальным запросам личности. Представитель этого подхода Р. Вейс отмечает, что одиночество – это сочетание или интеракция двух факторов – ситуативного и личностного. С одной стороны, некоторые индивиды имеют субъективно-личностную предрасположенность к одиночеству. С другой стороны, определенные социальные ситуации детерминируют возникновение одиночества. Сочетание в том или ином виде обоих аспектов сказывается на количестве взаимодействий личности с другими людьми, приводя либо к эмоциональному переживанию одиночества, либо к восприятию социальной изолированности [14, с. 32].
Интеракционистский подход рассматривает одиночество как состояние, переживаемое многими (если не большинством) на протяжении всей жизни. По Р. Вейсу, одиночество в своем проявлении делится на два основных типа: социальное и эмоциональное, которые имеют разные предпосылки и аффективные реакции. Социальное одиночество обусловлено отсутствием доступного круга социального общения, значимых дружеских связей или чувства общности, а эмоциональное – отсутствием тесной, интимной привязанности к конкретному человеку. Эмоциональное одиночество находит свой выход в целой серии состояний - внутренней пустоте, тревоге, обеспокоенности. Социальное одиночество проявляется во всевозрастающем чувстве собственной маргинальности [14, с. 33].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе учреждения образования «Белорусский национальный технический университет». Всего в исследовании приняли участие 30 студентов в возрасте 18-22 года, из них 13 юношей и 17 девушек. Опрос проводился посредством Google – формы.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась диагностика гендерных особенностей субъективного ощущения одиночества в юношеском возрасте с помощью тестирования;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявить гендерные особенности субъективного ощущения одиночества в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях субъективного ощущения одиночества у юношей и девушек.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1 Методика самооценки личности О.И. Моткова.
Цель методики: определение уровня самооценки личности. Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что феномен одиночества рассматривается с позиций интеракционистского, экзистенциального, гуманистического, общесистемного подходов, связанный с личностными особенностями. Одиночество – это субъективное состояние эмоциональной отчужденности от мира, собственной не вовлеченности в связи с другими людьми. Одиночество может быть негативным и позитивным. Негативный смысл одиночества состоит в том, что оно является фактором деформированного развития, затрудняя вхождение личности в широкий спектр социальных отношений.
Переживание одиночества в юношеском возрасте имеет свои особенности. Причины одиночества в юношеском возрасте связаны с возрастными доминантами в психосоциальном развитии личности – с потребностью в общении, потребностью в уединении, росте самосознания и повышении рефлексии. Положительное одиночество является сознательным выбором юношей и девушек, создает условия для уединения, самопознания и самосовершенствования. Негативное одиночество, возникающее на основе осознания и преувеличения своей уникальности и отчужденности от других людей, при неблагоприятно складывающемся общении может перерасти в изоляцию и чувство собственной неполноценности.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство юношей обладают высоким уровнем самооценки – они уверены в себе и своих возможностях, общительны, высоко оценивают свои нравственные и волевые качества, самостоятельность, чувство реальности, считают себя креативными. Большая часть девушек обладает средним уровнем самооценки – у них в умеренной степени выражена уверенность в себе, оценка своих нравственных и волевых качеств, общительности, самостоятельности, чувства реальности. Самооценка у юношей адекватна и гармонична, у девушек – адекватна, но недостаточно гармонична. Уровень самооценки выше у юношей, чем у девушек
1. Волков, Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. – М: Академический Проект: Трикста, 2006. – 256 с.
2. Вязникова, Л. Ф. Феномен одиночества как объект научных исследований / Л. Ф. Вязникова, А. О. Вырупаева // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4–1. – С. 271–275.
3. Гасанова, П. Г. Психология одиночества / П. Г. Гасанова, М. К. Омарова. – Киев: «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.
4. Донцов, Д. А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста / Д. А. Донцов, М. В. Донцова // Образовательные технологии. – 2013. – № 2. – С. 34 – 42.
5. Донцов, Д. А. Юношеский возраст в качестве психосоциального этапа завершения эпохи детства: методологический анализ / Д. А. Донцов, Н. Ю. Драчева, Л. А. Кочеткова, Е. В. Сухих // Материалы III Международной научной конференции / отв. ред. Т. А. Чичканова. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 24 – 25 марта 2017. – С. 18–32.
6. Дорофеева, Ю. А. Психологические и возрастные особенности студенческого возраста / Ю. А. Дорофеева // Приволжский научный вестник. – 2015. – № 4-2. – С. 41–43.
7. Иванова, В. П. Одиночество как психологический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте / В. П. Иванова, Л. Н. Рохманова // Вестник КРСУ. – 2017. – Том 17, № 9. – С. 206–210.
8. Корчагина, С. Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С. Г. Корчагина. – М.: МПСИ, 2008. – 228 с.
9. Любякин, А. А. Исследование одиночества у студентов / А. А. Любякин, Л.В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 149–157.
10. Мухиярова, Е. Н. Переживание одиночества в зрелом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Н. Мухиярова. – Санкт-Петербург, 2009. – 23 с.
11. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте / Е. В. Неумоева-Колчеданцева //Образование и наука. – 2011. – № 1. – С. 42–51.
12. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте / Е. В. Неумоева-Колчеданцева // Вестник Пермского университета. – 2012. – Вып. 2. – С. 112–120.
13. Осин, Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 2. – С. 55–81.
14. Попова, С. Л. Одиночество как социальная проблема / С. Л. Попова // Молодой исследователь Дона. – 2016. – № 2. – С. 31–35.
15. Пьянкова, Л. А. Проблема одиночества в молодежной студенческой среде / Л. А. Пьянкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 115–119.
16. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
17. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
18. Слободчиков, И. М. Современные исследования переживания одиночества / И. М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. –2007. – № 3. – С. 27–35.
19. Сокальский, Э. А. Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее / Э. А. Сокальский // Педагогика и психология образования. – 2013. – № 2. – С. 97–105.
20. Степкина, Т. В. Методологические основы изучения самопонимания в современной психологии / Т. В. Степкина // Вестник Астраханского гос. техн. ун-та. – 2007. – № 5. – С. 180–185.
21. Трубникова, С. Г. Психология одиночества: генезис, виды, проявления: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / С. Г Трубникова. – Москва, 1999. – 23 с.
22. Холодкова, О. Г. Особенности переживания одиночества в юношеском возрасте / О. Г. Холодкова, И. А. Половеева // Вестник Алтайского гос. пед. университета. – 2017. – № 4 (33). – С. 63–66.
23. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды / В.Э. Чудновский. – М.: Смысл 2006. – 768 с.
24. Шагивалеева Г. Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография / Г. Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.
25. Шагивалиева, Г. Р. Психология переживаний в юношеском возрасте / Г. Р. Шагивалиева // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2016. – № 2. – С. 145-150.