ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Сущность личного страхования
1.2 Виды личного страхования
1.3 Регулирование личного страхования в Республике Беларусь
2 АНАЛИЗ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка развития страхового рынка Республики Беларусь
2.2 Анализ развития личного страхования в Республике Беларусь
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Во всех развитых странах страхование является стратегически важным сектором экономики, обеспечивающим подавляющее большинство инвестиций в его развитие и освобождающим государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий.
Более того, особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Страховщики могут предоставлять социальные гарантии населению наряду с государством, а иногда даже опережать государство.
Основная роль личного страхования заключается в повышении социальной защищенности населения путем выплаты денежной компенсации в случае потери здоровья, жизни или трудоспособности, увеличения размера пенсий путем выплаты ренты (аннуитетов), а также предоставления населению качественной медицинской помощи и многое другое.
Наконец, страховые выплаты по договорам личного страхования сокращают расходы государственного бюджета на социальные программы, а деньги, накопленные страховыми компаниями, могут стать источником значительных долгосрочных инвестиций в экономику государства.
Личное страхование в нашей стране на протяжении многих десятилетий является основой всей системы страхования. В условиях нестабильной экономики, инфляции, высокой налоговой нагрузки, потери доверия населения к финансовым учреждениям, личное страхование утратило свою популярность, а система долгосрочного страхования практически разрушена. Личное страхование является важной составляющей формирования финансового рынка, которая позволяет, с одной стороны, повысить социальную защищенность граждан, а с другой – создавать значительные инвестиционные ресурсы, финансировать серьезные государственные и коммерческие проекты в различные отрасли экономики.
Отсутствие страховой культуры, психологии потенциальных страховщиков, а также растущая разница в уровне доходов населения не позволяют привлечь в страховые фонды средства широких слоев населения. Все это свидетельствует об актуальности темы курсовой работ.
Цель работы – исследование современного состояния и определение направлений развития личного страхования в Республике Беларусь.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Сущность личного страхования
Страхование – одна из самых старых категорий общественных отношений. Возникшее в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало незаменимым спутником общественного производства. Первоначальный смысл этого понятия связан со словом страх. Владельцы собственности, вступая в производственные отношения друг с другом, испытывали страх за ее сохранность, за возможность разрушения или утери вследствие стихийных бедствий, пожаров, грабежей и других непредвиденных опасностей.
Одним из ключевых понятий, раскрывающих сущность страхования, является «риск», что буквально означает «принятие решения, результат которого неизвестен, небезопасен». Очевидно, что принятие решений в первую очередь связано с активным субъектом, который фокусируется на конкретном исходе будущей ситуации. Специфика понятия «риск» в социологии определяется именно наличием связи между активным действующим субъектом и будущей ситуацией. Так, Ф. Х. Найт утверждал, что риск возникает, когда индивид оценивает объективную вероятность определенного исхода и принимает решения в соответствии с этим [2, с. 36]. Таким образом, субъект действия наделен характеристикой, согласно которой «он принимает решения на основе расчета вероятностей и оценки величины возможных последствий, что имеет решающее значение в сфере страхования» [2, с. 36]. Основываясь на современных интерпретациях этой концепции, А. М. Годин разработал концепцию риска применительно к страховой защите. Автор определяет страхование как основной «инструмент» управления рисками, а страховой риск – как фундаментальный в совокупности понятий, связанных с организацией страховых отношений [7, с. 18]. А. Годин делает вывод, что «страховой риск – это потенциальное возможное, случайное событие или определенные действия людей с благоприятными или неблагоприятными последствиями для материальных, нематериальных активов физических лиц, юридических лиц, которые определяют их объективную потребность в страховании своих имущественных интересов в связи с вероятностью возникновения таких событий, действий людей и / или их последствий» [7, с. 19]. Важным в этом определении риска является то, что он основан на действиях людей, а не только на событиях.
2 АНАЛИЗ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка развития страхового рынка Республики Беларусь
Рынок страховых услуг Республики Беларусь имеет устойчивую динамику планомерного развития. Увеличивается финансовый потенциал страховых организаций, увеличивается инвестиционный ресурс, усиливается защитная функция страхования в экономике страны. Количество заключенных договоров страхования и объем страховой деятельности растут. Ускоренное развитие видов добровольного страхования сохраняется.
В Республике Беларусь в настоящее время внедряются многие всемирно известные отрасли, формы и виды страхования. Страхование в республике играет важную роль в создании гарантированной среды для функционирования предприятий и жизни населения. Являясь частью национальной финансовой системы, оно активно используется для формирования рыночных отношений в республике.
Форма проведения различает обязательное и добровольное страхование.
Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает юридические и физические лица вносить средства для обеспечения общественных интересов. Государство устанавливает обязательную форму страхования, когда страховая защита отдельных объектов связана с интересами не только отдельных страховщиков, но и всего общества.
Обязательное страхование осуществляется на основании соответствующих законодательных актов, которые предусматривают: перечень объектов, подлежащих страхованию; размер страховой ответственности; уровень (нормы) страхового покрытия, основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании; порядок установления тарифных ставок на страховые выплаты и ряд других вопросов.
Добровольное страхование имеет, как правило, заранее определенный срок страхования. Начало и конец периода страхования указаны в договоре с особой точностью, поскольку страховщик несет страховую ответственность только в течение периода страхования. Договор страхования должен быть заключен в письменной форме.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Страховой рынок является важной частью финансовой системы и служит финансовым стабилизатором, призванным обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Страхование, с одной стороны, позволяет компенсировать убытки, понесенные в результате различных инцидентов, без использования государственных ресурсов, а, с другой стороны, накапливая средства у граждан и организаций, является одним из важнейших источников внутренних инвестиций.
Следует признать, что действующая модель страхового рынка не в полной мере отвечает потребностям белорусской экономики и лишь частично выполняет ее основные функции. Небольшой объем спроса на страховые услуги относительно величины рисков, традиционно страхуемых в развитых странах, отражается в значительном уровне недострахования белорусских промышленных предприятий и имущественных интересов граждан. Низкий уровень капитализации белорусских страховых компаний не позволяет им полностью удовлетворить растущий спрос на страховые услуги. А недостаточный уровень развития национального перестраховочного рынка делает белорусскую страховую отрасль неконкурентоспособной на мировых финансовых рынках.
В ходе анализа были выявлены проблемы и недостатки страхового рынка Республики Беларусь [5, с. 51]:
- особая государственная политика, в котором страхование не рассматривается как один из наиболее эффективных способов защиты рыночной экономики от различных рисков.
- наличие крупного регулирующего надзора за страховыми отношениями и деятельностью страховых организаций;
- несбалансированность государственной политики и регулирования в отношении участников рынка различных форм собственности, недостаточное использование рыночных принципов и подходов;
- низкая «страховая культура» общества, несмотря на значительное повышение активности участников рынка в области повышения финансовой (страховой) грамотности в информационно-рекламном пространстве;
- высокая степень концентрации рынка – на Белгосстрах (на конец 2019 года) приходится около 47 процентов от общего объема взносов, на первые 5 компаний (все с государственным капиталом) приходится 76 процентов;
- низкое распределение страховых услуг: доля страховых премий в ВВП и сумма взносов на человека остаются низкими и не соответствуют текущему уровню развития страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личное страхование – совокупность видов страхования (страховая отрасль), где застрахованным объектом является имущественный интерес застрахованного лица, связанный с жизнью, здоровьем, событиями в жизни лица. В зависимости от различных характеристик личное страхование также подразделяется на различные подтипы.
Правовое регулирование страхования в Республике Беларусь в основном регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 530 «О страховой деятельности». Определены общие положения по организации страховой деятельности, определены понятия, функции и основные условия деятельности страховых организаций Республики Беларусь. Постоянное совершенствование и развитие нормативно-правовой базы в страховом секторе способствует значительному повышению эффективности деятельности страховых организаций, способствует повышению качества их работы, увеличению общей эффективности деятельности страховых организаций и эффективному формированию в глобальном масштабе страхового рынка.
По состоянию на 1 января 2019 г. на страховом рынке Республики Беларусь страховую деятельность осуществляли 16 страховых организаций (из них две страховые организации осуществляют добровольное страхование жизни и дополнительной пенсии, одна осуществляет деятельность исключительно по перестрахованию), и 28 страховых брокеров.
За 2018 год взносы страховых организаций республики по прямому страхованию и сострахованию составили 1 203,3 млн р. Темп роста страховых взносов за 2018 год по сравнению с 2017 годом составил 112,4%. За 2018 год выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 621,2 млн р., и превысили данный показатель за 2017 год на 86,0 млн р. Из них на долю видов добровольного страхования приходится 367,0 млн р. (59,1%), обязательных видов страхования — 254,2 млн р. (40,9%). Проанализировав поступление страховых взносов по видам страхования необходимо отметить, что в целом рост поступлений в 2018 г. составил 22,5 % в сравнении с 2016 г. Рост страховых взносов обязательных видов в 2018 г. В сравнении с 2016 г. составил 13,9 %, а добровольных – 22,3 %.
1 Архипов, А.П. Страхование: Учеб. / А.П. Архипов. – М.: КНОРУС, 2016. – 336 с.
2 Ахвледиани, Ю.Т. Страхование: учебник / Ю.Т. Ахвледиани. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 567 с.
3 Балабанов И. Т. Страхование. Организация. Струкутура. Практика / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. – М.: Питер, 2016. – 256 с.
4 Бухтик, М.И. Общая характеристика страхового рынка в Республике Беларусь / М. И. Бухтик, В. М. Ливенский // Современные аспекты экономики : научный журнал. – 2018. – № 2 (246). – С. 43–48.
5 Бухтик, М.И. Особенности организации страховой деятельности в Республике Беларусь / М. И. Бухтик, М. П. Самоховец // Современные аспекты экономики: научный журнал. – 2018. – № 3 (247). – С. 48–54.
6 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-3 (в ред. от 4 мая 2019 г. № 185-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by
7 Годин, А.М. Страхование : учебник / А.М. Годин, С.Р. Демидов, С.В. Фрумина. — 3-е изд., перераб. — Москва : Дашков и К, 2017. — 256 с.
8 Деева, А.И. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / А.И. Деева. - М. : КНОРУС, 2015. - 536 с.
9 Зайцева, М. А. Добровольное пенсионное страхование и его развитие в Республике Беларусь / М. А. Зайцева // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т ; [редкол.: В. Н. Шимов (гл. ред.) и др.]. - Минск : БГЭУ, 2017. — Вып. 10. - С. 193-199.
10 Зорько, А. И. Страхование жизни в Республике Беларусь и перспективы его развития / А.И. Зорько // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. студентов (Минск, 15— 16 апр. 2015 г.). — Минск : БГЭУ, 2015. — С. 55-56.
11 Кузнецова, Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит : учеб. пособие для вузов / Е.И. Кузнецова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 687 с.
12 Купцов, М.М. Финансы : учеб. пособие для вузов / М.М. Купцов. - М. : РИОР, 2016. - 188 с
13 Мурина, Н.Н. Страховое дело : учеб. пособие для вузов / Н.Н. Мурина, А.А. Роговская. - Минск : ИВЦ Минфина, 2015. - 246 с.
14 О страховой деятельности : Указ Президента Респ. Беларусь от 25 авг. 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (с изм. и доп. 11 мая 2019 г. № 175) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by
15 Страховой рынок Республики Беларусь 2018 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belasin.by/userfiles_csr/files/Новый.pdf.
16 Сплетухов, Ю. А. Страхование / Ю. А. Сплетухов, Е. Ф. Дюжиков. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
17 Финансы : учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1/ под общ. ред. Т.И. Василевской, Т.Е. Бондарь. Минск : БГЭУ, 2016. 259 с.
18 Финансы : учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 2/ под общ. ред. Т.И. Василевской, Т.Е. Бондарь. Минск : БГЭУ, 2017. 363 с.