Введение
Международные смешанные перевозки играют важную роль в экономике Республики Беларусь. Именно такой вид перевозки способен улучшить экономическое положение транзитных стран, обеспечить согласованное функционирование международной транспортной системы.
Значимость международных смешанных перевозок вряд ли возможно переоценить. Она продиктована как техническим прогрессом, требующим совершенствования инфраструктуры, так и потребностью субъектов хозяйствования и граждан в более удобном и организованном перемещении по различным территориям с помощью транспорта.
Транспорт является фактором, который создает и организует единое мировое экономическое пространство, способствует дальнейшему развитию территориального разделения труда, позволяет отдельным регионам мира реализовывать свои преимущества. Таким образом, задачей государства является правильная организация перевозок, которая позволила бы извлечь максимальную выгоду.
Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена ее теоретической и практической значимостью.
С одной стороны, как было отмечено выше, международные смешанные перевозки играют важную роль в экономике Республики Беларусь и приобретают все большую актуальность в связи с усилением интеграции в рамках ЕАЭС.
С другой стороны, комплексных теоретических исследований, посвященных различным аспектам международных смешанных перевозок в Республике Беларусь, не проводилось в последние годы, что обуславливает теоретическую значимость исследования.
Целью настоящей курсовой работы является углубление теоретических знаний о международных смешанных перевозках.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и виды международных смешанных перевозок;
2) охарактеризовать правовые акты, регулирующие различные вопросы осуществления международных смешанных перевозок;
3) исследовать организацию международных смешанных перевозок.
Объектом исследования, проведенного в курсовой работе, являются общественные отношения, которые возникают в связи с осуществлением международных смешанных перевозок.
1 Понятие и виды смешанных перевозок
Смешанная перевозка появилась еще в начале XX века. Изначально смешанные перевозки использовались только внутри одного государства. Судоходные компании стали инициаторами использования смешанных перевозок и на международном уровне. В частности, первой компанией, которая предприняла попытку осуществить перевозку от места изготовления до места потребления товаров различными видами транспорта, стала американская судоходная компания «Seatkaim». Данная компания в 1928 г. построила в Великобритании первое специальное судно-контейнеровоз, на которое поднимались железнодорожные вагоны с грузом.
Эксперимент был признан удачным, поскольку сочетание железнодорожного и морского транспорта позволяло существенно ускорить перевалку грузов. Помимо этого, при таком сочетании снижались и расходы, необходимые для перевозки груза. Американские грузовладельцы получили возможность осуществлять международные перевозки грузов в направлении Америка - Европа на весьма выгодных условиях.
В дальнейшем эту идею развивали специалисты в сфере автоперевозок, которые абсолютно справедливо предположили, что на судно можно загружать не только груженые железнодорожные вагоны, но и груженые автотрейлеры.
Именно так появилась комбинация «автотранспорт – морской транспорт».
Значение международных смешанных перевозок начало возрастать в связи с научно-техническим прогрессом, происходящим на различных, в том числе морском, видах транспорта. Международные смешанные перевозки связаны, главным образом, с использованием современной транспортной технологии, в частности с контейнеризацией. Контейнерные перевозки как эффективный способ транспортировки грузов от склада отправителя до склада получателя в смешанном сообщении с участием автомобильного, железнодорожного и морского транспорта получили широкое распространение в большинстве стран мира. Практика контейнерных перевозок в ряде стран показала, что доходы, получаемые от контейнеризации, особенно при больших объемах перевозок, значительно превышают затраты, несмотря на большие первоначальные капитальные вложения. Более того, рентабельность является движущим фактором стремительного развития контейнерных перевозок [1].
Развитие смешанных перевозок вызывает необходимость технически приспособить различные виды транспорта к перевозке и максимально быстрой переработке не самого груза, а унифицированной большегрузной съемной тары - контейнера, поддона, пакета, трейлера, в которую упакован этот груз [2].
На различных видах транспорта появляются специализированные средства для перевозки такой съемной тары: на морском транспорте суда-
2 Правовое обеспечение международных смешанных перевозок
Законодательство, регламентирующее те или иные аспекты международных смешанных перевозок, имеет долгую историю развития.
Вопрос о необходимости унификации норм, направленных на регулирование международных перевозок грузов в смешанных сообщениях, возник на Стокгольмской конференции Международной торговой палаты в 1927 г.
Попытки разработать единый акт в сфере международных смешанных перевозок предпринимались еще в 1955 г., в рамках УНИДРУА.
Определенную работу в данном направлении вел и Международный морской комитет. Результатом работы юристов международного морского комитета стало принятие в 1965-1967 гг. концепции, в соответствии с которой планировалось провести унификацию международных правил в вопросах ответственности за перевозку грузов смешанном сообщении. Хотелось бы отметить, что на данном историческом этапе акцент делался на сочетание «земля – море» [7, с. 29].
Дальнейшие попытки разработки единого международного акта в сфере международных смешанных перевозок предпринимались на конференции в Токио 1969 г. Результатом проведенной работы стало принятие . на основе разработанных принципов проекта Конвенции о смешанных перевозках грузов - Конвенции ТСМ ("Токийские правила")
Именно в указанных Правилах впервые получила нормативное закрепление концепция оператора перевозки груза в смешанном сообщении (ОСП) как юридического лица, заключающего договор перевозки груза с отправителем в смешанном сообщении с отправителем, и несущего ответственность за свои действия перед отправителем [7, с. 123].
Следующим этапом развития международного законодательства о международных смешанных перевозках стало принятие в 1973 г. Унифицированных правил в отношении комбинированного транспортного документа (Правила МТП № 298) Международной торговой палатой.
Считая подобное положение неудовлетворительным, Совет по торговле и развитию ЮНКТАД решил разработать новый документ, регулирующий смешанную перевозку, - Конвенцию ООН "О международных смешанных перевозках грузов" 1980 г. По условиям Конвенции она вступит в силу после присоединения к ней 30 государств. Конвенция так и не вступила в силу, поскольку достаточное количество стран не высказалось за присоединение к ней. Следующим шагом ЮНКТАД, не удовлетворенной затяжкой введения в действие Конвенции, были разработка и принятие Правил, относящихся к
3 Организация международных смешанных перевозок
3.1 Особенности организации международных смешанных перевозок
Организация перевозки в прямом смешанном сообщении представляет собой объединение и упорядочение деятельности разнородных транспортных предприятий по перемещению груза, пассажиров, багажа из пункта отправления в пункт назначения по единому документу на весь путь следования [26, с. 176].
Для того, чтобы надлежащим образом организовать международную смешанную перевозку, необходимо решить ряд технических и правовых проблем:
1) определить статус и взаимоотношения между субъектами, участвующими в международной смешанной перевозке;
2) определить правовой режим смешанной перевозки, ответственность перевозчика перед владельцем груза.
Организация международной смешанной перевозки заключается в том, что отправитель заключает единый договор перевозки на весь путь следования товара с одним лицом – оператором смешанной перевозки грузов. Оператор действует на протяжении всего маршрута перевозки от своего имени, цель его деятельности состоит в обеспечении перемещения груза различными видами транспорта.
Удобство для отправителя состоит в том, что для него нет необходимости вступать в правоотношения с соперевозчиками, которые являются контрагентами оператора.
Таким образом, грузоотправитель имеет две выгоды от организации международных смешанных перевозок с участием оператора: быстрота и сохранность груза в ходе перевозки. Именно по этой причине грузоотправители предпочитают иметь дело с одним лицом, т.е. оператором, которое гарантирует им обеспечение всего комплекса транспортных операций, которые необходимы для доставки груза "от двери до двери" либо "от склада до склада" [1].
Оператор смешанной перевозки означает любое лицо, которое от своего имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки, и выступает как сторона договора, и принимает на себя ответственность за исполнение этого договора [13, с. 50].
Оператор прямой смешанной перевозки, как транспортно-логистический посредник, действительно позволяет решить отдельные проблемы взаимодействия клиента (грузоотправителя, пассажира) и перевозчиков, принимая на себя ответственность за перевозку в целом, упрощая расчеты, предоставляя дополнительные услуги, но проблемы взаимодействия
Заключение
Итак, на основании проведенного в курсовой работе исследования, представляется возможным сделать следующие выводы.
Смешанная перевозка появилась в начале XX века, изначально она осуществлялась на внутригосударственном уровне, однако вскоре приобрела международный характер.
Международная смешанная перевозка представляет собой перевозку между пунктами отправления и назначения, разделенными не только расстоянием, но и географическим характером пути (суша, река, море), по меньшей мере двумя или несколькими видами транспорта.
Главное достоинство международной смешанной перевозки заключается в том, что она позволяет использовать максимальные преимущества различных видов транспорта, и использовать те дополнительные услуги, связанные с совершением необходимых формальностей, которые предлагает оператор,
Международные смешанные перевозки можно подразделить на два вида: прямые и непрямые.
Прямая смешанная перевозка оформляется одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта.
Непряма смешанная перевозка – это перевозка, которая организуется экспедитором, оформляется на основании нескольких договоров, и различается правовым режимом на отдельных этапах следования груза.
Необходимость в унификации правовых норм, регулирующих отношения в сфере международной смешанной перевозки возникла в первой половине прошлого столетия. С тех пор велась тщательная работа, направленная на разработку и совершенствование международно-правового регулирования международных смешанных перевозок.
На сегодняшний день те или иные аспекты международной смешанной перевозки регламентированы достаточно широким перечнем международно-правовых актов.
В Республике Беларусь отношения в сфере международной смешанной перевозки регулируют ГК, Закон Республики Беларусь от 13 июня .2006 г. N 124-З "О транспортно-экспедиционной деятельности" и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. N 1766 "Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности».
Для осуществления международной смешанной перевозки необходимо иметь надлежащим образом оформленные документы: коносамент и документ СТ.
1 Савченко, М.И. Международное транспортное право / М.И.Савченко // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
2 Кузьмин, А.С. Международные смешанные перевозки / А.С.Кузьмин // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
3 Бутакова, Н.А. Особенности правового регулирования мультимодальных перевозок / Н.А. Бутакова // Юрист. – 2013. – № 17. – С. 16 - 19.
4 Гражданский кодекс Республики Беларусь/ М–во внутр.дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М–ва внутр.дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2011. – 400 с.
5 Гречуха, В.Н. Международное транспортное право: учебник / В.Н. Гречуха. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 474 с.
6 Экономика и организация внешнеторговых перевозок / Под ред. К.В. Холопова. М.: Юристъ, 2001. – 684 с.
7 Милославская, С.В. Мультимодальные и интермодальные перевозки: учеб. пособие для студентов транспортных вузов / С. В. Милославская, К. И. Плужников. – М.: РосКонсульт, 2001. - 364 с.
8 Кретов, И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности. / И.И. Кретов, К.В. Садченко. – М.: Дело и сервис, 2003. – 272 с.
9 Лунц, Л.А. Международное частное право.Особенная часть. / Л.А. Лунц. – М.:Госюриздат, 1959. – 280 стр.
10 Ерпылева, Н.Ю. Правовое регулирование международных смешанных комбинированных перевозок / Н.Ю. Ерпылева, И.В. Гетьман-Павлова // Транспортное право. – 2006. – № 4. – С. 26-32.
11 Лимонов, Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки / Э.Л. Лимонов. – СПб.: Модуль, 2001. – 308 с.
12 Романова, А.С. Понятие мультимодальной перевозки груза: сравнительно-правовой аспект / А.С. Романова // История государства и права. – 2007. – № 22. – С. 17-21.
13 Бровка, С.В. Международное транспортное право. Общая часть: учеб. пособие / С.В.Бровка. - Минск: Веды, 1997. - 116 с.
14 Гетьман-Павлова, И.В. Международное частное право : учебник для магистров / И. В. Гетьман-Павлова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 959 с.
15 Ерпылева, Н.Ю. Правовое регулирование международных комбинированных перевозок грузов, пассажиров и багажа / Н.Ю. Ерпылева, Д.М. Максимов // Международное право и международные организации. – 2013. – № 4. – С. 498 - 524.
16 Таможенная конвенция Всемирной таможенной организации "Касающаяся контейнеров" (вместе с "Положениями, касающимися маркировки контейнеров", "Правилами, касающимися технических условий, применимых к контейнерам, которые могут допускаться к международным перевозкам под таможенными печатями и пломбами", "Протоколом о подписании") (заключена в г. Женеве 02.12.1972) [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
17 Международная Конвенция Организации Объединенных Наций "По безопасным контейнерам (КБК)" (вместе с "Правилами испытания, осмотра, допущения и содержания контейнеров") (заключена в г. Женеве 02.12.1972) [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
18 Конвенция Организации Объединенных Наций "Об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле" (заключена в г. Вене 19.04.1991) [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
19 Соглашение Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций "Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (СЛКП)" (заключено в г. Женеве 01.02.1991) [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
20 Унифицированные правила о документе смешанной перевозки (Правила МТП) 1975 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ascologistic.com/ru/conventions/smesh. – Дата доступа: 20.11.2016.
21 О транспортно-экспедиционной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 13 июня 2006 г., № 124-З // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
22 Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 дек. 2006 г., № 1766 // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
23 Макарова, Н.В. Коносамент в международных морских перевозках / Н.В. Макарова // Международные банковские операции. – 2009. – № 4. – С. 55 - 64.
24 Сергеенко, А.А. Коносамент смешанной перевозки FIATA Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading (FBL) [Электронный ресурс] / А.А. Сергеенко. – Режим доступа: http://www.energy-tex.ru. – Дата доступа: 18.11.2016.
25 Федоров, Г.Н. Экспедирование. Мультимодальные перевозки [Электронный ресурс] / Г.Н. Федоров. – Режим доступа: http://www.bwgroup.narod.ru/lkspedir. – Дата доступа: 16.11.2016.
26 Международное частное право: учебник / П.Б. Айтов, А.М. Белялова, Е.А. Бородина и др.; под ред. Р.А. Курбанова, А.С. Лалетиной. – М.: Проспект, 2015. – 216 с.
27 Карпеев, О.В. Организация перевозки в прямом смешанном сообщении как вид деятельности / О.В. Карпеев // Юридический мир. – 2013. – № 2. – С. 48 - 53.
28 Балалаев, А.С. Формирование логистических цепей субъектами транспортного рынка / А.С. Балалаев, П.В. Куренков, Г.В. Бубнова // Экономика железных дорог. – 2010. – № 9. – С. 72-76.
29 Татарский, Э.А. Опыт коммерческо-правового оформления прямых смешанных перевозок во внутреннем и международном сообщениях / Э.А. Татарский // Бюллетень транспортной информации. – 2001. – № 10. – С. 9-12.
30 Таможенное право: Учеб. пособие / Отв. ред. О.Ю. Бакаева. – М.: Юристъ, 2012. – 522 с.
31 Таможенный кодекс Таможенного союза: утв. Договором о Таможенном кодексе таможенного союза (подписан в г.Минске 27 нояб.2009) (в ред. от 08.05.2015) // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
32 Зубач, А.В. Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов: Учебник. / А.В. Зубач Зубач А.В., Н.А. Ронжина, Р.В. Терентьев. – СПб.: Троицкий мост, 2012. – 342 с.