Использование лэпбука в процессе формирования у дошкольников представлений о природе Курсовая работа (проект)
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование лэпбука в процессе формирования у дошкольников представлений о природе»
по дисциплине: «Теория и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Использование лэпбука в процессе формирования у дошкольников представлений о природе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста
Организация: Ясли-сад №102, г. Гродно, ГУО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А. Сводная таблица результатов констатирующего и итогового этапов исследования
Приложение Б. Макеты лэпбуков и наглядные материалы
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы использования лэпбука как средства формирования у дошкольников представлений о природе
1.1 Сущность понятия «лэпбук» и его содержательная характеристика
1.2 Анализ практики работы по использованию лэпбука как средства обучения и воспитания дошкольников
1.3 Технология применения лэпбука на занятиях в процессе формирования у дошкольников представлений о природе
Глава 2 Методика использования лэпбука в процессе формирования у дошкольников представлений о природе
2.1 Отбор материала для создания лэпбука в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о природе
2.2 Организация и методика опытно-экспериментальной работы
2.3 Результаты констатирующего этапа исследования
2.4 Содержание практической работы с использованием лэпбука по формированию у дошкольников представлений о природе
2.5 Результаты опытной проверки эффективности разработанной методики использования лэпбука в процессе формирования у дошкольников представлений о природе
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проведения исследования по теме курсовой работы обусловлена современными требованиями педагогической науки, которая ставит задачу экологического воспитания и обучения на одну из верхних позиций в образовании. Поскольку основная цель формирования у дошкольников представлений о природе заключается в развитии жизненно значимых умений, навыков, способов практической деятельности в системе «человек – общество – природа», обеспечивающих развитие личности и успешное функционирование в основных сферах жизнедеятельности. Одним из важнейших принципов экологического воспитания является принцип доступности и наглядности обучения. Поэтому в дошкольных учреждениях все больше стало внимания уделяться данной проблеме. Педагоги стали больше уделять внимания ознакомлению детей с природой и формированию у них осознанно правильного отношения к природе, посредством методов активного обучения, использования доступной наглядности. И поэтому очень важно при формировании представлений о природе у дошкольников использовать разнообразные формы организации деятельности детей, которые, прежде всего, были бы им интересны. Таким видом деятельности и является использование лэпбука.
Эффективность образовательного процесса зависит от используемых средств обучения, к которым на современном этапе, относится лэпбук. Это интерактивная или тематическая папка или самодельная бумажная книга с дверками, кармашками, подвижными деталями, окошками, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению. Создание лэпбука является инновационным средством обучения детей, так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. При создании лэпбука и проведения занятия с его использованием познавательные задачи соединяются с игровыми. Используя на занятии лэпбук, ребенок учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и т.д. Проблеме ознакомления с природой ребенка посредством использования лэпбука посвятили свои работы такие педагоги, как С.Н. Дрязгунова, Г.Н. Комарова, И.А. Николаева, А.А. Петрикевич, Е.А. Стреха и др. В основном их исследования направлены на экологическое воспитание детей дошкольного возраста, использование практических занятий с лэпбуком в экологическом воспитании и ознакомлении детей с природой. Следовательно, формирование у дошкольников представлений о природе посредством использования лэпбука является актуальной и имеет огромное значение в решении многих задач по разностороннему развитию личности ребенка, формированию у него осознанно правильного отношения к природе. Вышесказанное обусловило выбор темы курсовой работы.
Объект исследования: формирование у дошкольников представлений о природе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ
1.1 Сущность понятия «лэпбук» и его содержательная характеристика
Понятие лэпбук (lapbook) является сравнительно новым, в переводе с английского языка означает «книжка на коленках» или «наколенная книга». Формат папки должен быть таким, чтобы можно было удержать на коленях при необходимости, удобно было читать и рассматривать содержимое.
Лэпбукили интерактивная тематическая папка – это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, в которой собраны материалы на одну определенную тему. Ребенок может доставать, перекладывать, складывать картинки по своему усмотрению. При этом лэпбук – это не просто поделка. Воспитательная функция «лэпбука» состоит в том, что он изготавливается вместе с детьми и их родителями (законными представителями) [1, с. 15]. Это позволяет учитывать их пожелания при оформлении. Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составляющие части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком.
Работа с «лэпбуком» является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Создание «лэпбуков» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, к которой можно привлечь родителей.
Лэпбук помогает ребёнку на свое усмотрение организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Дети учатся собирать информацию и пользоваться ею. Это эффективный способ для закрепления и повторения пройденного материала. Такая тематическая папка способствует систематизации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования, способствуя организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми [3, с. 162].
Лэпбук обеспечивает творческую, игровую, познавательную и исследовательскую активность детей младшего школьного возраста. Процесс создания лэпбука один из вариантов видов совместной деятельности взрослого и ребенка. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
ГЛАВА 2 МЕТОД ИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ
2.1 Организация и методика опытно-экспериментальной работы
В Республике Беларусь учебная программа дошкольного образования перед педагогами, организующими образовательный процесс в старшей группе дошкольного учреждения ставит следующие задачи: формирование представлений у воспитанников о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях [17]. В соответствии с программными требованиями к организации образовательного процесса, была сформулирована цель исследования.
Цель опытно-экспериментальной работы: определить представления о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
- определить уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста (на основании программных требований);
- разработать структуру и содержание лэпбука по темам, которые раскрывают особенности формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей;
- оценить эффективность проведенной работы на основании проведения итоговой диагностики.
Описание базы исследования: исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 102 г.Гродно». В исследовании приняли участие 16 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Диагностические методики для определения представлений о сезонных изменениях в природе у детей:
Методика 1. Беседа об осени. Цель: выявить объем знаний воспитанников о явлениях природы, происходящих осенью. Воспитанникам задавались следующие вопросы: «Почему осенью часто идут дожди? Как можно назвать осенние дни? (Пасмурные, дождливые, короткие и т. д.). Что остается после дождя? Какие изменения происходят осенью в жизни деревьев и кустарников? Какие изменения происходят осенью в жизни животных и птиц?» [24].
Методика 2. Беседа с воспитанниками о зиме. Цель: выявить объем знаний о зимнем периоде времени. Вопросы: Что ты знаешь о зиме? Какие дни зимой? Какая зимой погода? Что происходит зимой с реками, озерами? Как ты думаешь, почему водоемы покрываются льдом? Может ли снег зимой растаять? Почему? [24].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лэпбук представляет собой самодельную интерактивную папку с кармашками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать. В этой папке собирается материал по какой-то определенной теме. Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями.
Использование лэпбука в процессе обучения – это практико-ориентированный, наглядно-действенный метод обучения. Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал – различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, творчески оформленных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребёнок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое для себя, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои представления по конкретной теме. Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности. При создании лэпбука обеспечиваются индивидуальный и дифференцированные подходы в обучении. Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить основные представления о природе и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Дошкольники не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности. При создании лэпбука обеспечиваются индивидуальный и дифференцированные подходы в обучении в процессе формирования у дошкольников представлений о природе.
В соответствии с целью и задачами исследования было проведено констатирующее исследование представлений детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе. Полученные данные демонстрируют преобладание в группе старших дошкольников со средним уровнем знаний о сезонных изменениях в природе (56%), немногочисленная группа дошкольников имеют высокий уровень знаний (19%), достаточно большое количество детей имеют низкий уровень знаний о сезонных изменениях в природе (25%). Результаты констатирующего этапа диагностики свидетельствовали о необходимости разработки занятий, направленных на формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
1. Блохина, Е.П. Лэпбук – наколенная книга / Е. П. Блохина, Т. В. Лиханова // Обруч. – 2015. – № 4. – С. 15-17.
2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 224 с.
3. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д.А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции. – 2015. – № 4. – С.162–164.
4. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 184 с.
5. Житко, И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. – Минск: Выш. шк., 2007. – 72 с.
6. Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст) / Г. Н. Казаручик. – Мозырь : Белый ветер, 2007. – 70 с.
7. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. – М. : Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. – 208 с.
8. Ладутько, Л. К. Ребенок познает мир природы / Л. К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск : УП "Технопринт", 2005. – 90 с.
9. Лукашук, О. С. Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности [Электронный ресурс] / О. С. Лукашук. – Режим доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-novaja-forma-organizaci-obrazovatelnoi-dejatelnosti.html
10. Лукашук, О. С. Лэпбук новая форма организации образовательной деятельности. / О. С. Лукашук. – 2016. – №1. – С. 12-13.
11. Мазовко, М. И. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игровой деятельности / М. И. Мазовко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных статей. – Минск : Изд-во БГПУ, 2012. – 112 с.
12. Мир животных через моделирование в группе «Фантазеры» / Сост. Н.А.Ярошева, С.И. Степанова. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 65 с.
13. Миронова, Р. М. Вместе весело играть / Р. М. Миронова. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 52 с.
14. Молодова, А.П. Игровые экологические занятия с детьми / А. П. Молодова. – Минск : Амалфея, 2015. – 88 с.
15. Монастыренко, И. П. Лэпбук – форма работы по развитию речи детей / [Электронный ресурс] / И.П. Монастыренко. – Режим доступа :http://www.maam.ru/detskijsad/-lyepbuk-forma-raboty-po-razvitiyu-rechi detei.html.
16. Нифадьева, Л. А. Подвижно-дидактические игры в природоведческой работе с дошкольниками. / Л.А. Нифадьева. // Игра дошкольника. – Могилев, 1997. – 64 с.
17. Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования / Постановление Министерства образования Республики Беларусь : 29 декабря 2012 г. № 146. [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://kodeksy-by.com/norm_akt/source-Минобразования%20РБ/type-Постановление/146-29.12.2012.html.
18. Петрикевич, А. А. Веселые игры по ознакомлению с природой / А.А. Петрикевич. – Минск : Жасскон, 2012. – 40 с.
19. Петрикевич, А. А. Экологическая мозаика / А. А. Петрикевич. – Минск : Жасскон, 2012. – 40 с.
20. Пироженко, Т. Лэпбук «Золотая осень» [Электронный ресурс]. — Режим доступа :http://www.tavika.ru/2013/09/lapbook-autumn.html.
21. Старжинская, Н. С. Некоторые особенности развития детской игры в современном социокультурном пространстве / Н. С. Старжинская // Сб. науч. статей. – Витебск : УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2011. – С.61 – 67.
22. Стреха, Е.А. Познаём мир природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Е.А. Стреха. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 24 с.
23. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха. – Минск: Нар. асвета, 2012. – 64 с.
24. Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования. В 5 ч. Ч. 1. / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 112 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А. Сводная таблица результатов констатирующего и итогового этапов исследования
Приложение Б. Макеты лэпбуков и наглядные материалы
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты