Введение
1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей самоконтроля в общении в юношеском возрасте
1.1 Понятие общения в психологии
1.2 Специфика самоконтроля в общении в юношеском возрасте
2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей самоконтроля в общении в юношеском возрасте
2.1 Методика исследования гендерных особенностей самоконтроля в общении в юношеском возрасте
2.2 Анализ результатов исследования гендерных особенностей самоконтроля в общении в юношеском возрасте
2.3 Практические рекомендации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. В современном обществе к юношам и девушкам предъявляются высокие требования к их коммуникативной компетентности, позволяющей успешно выполнять социальную роль студента и осуществлять жизнедеятельность в социуме, гармонично и эффективно сочетая свои собственные позиции и интересы с интересами других членов общества.
Успешное общение юноши с людьми предполагает точное согласование его собственных вербальных и невербальных коммуникативных действий с соответствующими действиями общающихся с ним людей. Этого невозможно достигнуть при отсутствии самоконтроля в общении. Современная молодежь должна обладать способностями контролировать свои эмоции, мысли и поведение в процессе коммуникативной деятельности для того, чтобы выстраивать продуктивное общение.
В юношеском возрасте появляются все предпосылки для развития коммуникативного контроля, связанные с расширением социальных контактов, что делает этот возраст привлекательным в плане научного исследования.
Проблема общения в психологии является одной из фундаментальных (С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А.Н Леонтьев и др.). Вопросами изучения самоконтроля в общении занимались такие ученые как: А.И. Крупнов, Е.А. Смирнова, В.С. Сяткина, И.А. Фурманов и др.
Однако, проблема изучения гендерных особенностей самоконтроля в общении в юношеском возрасте в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: изучение гендерных особенностей самоконтроля в общении в юношеском возрасте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы гендерных особенностей самоконтроля в общении в юношеском возрасте.
1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей самоконтроля в общении в юношеском возрасте
1.1 Понятие общения в психологии
В настоящее время в психологии не существует общепринятого определения общения. Различные авторы при определении этого термина раскрывают либо основные его функции, либо стороны общения.
В современной психологии сложилось несколько подходов к пониманию общения. Согласно информационному подходу общение представляет собой передачу и прием информации посредством использования определенных символов. Процесс общения включает в себя ряд элементов, среди которых: условия общения, стратегия общения, коммуникационные ограничения, включающие факторы, которые ограничивают выбор участниками общения стратегии, а также критерии интерпретации, направляющие способы восприятия и оценки людьми собственного поведения по отношению друг к другу [1, с. 119].
В рамках интеракционального подхода общение рассматривается в качестве ситуации совместного присутствия, предполагающая взаимное установление и поддержание людьми с помощью разных форм поведения и внешних аспектов (внешности, предметов, обстановки и т. п.) [1, с. 116].
Отечественный исследователь А.А. Бодалев определяет общение в качестве взаимодействия людей, которое представлено обменом информацией посредством разного рода средств коммуникации для установления взаимоотношений между ними [3, с. 692]. М.И. Лисина также понимает под общением взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [9, c. 7].
2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей самоконтроля в общении в юношеском возрасте
2.1 Методика исследования гендерных особенностей самоконтроля в общении в юношеском возрасте
Исследование проводилось на базе учреждения образования «Белорусский национальный технический университет». Всего в исследовании приняли участие 40 студентов 2 курса в возрасте 19-20 лет, из них 20 юношей и 20 девушек.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась диагностика гендерных особенностей самоконтроля в общении в юношеском возрасте с помощью тестирования;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявить гендерные особенности самоконтроля в общении в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях самоконтроля в общении у юношей и девушек.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Опросник для определения уровня общительности В.Ф. Ряховского.
Цель: определение уровня общительности.
С помощью методики можно определить уровень коммуникабельности человека, его способности устанавливать, поддерживать и сохранять хорошие личные и деловые взаимоотношения с окружающими людьми.
Опросник содержит 16 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав один из вариантов ответов: «да», «иногда», «нет». За каждое «да» начисляется 2 балла, за ответ «иногда» - 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов. Баллы по всем вопросам суммируются. Критерии оценки: высокий уровень – 4-13 баллов, средний уровень – 14 – 24 балла, низкий уровень – 25-32 балла.
Заключение
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что общение в психологии рассматривается как коммуникативный процесс, как процесс взаимодействия индивидов, как процесс взаимовлияния человека на человека, как процесс взаимного понимания друг друга, как способ построения отношений. Общение выполняет ряд важнейших социальных и психологических функций. В структуре общения выделяются коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны. Успешность процесса общения от общительности, коммуникативного контроля как составляющей коммуникативной компетентности. Благодаря высокой общительности можно грамотно выстраивать межличностное общение и отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в условиях совместной деятельности.
В юношеском возрасте как возрастном периоде, когда на первый план выступает взаимодействие с другими людьми, появляются условия для развития коммуникативных навыков и способностей. В этот период интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль проявлений эмоций, в том числе и в общении. Юноши и девушки в ходе общения развивать навыки самоконтроля, учатся управлять выражением своих эмоций, гибко реагировать на изменение ситуации в общении. Коммуникативный контроль в юношеском возрасте тесно связан с общительностью юношей и девушек, которая носит различный характер в зависимости от пола.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство юношей обладает высоким уровнем общительности – они характеризуются ярко выраженной общительностью, разговорчивостью, желанием принимать участие в дискуссиях, поддерживать беседу, уверенностью в себе в коммуникативных ситуациях. Большая часть девушек обладает средним уровнем общительности – они характеризуются умеренной общительностью, уверенностью в незнакомой обстановке, отсутствием боязни новых проблем, некоторыми трудностями при установлении контактов с новыми людьми, неохотным желанием принимать участие в спорах и дискуссиях. Уровень общительности достоверно выше у юношей, чем у девушек.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Академия, 2003. –385 с.
2. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению / А. В. Батаршев. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 336 с.
3. Бодалев, А. А. Психология общения: избр. психологические труды / А. А. Бодалев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 256 с.
4. Вознюк Ю. С. Психологические особенности формирования и утверждения личности юношеского возраста / Ю. С. Вознюк // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2015. – № 9–10 (56). – С. 25–29.
5. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 321 с.
6. Ковтун, Р. Ф. Коммуникативная компетентность молодого преподавателя / Р. Ф. Ковтун // Записки Горного института. – 2005. – Т. 160. – С. 42-44.
7. Крупнов, А. И. Гендерные различия в психологических проявлениях общительности / А. И. Крупнов // Вестник РУДН. – 2004. – № 2. – С. 160-164.
8. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М: Просвещение, 2005. – 422 с.
9. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М.: Академия, 2000. – 144 с.
10. Миронова, А. В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А. В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378-383.
11. Мурзина, С. М. Психология и типология личности студента / С. М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154-158.
12. Невструева, Т. Х. Коммуникативная компетенция как фактор адаптации молодого специалиста / Т. Х. Невструева, В. В. Спирина // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 7. – С. 23-26.
13. Немов, Р. С. Психология: в 2 т.: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2004. – Т. 2. – 576 с.
14. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
15. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
17. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
18. Смирнова, Е. А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография / Е. А. Смирнова. – Шуя: Издательство «Весть», 2006. – 132 с.
19. Сухотина, Е. В. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте / Е. В. Сухотина // Вестник Кемерского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 119–122.
20. Сысоева, И. А. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте: на материале обучения в 10 и 11 классах: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И. А. Сысоева, 2009. – 20 с.
21. Сяткина, В. С. Саморегуляция в юношеском возрасте / В. С. Сяткина // актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2018. – № 1. – С. 210-214.
22. Фролова, О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста / О. В. Фролова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. – № 2. – С. 159-164.
23. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманова, А. А. Альдбин, Е. М. Амелишко. – Минск: Технология, 2000. – 100 с.
24. Фурманов, И. А. Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии / И. А. Фурманов // Белорусский психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 14-20.
25. Эриксон, Э. Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2005. – 345 с.