ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность товародвижения. Факторы, влияющие на товародвижение
1.2 Формы организации и технологические цепи товародвижения, их характеристика
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА СОАО «КОММУНАРКА»
2.1 Анализ организационно-экономической деятельности СОАО «Коммунарка»
2.2 Организация товародвижения на предприятии
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА СОАО «КОММУНАРКА»
3.1 Разработка мероприятий по улучшению организации товародвижения на СОАО «Коммунарка»
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Система товародвижения - ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя.
Организация товародвижения продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий.
Четкая организация и непрерывный контроль на движение продукции от изготовителя до потребителя на каждом этапе будет свидетельствовать об эффективности функционирования системы в целом. Товародвижение связано с инфраструктурой, необходимой для организации потока товаров от производителя к потребителю. Качественным показателем эффективности использования системы товародвижения является уровень удовлетворения потребностей потребителей.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день на рынке продать товар намного легче, чем обеспечить его доставку потребителю. Каждая фирма должна искать наилучший способ хранения и перемещения товаров и услуг для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей. Эффективность развития канала товародвижения повлияет не только на удовлетворение потребителей товаров, но и на деятельность самой фирмы. В свою очередь, недостаточно развитая система движения товаров и услуг может сделать напрасными любые маркетинговые усилия.
Цель работы: определить основные направления совершенствования политики товародвижения.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
1) определить сущность товародвижения;
2) рассмотреть особенности товародвижения;
3) анализ действующей системы товародвижения изучаемого объекта исследования;
4) разработка мероприятий по совершенствованию товародвижения на предприятии.
Объектом исследования является система товародвижения кондитерской фабрики СОАО «Коммунарка».
Предметом исследования является разработка мероприятий по улучшению политики товародвижения кондитерских изделий.
К основным методам исследования относятся: аналитический, сравнения и оценки, графический.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
1.1 Сущность товародвижения. Факторы, влияющие на товародвижение.
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.
Товародвижением называется система, которая обеспечивает доставку товара к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей [15, 135].
На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения — одна из важных функций торговли.
Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются:
1. промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления;
2. оптовые базы;
3. магазины и другие пункты розничной продажи товаров.
Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев [3, c. 10].
Процесс товародвижения может осуществляться посредством разных каналов.
Канал товародвижения – способ передачи права собственности на товар от производителя к потребителю.
Каналы движения товаров и денег - это пути и способы распространения товаров от производителей к потребителям и денежной оплаты со стороны потребителей производителям.
Каналы распределения - это пути движения товаров и услуг через промежуточных агентов или непосредственно к потребителю.
Различают несколько видов каналов товародвижения:
1. оптовая торговля;
2. рассылка почтой;
3. специализированные магазины;
4. розничная торговля;
5. станции обслуживания и другие.
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА СОАО «КОММУНАРКА»
2.1 Анализ организационно-экономической деятельности СОАО «Коммунарка»
Совместное открытое акционерное общество «Коммунарка» ведет свою историю с 1905 года от «Кофейной с кондитерскими продуктами, пекарни кондитерских продуктов Георгия Викентьевича Рачковского», которая размещалась в доме 79 по улице Захарьевской, принадлежащем купцу второй гильдии Ругеру М.И. В 1994 году на базе фабрики "Коммунарка" образовалось открытое акционерное общество (ОАО «Коммунарка»), которое было зарегистрировано в качестве юридического лица Минским городским исполнительным комитетом 25.05.1994 г. и внесено в Единый государственный регистр юридических и индивидуальных предпринимателей. Основной деятельностью СОАО «Коммунарка» является производство кондитерских изделий: конфет; карамели; шоколада; какао-продуктов.
Фабрика «Коммунарка» является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Республике Беларусь. Она входит в состав Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром». Владельческий надзор осуществляет ГУ «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома».
Основными задачами и функциями СОАО «Коммунарка» являются:
1. выпуск конкурентоспособной, качественной и безопасной продукции для максимального удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, обеспечивая при этом безопасные условия труда персонала и минимизируя существующие воздействия на окружающую среду;
2. выполнение установленных законодательных, нормативных и других обязательных требований, связанных с рисками в области качества и безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды;
3. сохранение и расширение внутренних и внешних рынков сбыта;
4. постоянное обучение и мотивация персонала, вовлечение всех сотрудников в процесс постоянного улучшения систем менеджмента;
5. постоянное повышение результативности систем менеджмента;
6. обеспечение уверенности потребителей в неукоснительном соблюдении требований к продукции с учетом сохранения окружающей среды и здоровья человека;
7. открытость и доступность информации.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА СОАО «КОММУНАРКА»
3.1 Разработка мероприятий по улучшению организации товародвижения на СОАО «Коммунарка»
Одной из выявленных выше проблем является недостаток складов у предприятия. Для решения данной проблемы необходимо осуществить оптимизацию складской логистики. Складская логистика является самостоятельной областью знаний, имеющей свой предмет и объект исследования и относящаяся к основным логистическим активностям. Ведущей областью приложения ее усилий является сфера товародвижения, поскольку со склада начинаются и складом завершаются все логистические потоки товародвижения [10].
Каждый товар проходит различные стадии от поступления товара на склад до выдачи товара по назначению. Для реализации этих процессов необходимо выполнение определенных действий, которые предполагает складская логистика. Все действия должны выполняться сотрудниками на основании информационной системы, используемой предприятием для организации работы на складе. Из написанного выше можно сформулировать 5 задач складской логистики:
1. Зонирование места на складе, выделенного под работу и поддержания правильной планировки складских помещений.
2. Поддержание наибольшего эффекта от использования пространства под оборудование.
3. Соблюдение рамок установленного бюджета, выделенного для оборудования и его размещение на территории склада.
4. Выбор путей движения транспорта по складу, таким образом, чтобы это приводило к наименьшим затратам
5. Выполнение работ согласно используемой на предприятии информационной системе - WMS от англ. Warehouse Management System - система управления складом [11].
Выполнение этих задач и рациональное управление складскими потоками позволит достигнуть того, чтобы:
1. Необходимые запасы всегда были в наличии в требуемом количестве.
2. Уже имеющиеся запасы не простаивали и не приходили в негодность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система распределения товаров и услуг представляет собой внешний ключевой ресурс, обычно на ее построение уходят годы, и изменить ее не так просто. По своей значимости она сравнима с такими важнейшими внутренними факторами, как производство, исследования, уровень технического обеспечения, торговый персонал. Она составляет значительную часть всей принятой в компании политики, фундаментом построения всех долгосрочных отношений. Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке, упаковке товаров, из административных расходов и расходов по обработке заказов.
Эффективность рациональной организации товародвижения зависит от следующих условий: установления оптимальной формы движения товаров; эффективного использования транспортных средств; широкого применения средств механизации; совершенствования и оптимизации технологической цепи товародвижения; рациональной организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров.
На современном этапе организация рационального товародвижения на предприятии выступает залогом и гарантом снижения расходов предприятия, удовлетворенности потребителя продукта в конечном результате сотрудничества и хозяйственной сделки и, в конечном итоге, – повышения конкурентоспособности и улучшения финансовых результатов работы предприятия. Именно поэтому изучение систем товародвижения, организуемых предприятиями, сегодня является одно из актуальных проблем, решение которой необходимо осуществлять с точки зрения системного подхода, предполагающего использование финансовых, маркетинговых и логистических инструментов анализа и совершенствования работы предприятия.
Проведенный анализ показал, что на протяжении 2018-2019 гг. деятельность СОАО «Коммунарка» характеризуется высокой степенью доходности. Несмотря на увеличение многих статей расходов предприятия, чистая прибыль в 2019 году составила 28 130 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 2018 годом на 9 067 тыс. руб.
Таким образом в 2019 году по сравнению с 2018 годом показатели экономической деятельности улучшились, а показатели финансового состояния снизились. В целом можно отметить, что хозяйственная деятельность в изучаемом периоде достаточно эффективна, финансовое состояние устойчивое, организация платежеспособна.
1. Гарнова М.С. Организация товародвижения продовольственных товаров в потребительской кооперации Республики Коми: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / М.С. Гарнова. — М., 2002. — 211 с.
2. Кацуба О.Б. Совершенствование управления процессом товародвижения в организациях потребительской кооперации с использованием информационных технологий: на примере кооперативных организаций Саратовской области: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / О.Б. Кацуба. — Ростов-на-Дону, 2004. — 236 с.
3. Организация торгово-технологических процессов: [учеб. пособие] / Н. Ю. Никитина, В. Е. Шкурко, Ю. Е. Шарова; [науч. ред. С. Н. Полбицын]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд во Урал. ун-та, 2016. — 112 с
4. Котлер. Ф. Основы маркетинга. / Вильямс, 2007. - 567 с.
5. Хореев А.И. Управление маркетингом. – Воронеж: гос. технол. акад. Воронеж; 2007. -450 с.
6. Стаханов Д.В. Теоретико-методологические основы логистизации региональных систем товародвижения: дис. доктора экон. наук: 08.00.05 / Д.В. Стаханов. — Ростов-на-Дону, 2002. — 486 с
7. Официальный интернет-сайт СОАО «Коммунарка» [Электронный ресурс] // СОАО «Коммунарка». – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.kommunarka.by.
8. Канке А.А. Логистика складского хозяйства / А.А. Канке // Маркетинг, 2014. № 1 (134). С. 97-107.
9. Инновационное развитие организаций в современных экономических условиях: сборник материалов I студенческого форума, Минск, 16 апреля 2017 г. / БГУ, Экономический фак., Каф. инновационного менеджмента, СНИЛ «Центр инновационных проектов и трансфера знаний ГУРУ БГУ»; под общ. ред. В. Ф. Байнева, Е. Э. Головчанской. – Минск: БГУ, 2017. – 206 с.: ил.
10. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б. А., Вайн В. М., Водянова В. В., Воронов В. И., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Заичкин Н. И., Кравченко М. В., Пузанова И. А., Родкина Т. А., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Федоров Л. С. Учебное пособие / Москва, 2014.
11. Карпова Н.П., Королев В.О. Роль складской логистики в обеспечении предприятия материальными ресурсами // Actualscience, 2016. Т. 2. № 3. С. 94-96.
12. Аникин Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин. М.: Проспект, 2014. 426 с
13. Официальный интернет-сайт MaxTrack [Электронный ресурс] // Передовые системы GPS трекинга. – Москва, 2019. – Режим доступа: : https://maxtrack.uz/#dealer-program.
14. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2013. – 605 с.
15. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок: учебник / В.С. Лукинский, В.В. Лукинский, Н.Г. Плетнев. – М.: Юрайт, 2016. – 359 с.
16. Официальный интернет-сайт amoCRM [Электронный ресурс] // Онлайн CRM-система. – Москва, 2019. – Режим доступа: : https://www.amocrm.ru/