ВВЕДЕНИЕ
1 ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
1.1 Задачи и содержание оперативного учёта производства
1.2 Координация работ по выполнению производственных программ и мотивация труда работающих
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «ТАиМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ системы стратегического планирования и контроля на предприятии
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ НА ОАО «ТАиМ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное развитие отечественных предприятий и их интеграция в мировую экономику в современных условиях немыслимы без реализации новых механизмов управления и развития современных форм хозяйствования, основанных на использовании инновационных методов управления и организации производства.
Необходимость интенсификации развития отечественных предприятий требует от будущих специалистов глубоких знаний объективных экономических законов и особенностей их реализации на уровне предприятий, а также основательных практических навыков обоснования управленческих решений, планирования, организации производства и труда.
Промышленная отрасль является одной из главнейших в Республики Беларусь. Она занимает особое место в экономике страны.
Для нее характерно наличие большого числа крупных предприятий, что позволяет отрасли выпускать широкий ассортимент продукции.
Темой курсовой работы является оперативное планирование деятельности предприятия пути ее совершенствования, что в современных условиях является очень актуальной проблемой на предприятиях Республики Беларусь.
На пути к рыночной экономки наши предприятия столкнулись с проблемой управления производством, в частности необходимости удовлетворения потребностей рынка.
Однако наш предприятия в большинстве своем работают по принципам, заложенным еще в период существования СССР, что несет в себе определенные трудности.
Таким образом, целями курсовой работы можно выделить:
1. Анализ оперативного производства, его задачи и содержание;
2. Анализ мотивации персонала с точки зрения повышения этим выполнения плана производственных программ;
3. Анализ экономических показателей производства;
4. Предложения по совершенствованию оперативного управления производством.
Задачи, которые ставятся в процессе написания курсовой работы представляют собой цель оценить оперативное управление производством на примере ОАО «ТАиМ» выявить его слабые места и разработать предложения по совершенствованию.
ГЛАВА 1 Оперативное управление производством
1.1 Задачи и содержание оперативного учёта производства
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся продукция и услуги для удовлетворения потребностей людей.
Экономическая, как и технические науки, математика или любая другая область исследований общественных явлений, не дает полного понимания всех тех проблем, с которыми она имеет дело.
В экономической науке ограниченность понимания обусловлена необходимостью опираться в основном не на экспериментальные данные, а на логический анализ и опыт.
Следует отметить, что экономика, как и менеджмент, является наукой не точной.
Сегодня интерес людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это глобальными переменами, которые происходят во всем мире.
Одной из не исследованных частей экономики являются экономический методы управления.
Экономические методы управления сегодня должны соответствовать новым рыночным условиям. Понимание событий, происходящих в обществе, требует умения оперировать большими объемами статистических данных. Многое, хотя и не все, происходящее можно лучше понять, если принимать во внимание изменения, происходящие во внешней окружающей среде.
Поэтому важно изучение механизма взаимодействия всех элементов экономических знаний, уточнение и развитие новых категорий и понятий, исследование их сущности в рыночных условиях.
Экономические методы управления позволяют принимать оптимальные управленческие решения.
На каждом уровне управления обществом действуют свои экономические методы управления.
Они позволяют правильно составить бизнес-план предприятия.
Бизнес-план предприятия имеет разную структуру, в зависимости от специфических условий его реализации.
ГЛАВА 2 Экономический анализ ОАО «ТАиМ»
2.1 Организационно – экономический анализ предприятия
Открытое акционерное общество «ТаиМ» является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, товарный знак, бланки со своим наименованием собственную эмблему, текущий (расчетный) и иные счета в банках.
Общество является преемником прав и обязанностей арендного предприятия «Сельхозагрегат», унитарного сельскохозяйственного предприятия «Вита» ОАО «ТаиМ», унитарного производственного предприятия «Полимер» ОАО «ТаиМ», унитарного производственного предприятия «Глобус» ОАО «ТаиМ» в связи с реорганизацией в соответствии с передаточными актами, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
Общество создано решением учредительной конференции (протокол от 17 мая 1994 года №1) путем преобразования арендного предприятия «Сельхозагрегат» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества и зарегистрированного решением Могилевского облисполкома от 29.06.2000 № 15-24 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700067480. Уставный фонд составляет 69 512 80 бел.руб.
ОАО «ТаиМ» расположено по адресу: 213830 Республика Беларусь, Могилевская область, г. Бобруйск, ул.Гоголя,177.
Органами управления акционерного общества являются:
- общее собрание акционеров,
- наблюдательный совет,
- директор.
Открытое акционерное общество вправе осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.
Лицензируемыми видами деятельности в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №17 от 14 июля 2003 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» являются:
Деятельность в области промышленной безопасности.
ГЛАВА 3 Совершенствование системы планирования и контроля на ОАО «ТАиМ»
Анализ, проведенный во второй главе свидетельствует о недостаточном взаимодействии структурных подразделений, что сводит к нулю усилия по планированию деятельности предприятия.
Основной проблемой являются то, что ОАО «ТАиМ» не имеет отдела маркетинга.
В настоящее время на предприятии существует бюро маркетинга, в состав которого входят 2 маркетолога и начальник бюро.
Начальник бюро маркетинга находится в подчини начальника отдела маркетинга и сбыта.
Бюро маркетинга должно:
- обеспечивать создание устойчивого авторитета товарной марки ОАО «ТАиМ»;
- осуществлять разработку маркетинговой политики на предприятии на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса на продукцию предприятия, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.
- организовать работу бюро по полной загрузке мощностей завода посредством увеличения заказов, освоенной и новой продукции;
- проводить исследование основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции.
- обеспечивать участие бюро в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции;
- руководить работой по определению новых рынков сбыта и новых потребителей продукции;
- осуществлять деятельность по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу продукции предприятия (заявки на поставку, договоры на производство, наличие запасов, емкость рынка т.п.).
- организовывать изучение мнения потребителей о выпускаемой продукции, его влияния на сбыт и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были решены задачи, поставленные перед началом работы, и сделаны следующие выводы.
Рассмотрена сущность системы планирования, доказано, что с позиций управления производством, планирование - одна из важнейших основных функций.
Так же в работе проанализированы экономические показатели ОАО «ТАиМ».
Уделено пристальное внимание имеющейся системе планирования на предприятии, видам разрабатываемы планов и процессу их реализации.
В результате проведенного анализа был выявлен ряд недостатков и даны рекомендации по их исправлению и совершенствованию системы планирования на предприятии.
Одним из основных недостатков, на мой взгляд, является отсутствие отдела маркетинга. Это влечет за собой рад очень серьезных последствий. В частности, плохо проведенный анализ рынка сбыта продукции, отсутствие четкого плана позиционирования новой продукции и предприятия в целом. Вследствие чего, мной были разработаны мероприятия позволяющие изменить сложившеюся ситуацию.
Самым важным из предложением является выделение бюро маркетинга в отдельное структурное подразделение, что позволит не только проводить более тщательный анализ рынка, но и повысит его роль в глазах других отделов, что положительно скажется на продвижении выпуске продукции и экономическом состоянии предприятия.
Необходимо закрепить в соответствующих документах взаимосвязь отдела маркетинга с другими структурными подразделениями.
Вследствие выделения бюро маркетинга в отдельное структурное подразделение, с одной стороны это повысит роль маркетинга в процессе планирования на предприятии, с другой поможет боле тщательному анализу рынка продукции и продвижению товаров.
В третьей главе мной была предложена стратегия позиционирования нового товара на рынке, проведен пример сегментирования рынка и критерии для выбора интересующих ОАО «ТАиМ» рынков сбыта.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что на данном этапе своей деятельность планированию на ОАО «ТАиМ» уделяется большое внимание. Разрабатываются планы и стратегии развития предприятия, однако
1. Акунец В.П. Экономические методы управления. – Минск: Веды, 2003. – 68 с.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М., 1997
3. Алексунин, В.А. Маркетинг: Краткий курс. Учебное пособие. 2-е изд.М.:Издательский дом «Дашков и Ко»,2007. - 191 с.
4. Анурин, В. И. др. Маркетинговые исследования потребительского рынка/ В.Анурин, Е.Муромкина, Е.Евтушенко.- СПб: Питер, 2007.-270с.
5. Арташина, И.А. Поведение потребителей.-М.,2006.-104с.
6. Багиев Г.Л., Тарасевич В. М., Маркетинг: учебник. 3-е издание. – СПб.: Питер, 2010. – 573с.
7. Басовский, Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. М.: ИНФРА-М,2008. - 219 с.
8. Беляев В. И., Маркетинг: основы теории и практики: учебник. – М.: Кнорус, 2005. – 672с.
9. Борисова, С.Г. Основы маркетинга/ С.Г. Борисова, Г.И. Теребило. – Новосибирск: Издательство «Сибпринт»,2006.-208с.
10. Годин А. М. Маркетинг: учебник. 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Дашков и К,2009. – 652 с.
11. 10.Дейан, А. Изучение рынка.-СПб.: Нева,2007.-118с.
12. Завьялов П. С., Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002. – 496с.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер.с англ. М., 2009. – 279 с.,
14. Котлер Ф., Андреасен А. Р., Стратегический маркетинг некоммерческих организации. – М.: Феникс, 2007. – 854с.
15. Магомедов Ш. Ш., Маркетинговые исследования товаров и услуг. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 293с.
16. Минин А. А., Маркетинговое планирование. Российская практика. – М.: Вершина, 2006. – 128с.
17. Мухин В.И. Исследование системы управления: Учебник для ВУЗов/ В.И. Мухин – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 384 с.
18. Неделькин А.Н. Управление организацией. Краткий курс лекций. М.,.-2011. – 587 с.
19. Панкрухин А. П., Маркетинг: учебное пособие для студентов. 5-е издание, стер. – М.: Омега – Л, 2007. – 656с.
20. Фатхутдинов Р. А., Стратегический маркетинг: учебник. 5-е издание. – СПб.: Питер, 2008. – 368с.
21. Эванс Дж. М., Берман Б. Маркетинг: сокр.пер.с англ. М., 2004. С. 118.
22. Маркетинг-журнал// http://www.4p.ru/main/
23. http://www.e-reading.ws/book.php?book=97485