Сенсорное воспитание детей раннего возраста
ГГПК им.Л.С.Выготского (Гомельский государственный педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №79, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица данных по результатам выполнения диагностических заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица данных по результатам выполнения диагностических заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сенсорные игры для детей раннего возраста.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста
1.1 Понятия «сенсорное воспитание», «сенсорное развитие» и характеристика сенсорных процессов
1.2 Особенности сенсорного развития в раннем возрасте
1.3 Цели, задачи и содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
2.1 Оценка уровня развития сенсорных процессов у детей раннего возраста
2.2 Программа сенсорного воспитания детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что восприятие и познание окружающего мира – это начальный момент психических процессов, поэтому его изучение принадлежит к числу важнейших задач психологии. В истории педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве, ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период раннего возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности. Значение сенсорного воспитания в развитии сенсорных процессов ребенка раннего возраста определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, - непосредственное чувственное отражение действительности играет огромную роль в организации практической деятельности ребенка. Во-вторых, сенсорно-перцептивные процессы служат основой для формирования мышления, памяти и внимания в более старшем возраста.
Изучение особенностей сенсорного воспитания и развития ребенка получило развитие в многочисленных исследованиях (Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Л.Леонтьева, и др.), теоретически подтверждающих тот факт, что образ мира предваряет любое чувственное впечатление, и что только на его основе последнее может приобрести статус составляющей чувственного образа внешнего объекта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятия «сенсорное воспитание», «сенсорное развитие» и характеристика сенсорных процессов
От ранних концепций построения образа мира и до новейших исследований считалось, что знания в значительной степени опираются на сенсорные входные сигналы. Причём всё больше накапливается свидетельств того, что многие внутренние репрезентации - это не то же самое, что сама внешняя реальность, то есть они не изоморфны. Внутренняя репрезентация реальности имеет некоторое сходство с реальностью внешней, но когда мы абстрагируем и преобразуем информацию, мы делаем это в свете нашего предшествующего опыта.
В научной литературе существуют различные определения понятия «сенсорное воспитание».
Педагогический энциклопедический словарь определяет сенсорное воспитание как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) [13, с. 87].
Сенсорное воспитание, по мнению С.А. Козловой и Т.А. Куликовой, представляет целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [6, с. 122].
А.В. Плеханов рассматривает сенсорное воспитание как целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений) [14, с. 31].
Обобщив точки зрения различных авторов, под сенсорным воспитанием мы будем понимать целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Оценка уровня развития сенсорных процессов у детей раннего возраста
Исследование уровня развития сенсорных процессов у детей раннего возраста проводилось на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад №79 г. Гомеля».
В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 2 – 2,5 лет, 12 девочек и 8 мальчиков.
В связи с тем, что в раннем возрасте в процессе познания окружающего мира ведущим анализатором является зрительный, поэтому изучались особенности именно зрительного восприятия.
В исследовании применялись следующие диагностические методики:
1. Методика «коробочка форм» включает задачи на размещение в ящике с прорезями объемных фигур-вкладышей, основания которых представляют собой простейшие геометрические фигуры, соответствующие по форме прорезям ящика. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учета ракурса). Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При плохом выполнении задания ребенку дополнительно предлагаются задачи на выбор формы по образцу [16].
2. «Пирамидка» содержит задачи на выполнение действий с большим количеством элементов разной величины. Материалом методики служит разноцветные элементы одинаковой формы, которые могут быть упорядочены по величине. Методики выявляют уровень восприятия отношений предметов по величине и особенности организации деятельности ребенка [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия происходит сенсорное развитие, то есть развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие. Сенсорное развитие включает в себя формирование сенсорных процессов – ощущений и восприятия. Задачи, решаемые перцептивными процессами, состоят в предметном, адекватном отражении окружающей действительности.
В раннем возрасте в качестве ведущего познавательно процесса является восприятие. Ранний возраст является сензитивным для сенсорного развития ребенка. Поэтому основные направления сенсорного развития определяются формированием основных сенсорных эталонов, навыков соотнесения с ними, дифференциации признаков предметов в соответствии с эталоном.
По результатам опытно-экспериментальной работы были выявлены показатели сенсорного развития детей раннего возраста. Было установлено, что у детей активно формируется восприятие формы, величины и цвета, однако сенсорные процессы пока не совершенны у детей 2-2,5 лет.
В связи с этим была разработана программа сенсорного воспитания детей раннего возраста. Она направлена была на повышение развития способности к различению качества сенсорных эталонов формы, величины и цвета у детей раннего возраста. Были созданы условия для формирования у детей раннего возраста способа обследования предметов через группировку по форме, величине и цвету на основании образцов.
Место настоящего исследования в психологической теории и практике состоит в том, что полученные результаты расширяют теоретические сведения о психологических закономерностях восприятия у детей на разных ступенях онтогенеза, в частности, позволяют оценить динамику возрастных изменений в содержании восприятия на этапе раннего возраста.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. – СПб.: изд-во СПбГУ , 2007. – 280 с.
2. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / А.С. Батуев. – СПб.: Питер, 2010. – 320с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии: учеб. пособие / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 200 с.
4. Елизарова, Е. Б. Развитие восприятия в раннем возрасте / Е. Б. Елизарова, В. В. Онуфриева // Молодой ученый. – 2017. – № 4 (138). – С. 331-335.
5. Ендовицкая, Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания / Т.В. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С.4-9.
6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
7. Крупник, Е.П. Экспериментальное исследование механизмов целостного восприятия / Е.П. Крупник // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – с.127-132.
8. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2000. – 412 с.
9. Лобанов, А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта : учеб. пособие / А.П. Лобанов. – Минск : Новое знание, 2008. – 376 с.
10. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
11. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2000. – 300 с.
12. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 336 с.
13. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. –М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 527 с.
14. Плеханов, А.В. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / А.В. Плеханов, О.В. Морозова, М.М. Манасеина // Дошкольное воспитание. – 2010. – №7. – С. 31-35.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубиншейн. – СПб.: Питер, 2019. – 619 с.
16. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие /Е. А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
17. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А.П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2005. – С.121-135.
18. Чайковская, М.Г. Субъективное восприятие формы и цвета / М.Г.Чайковская // Психология и соционика межличностных отношений. – 2007. - № 2. – с.5-7.
19. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
20. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е.А. Янушко. – М.; Мозаика-Синтез, 2009. – 120 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица данных по результатам выполнения диагностических заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица данных по результатам выполнения диагностических заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сенсорные игры для детей раннего возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты