ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ В XIII-XVI ВВ.
1.1 Развитие таможенной политики ВКЛ в XIII-XVI вв.
1.2 Мыто – важнейший инструмент таможенной политики XIII-XVI вв.
ГЛАВА 2 ИЗМЕНЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ ЛЮБЛИНСКОЙ УНИИ 1569 Г.
2.1 Значение Статутов ВКЛ в развитии тарифной политики ВКЛ.
2.2 Особенности применения тарифов и других инструментов таможенной политики ВКЛ в конце XVI – XVIII вв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы состоит в том, что нынешнее развитие таможенных правоотношений является достаточно актуальным. Важно отметить, что развитие невозможно без изучения истории. С древних времен таможня была важным источником пополнения государственного бюджета. Позже таможенные органы начали выполнять регулятивную и охранительную функции. Таможенные отношения, под которыми мы понимаем комплекс общественных отношений, возникающих в связи с формированием и реализацией таможенной политики, правововым регулированием внешнеэкономической деятельности и таможенной службы и его практической реализацией, организацией и функционированием таможенных органов в каждом государстве были в той или иной степени урегулированы нормативно-правовыми актами.
На раннем этапе существования ВКЛ значительное место в регулиро-вании этих отношений занимал правовой обычай. Прежде всего, согласно обычаю взымали мыто (таможенные пошлины), о чем свидетельствуют так называемые уставные грамоты (или областные привилеи) Великих князей отдельным землям. В частности, в подтверждении короля Александра всей земли Волынской на права и вольности сказано, что «не надобе мыть зъ ихъ людей брати, нижъли маютъ мыта старые давати, где и передъ тымъ будуть даивали» [4, с. 271; 29, с. 102]. 1 сентября 1529 г. Жигимонт Старый предоставил привилей «всим обывателемъ шляхте земли Киевское на права и вольности ихъ». В нем говорится: «Такъ же просили насъ князи и Панове, и земяне Киевъские, ижъ новины уводили врадники наши, воеводы».
На наш взгляд, этот термин является более адекватным, чем применяемый Л. Ю. Жеребцовой термин «таможенная организация», охватывающий «всю совокупность отношений, которые возникают между разными сословиями и государством в процессе торговой деятельности с целью ее регуляции, а также организацию и функционирование таможенной системы с многочисленными видами поборов, оплат и способами их взимания» [12, с. 196].
По выражению М. Н. Ясинского, в уставных земских грамотах заключается «подробное определение отношения данной земли или провинции ко всему государству». В условиях отсутствия общегосударственных законодательных сборников, по своему содер-жанию и назначению они могут быть названы местными законами, содержащие общие нормы для определнной ограниченной территории. Исследователь также их определил как «законодательные акты, которые давались отдельным землям, входившим в состав государства Литовского, в лице всего их населения, с целью подтверждения древнего общего права каждой земли определить отношения её к государству и его местным органам и регламентировать различные стороны местной общественной жизни, преимущественно на основании местных же обычаев» [6, с, 30-32, 35-36].
Таким образом, объект работы – таможенный тариф.
Предмет работы – таможенный тариф в ВКЛ.
Цель работы – рассмотреть таможенный тариф в ВКЛ.
Цель образует задачи:
- изучить развитие таможенной политики ВКЛ в XIII-XVI вв.;
- исследовать мыто – важнейший инструмент таможенной политики XIII-XVI вв.;
- изучить значение Статутов ВКЛ в развитии тарифной политики ВКЛ;
- исследовать особенности применения тарифов и других инструментов таможенной политики ВКЛ в конце XVI – XVIII вв.
ГЛАВА 1 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ В XIII-XVI ВВ.
1.1 Развитие таможенной политики ВКЛ в XIII-XVI вв.
В литературе на русском языке утвердилось написание имени «Сигизмунд», тогда как в документах оно писалось «Жикгимонт», Киевъские <...> и тежъ о мыта новые, где здавъна не бывали, а ново уставленые; и били намъ чоломъ, абыхъмо имъ тые новины отъложили. <...>А о мыта новые такъ уставляемы где бы здавъна не бывали за предковъ нашихъ <...> тутъ и теперь не потребъ воеводамъ нашимъ мыть новыхъ уставляти, нижъли старые звычъные мыта маютъ браны быти по давъному» [2, с. 190]. Подобные положения имеются и в других областных привилеях [4, с. 125-126, 135; 26, с. 157].
Централизация и организация таможенного дела в ВКЛ в XIII -XVI вв. Князь Витовт (1392-1430 гг.), значительно укрепил Великое княжество Литовское (ВКЛ), которое стало при нем самым крупным государством Европы. Он упразднил областные княжения: Полоцкое, Витебское и другие и «посадил» на место удельных князей, своих наместников, в остальном не трогая «старины». К примеру, на территории Полоцкого княжества, продолжала действовать старая система законов - «Полоцкое право». После централизации власти, в распоряжение Великого князя поступили и различные косвенные налоги, в том числе таможенные сборы, которые прежде шли к местным князьям. Таким образом, с начала XV в. мытные сборы становятся великокняжеским, государственным делом. Однако лишь в XVI в. верховная власть окончательно закрепила за собой монопольное право сбора мыта.
В ВКЛ, практически до XVIII в., почти не существовало никаких центральных государственных учреждений. Тут длительное время действовал не самый лучший принцип государственного строительства - «мы старину не рухаем, а новин не уводим». Все текущие дела, разбирались и вершились Господарем (Великим князем) и Панами-радаю (Великокняжеским советом), непосредственно или через специальные комиссии, к примеру, скарбовую (скарб - казна). Хотя при Великом князе издавна имелся целый штат различных придворных чиновников – дьяков. Некоторые дьяки составляли все письменные акты, исходившие от господаря и панов-рады.
В это время мытные сборы в основном проходили через Комиссию скарбовую. В ее состав обычно входили Подскарбий земский (главный казначей) или Подскарбий надворный, два комиссара, писарь и инстигатор (государственный обвинитель). Комиссия разбирала различные купеческие дела, споры о нанесения ущерба скарбу, чрезмерных поборах и т.д.
В ВКЛ система мытных сборов фактически входила в ведомство государственного казначейства – Скарба. Скарб возглавлялся Подскарбием земским, которому помогали писари скарбные (скарбовые), с течением времени получившие мытную специализацию. Один из наиболее известных истории мытных скарбных – Лукаш Мамонич, поставленный в 1589 г. во главе всех мытных сборов княжества.
ГЛАВА 2 ИЗМЕНЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ ЛЮБЛИНСКОЙ УНИИ 1569 Г.
2.1 Значение Статутов ВКЛ в развитии тарифной политики ВКЛ.
С 40-х гг. XVI в. шляхта ВКЛ начала борьбу за «поправку статута» в своих интересах [16; 17, с. 216], в том числе за предоставление таможенных льгот [10, 319-325; 11, с. 215-223]. Это было обусловлено тем, что Консти-туция Короны 1496 г. закрепила право польской шляхты экспортировать без уплаты мыта продукцию собственного производства. После неоднократных обращений господарь в 1559 г. разрешил «княжатам, панятам и всей шляхте» вывозить, не уплачивая мыто, лесные товары собственного производства и из собственных имений, а также выращенное, а не приобретенное, зерно и скот. Обязательным условием была присяга пана или его слуги на первой коморе (таможне) о том, что товар изготовлен или выращен в собственном хозяйстве. Вскоре во Втором Литовском Статуте 1566 г. появилась новая статья об освобождении шляхты от уплаты мыта при осуществлении экспорта зерна и лесных товаров собственного производства. О происхождении вывозимых товаров на главных коморах должны были принести присягу их собственники или посланные ими заслуживающие доверия слуги. Следовало только уплатить мыто от подвод, которыми перевозили зерно на продажу, на мостах «старожитных», согласно древнему обычаю [2, с. 63-64]. На коморах была введена сложная процедура расследования того, действительно ли товар принадлежал шляхтичу [8, с. 526]. Одним из самых существенных дополнений Второго Литовского Статута, по сравнению с Первым, Н. Н. Яковенко назвала освобождение шляхты от уплаты мыта, имевшее важное значение для дальнейшей иммунизации шляхетских имений [4, с. 51].
Также во Втором Статуте имеется ст. 25 разд. I о запрещении введения новых мыт, аналогичная по содержанию со ст. 21 разд. I Статута 1529 г. Однако в ней закреплены и новые положения. Лица, взимавшие мыто, со-гласно великокняжеским листам, обязывались за свой счет ремонтировать мосты, плотины, гати, рвы. Если из-за плохого состояния указанных объектов проезжающий терпел убытки, то пан, взимавший мыто, должен был их возместить и прибавить, что требовал потерпевший. Это же относилось к старостам, державцам и лицам, собиравшим мыто в пользу Великого князя, если они не ремонтировали дороги. Также запрещалось урядникам и лицам, собиравшим мыто по дорогам, местечкам и селам великокняжеским господарским, княжеским, панским и земянским взимать не установленное мыто [1, с. 62-63].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конце концов, эти действия были запрещены в первом кодексе в Центральной и Восточной Европе. Раздел 21, раздел I Статута 1529 г., предусматривал санкцию в виде конфискации имущества за нарушение запрета: «им не следует придумывать новые дороги на дорогах, ани на земле, ани на мосту и гребли и на водах, по договоренности с их именами, хром, которые были из старого прошлого », и на которых были соответствующие великие герцогские листы [2, с. 39]. Как уже отмечалось, аналогичная санкция предусмотрена в листе Казимира второй половины XV века, адресованном волынским офицерам. Но теперь его использование распространилось на все государство.
Случай другого рода - это частный город Шклов. С конца XVI в. Шклов, удачно расположенный на оживленных сухопутных и водных торговых путях, стал редким городом, в котором не было моечной камеры. Это привлекло иностранных и местных торговцев и принесло большую прибыль владельцу города и магистрату. В первой половине XVII в. Шклов занимает седьмое место по численности и количеству жителей после Вильнюса, Могилева, Бреста, Слуцка, Минска и Полоцка.
Количество людей в ПО уменьшилось с 2,9 млн. человек до 1,4 млн., ремесленное производство сократилось, торговля резко упала. В 1661 году Сейм даже освободил 21 город (Могилев, Ошмяны, Шклов, Орша, Брест, Минск, Пинск и т. д.) от уплаты налогов, за исключением сбора налогов, на 4 года. Однако Княжество постепенно росло, но внутренние раздоры, благородные вольности Либерума вето, свободные выборы короля превратили Речью Посполитую в посмешище для Европы и нарушили работу центральных структур, в том числе таможенных. Государство ослабевало. Контрабанда увеличилась.
Так, в отчете за 1765 г. описаны торговые маршруты, ярмарки и маршруты контрабанды в Полоцком воеводстве и Оршанском уезде: «... обычно купцы тайно проходят как летом, так и зимой, минуя таможенные и таможенные пункты...».
Внешняя торговля в этот период, особенно с самого начала. XVIII в., Резко изменил свое направление. Роль русского Санкт-Петербурга возросла. Это резко снизило ценность посреднической деятельности белорусских купцов, переориентировав ее торговые отношения на города северо-западной России и левобережной Украины.
1. Акты Литовской метрики. Варшава, 1896. Т. 1. Вып. 1. 1413-1498 / Собраны Ф И. Леонтовичем. -№ 13. 86 с.
2. Акты, издаваемые Виленского Археографическою коммиссиею. Вильна, 1870. Т. 3: Акты Брестского гродского суда. ХХ+416 с.
3. Архив Юго-Западной России. Киев, 1886. Ч. 7. Т. 1: Акты о заселении Юго-Западной России. № ГХХХП-ЬХХХУ. С. 589, 595, 604, 617-619.
4. Ващук, Д. «АБЫХМО ДЕРЪЖАЛИ ИХЪ ПоДЛь ПРАВА ИХЪ ЗЕМЪЛИ» (Населения Кжвгцини та Волит 1 великокнязгвська Влада в ХУ-ХУ1 ст.) / Д. Ващук.
5. Ващук, Д. «Старина» як шститут регулювання економ1чних вщносин у Великому Лиговському (кшець XV перша третина XVI ст.) / Д. Кшв, 2007. С. 433.
6. Ващук, Д. Вплив обласних прившйв Кшвгцини та Волиш на формування Першого Литовського Статуту / Д. Ващук
7. Довнар-Заполъский,М. Государственное хозяйство Великого Княжества Литовского при Ягеллонах / М. Довнар-Запольский. Киев, 1901. Т. I. 807 с.
8. Доунар-Запольст, М. В. Дзяржауная гаспадарка Велпсага княства Лггоускага пры Ягелонах / М. В. Доунар-Запольскг, падрыхт. да друку: А. I. Груша, Р. А. АЛЯХНОВ1Ч; увод, арт.: Д. У. Карау, А. У. Унучак, А. I. Груша; камент. А. I. Груша, Ш. I. Бекцшееу, Л. Каралюс. Мгнск: Беларус. навука, 2009. 759 с.
9. Жеребцова, Л. Роль Первого ЛИТОВСКОГО Статута в истории институциона-лизации таможенной организации на украинских землях Великого княжества Литовского / Л. Жеребцова
10. Ковальский, Н. П. Источники по истории Украины XVI первой половины XVII в. в Литовской метрике и фондах приказов ЦТАДА. Днепропетровск: ДГУ, 1979. 74 с.
11. Леонтович, Ф. II. Рада великих князей литовских / Ф. И. Леонтович // Журнал Министерства народного просвещения. Спб., 1907. Новая серия. Ч. XI, октябрь. С. 273-331.
12. Литовська Метрика. Книга 561: Рев1зп украшських замюв 1545 року/ шдготував Володимир Кравченко. Кшв, 2005. 600 с.
13. Любавский.М. Литовско-Русский сейм: Опыт по истории учреждения в связи с внутренним строем и внешнею жизнью государства / М. Любавский. М., 1900.-С. 517-520.
14. Любавский, М. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно / М. Любавский. М., 1910.
15. Метрыка Вялпсага Княства Лггоускага. Кшга 28 (1522-1552): Киша зашсау 28 / Падрыхтовка тэкстав да друку 1 навук. апарат В. Мянжынскг У. Свяжынскг Менск: АТНЕИЖИМ, 2000. 312 с.
16. Острога, В. А. История таможенного дела и таможенного права Беларуси: учеб. пособие / В. А. Острога. — Минск: БИП-С, 2005. — 192 с.
17. Статут Великого княжества Литовского 1529 года / под ред. академика АН Литовской ССР К. И. Яблонскиса. Минск: Изд-во АН БССР, 1960. 254 с.
18. Статут Вялпсага княства Лггоускага 1566 года / Т. I. Доунар, У. М. Сатолш, Я. А. Юхо. Мшск: Тэсей, 2003. 352 с.
19. Статут Вялпсага княства Лггоускага 1588 / пер. на бел. мову А. С. Шатун. Мшск: Беларусь, 2002. 207 с.
20. Торпвля на Украшг XIV середина XVII столггтя: Волинь 1 Наддншрянгцина / упор. В. М. Кравченко, Н. М. Яковенко; редкол.: М. Ф. Котляр (ред.) [та ш.]. Кшв: Наук, думка, 1990. 408 с.