ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ, ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие, состав, источники получения доходов организации в современных условиях
1.2 Значение, задачи и методика анализа доходов организации
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика КУП «Минскхлебпром»
2.2 Анализ доходов организации
2.3 Факторы, влияющие на изменение доходов организации
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» И РЕЗЕРВЫ РОСТА ДОХОДОВ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики важное место занимает анализ доходов организации, объёма и состава финансовых ресурсов, развитие которых непосредственно связано с уровнем развития организации и его эффективностью. Чем успешнее деятельность организации, тем выше размеры его денежных доходов, тем больше прибыль организации, тем выше показатели рентабельности. Итоговыми показателем хозяйственной деятельности организации является доход и прибыль. Они характеризуют эффект, получаемый в результате всей производственно-хозяйственной деятельности организации.
Для обеспечения самоокупаемости и самофинансирования доходы должны не только покрывать все расходы, но и обеспечить дальнейшее развитие организации.
Доходы являются важным качественным показателем деятельности, так как в них отражается уровень хозяйствования, результаты коммерческой, финансовой и экономической работы организации.
Для промышленной организации, основной вид деятельности которой – производство продукции, товаров, работ, услуг, доходами от обычных видов деятельности является выручка от реализации продукции, товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Доход призван создавать экономическую основу для согласования интересов общества, промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, трудовых коллективов и отдельных работников. Достоверное определение и разграничение увеличения экономических выгод коммерческой организации – залог правильности определения конечных результатов ее деятельности.
Доход – это важнейший экономический показатель работы организации, отражающий ее финансовые поступления от всех видов деятельности за определенный период. В категории дохода отражается экономическая результативность деятельности организации, ее хозяйственная политика. Динамика дохода, его величина свидетельствуют о степени эффективности деятельности организации, общественном признании производимой ей продукции, а также о месте и роли данной организации на соответствующем рынке.
Данный показатель является важным экономическим рычагом в деле развития организаций, внедрению подлинных хозрасчетных отношений, в этом и заключается актуальность и необходимость разработки данной темы.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ, ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие, состав, источники получения доходов организации в современных условиях
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) [15].
До недавнего времени понятия «доход», выручка и т. п. не носили однозначного характера. В одних источниках доход рассматривается как результат производственно-хозяйственной деятельности организации, получаемый как разница между стоимостью реализованной продукции и всеми произведенными затратами [1, с. 256], в других – как сумма прибыли и фонда заработной платы персонала организации [3, с. 108], в третьих – как выручка от реализации продукции [8, с. 128] и т. д. Но в современных условиях каждая организация заинтересована в однозначном понимании термина «доход» в целях достоверного его исчисления и отражения на счетах бухгалтерского учета, а также в целях налогообложения.
Доходы организации представляют собой сумму денежных средств, получаемых организацией из различных источников.
На основании Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на доходы по текущей деятельности; до- ходы по инвестиционной деятельности; доходы по финансовой деятельности.
Состав доходов представлен на рисунке 1.1.
Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить [15].
Эта выгода возникает в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличению собственных источников организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Из этого следует, что поступившие за определенный период денежные средства или иное имущество образуют доход организации, увеличивая ее активы.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика КУП «Минскхлебпром»
КУП «Минскхлебпром» – самая крупная на территории Республики Беларусь организация хлебопекарной отрасли созданное в 1972 году.
В его состав входят шесть хлебозаводов. Среднесуточная мощность производства хлебобулочных изделий – 255 тонн, кондитерских изделий – около 16 тонн, более 8 тонн бараночной продукции, около 10 тонн пряников и печенья.
Учредителем организации является Минский городской исполнительный комитет. Органом управления является государственное учреждение «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома».
Место нахождения предприятия: 220004, г. Минск, ул. Витебская, 17. Целью деятельности КУП «Минскхлебпром» является выпуск конкурентоспособной продукции, безопасной, с наилучшими потребительскими свойствами, удовлетворяющей требованиям потребителя и гарантирующей прибыль организации.
Организационная структура КУП «Минскхлебпром» приведена в Приложении А. Руководство текущей деятельностью организации осуществляет генеральный директор.
Структура управления относится к типу линейно-функциональных, наиболее удобных для производственной организации.
Достоинства данной структуры управления:
- Структура повышает ответственность руководителя организации за конечный результат деятельности.
- Способствует повышению эффективности использования рабочей силы
всех видов.
- Упрощает профессиональную подготовку.
- Создает возможности для карьерного роста сотрудников.
- Позволяет легче контролировать деятельность каждого подразделения и исполнителя.
К недостаткам можно отнести следующее:
- ответственность за получение прибыли ложится на руководителя организации.
- усложняется согласованность действий функциональных подразделений.
- замедляется процесс принятия и реализации решения
- структура не обладает гибкостью, так как функционирует на основе
- множества принципов и правил.
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» И РЕЗЕРВЫ РОСТА ДОХОДОВ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Особую значимость проблемы эффективности отечественных организаций имеют для социально-значимых отраслей, ориентированных непосредственно на обеспечение потребностей населения, одной из которых является хлебопечение. В условиях наличия ограничений при определении цены в виде предельного размера рентабельности и предельного размера торговой надбавки в розничной торговле при росте себестоимости необходимо изыскивать дополнительные резервы повышения доходности деятельности.
В настоящее время для отрасли хлебопечения характерны следующие тенденции:
– рост затрат на производство продукции в связи с повышением стоимости сырья, упаковки, тарифов на энергоносители и горюче-смазочные материалы, топливо, сахар, подсолнечное масло. По оценкам специалистов, за прошлый год затраты выросли в среднем на 20 %, а вот цены на хлеб остались практически неизменными [12, с. 41];
– снижение загруженности производственных мощностей крупных организаций, и как следствие рост удельных затрат, в связи с высоким уровнем конкуренции на рынке хлебобулочных изделий (крупные ритейлеры занимаются производством хлеба и хлебобулочных изделий, развитие частных хлебопекарен);
– необоснованные спросом заказы торговых сетей на поставку хлеба и возвраты, которые ложатся на затраты производителей;
– необходимость обновления основных средств.
Для преодоления негативных тенденций и выхода на траекторию устойчивого развития организациям хлебопекарной промышленности необходимо правильно выбрать состав приоритетных инновационных технологий, способствующих повышению эффективности использования ресурсов и конкурентоспособности продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное значение хлебопекарной промышленности требует стабильного функционирования отечественных организаций, что возможно только в условиях доходности деятельности.
Доходы являются важным качественным показателем деятельности, так как в них отражается уровень хозяйствования, результаты коммерческой, финансовой и экономической работы организации.
Основным источником доходов в промышленности, в т.ч. хлебопечении является выручка от реализации продукции. А в условиях действующей системы ценообразования основными направлениями роста доходов является увеличение выручки от реализации продукции и снижение себестоимости единицы изделия. КУП «Минскхлебпром» – самая крупная на территории Республики Беларусь организация хлебопекарной отрасли созданное в 1972 году.
За анализируемый период выручка от реализации выросла в 2018 году по сравнению с 2016 годом на 38 %, а по сравнению с 2017 годом – на 18,7 %. Объем производства продукции в действующих ценах вырос.
В 2018 году по сравнению с 2017 годом темп прироста основных средств был ниже темпа роста объема производства (99,8>114,9), что можно отметить как отрицательный фактор. За анализируемый период отмечается повышение эффективности использования основных средств. Так, отдача основных средств увеличилась на 0,13 р. по сравнению с 2017 годом и на 0,21 руб. по сравнению с 2016 годом.
За анализируемый период среднегодовая стоимость оборотных средств вы- росла на 22 п. п. Однако увеличение выручки от реализации оказало положительное влияние на эффективность использования оборотных средств. Так, в 2018 году отмечается ускорение оборачиваемости оборотных средств на 12 дн. по сравнению с 2016 годом и на 1 дн. по сравнению с 2017 годом.
Положительным фактором является рост заработной платы в анализируемом периоде. при этом отмечается повышение эффективности использования трудовых ресурсов, так как рост производительности труда опережал рост заработной платы.
Отрицательным является снижение рентабельности деятельности организации.
Не смотря на рост выручки от реализации, отмечается увеличение по сравнению с 2017 годом валовой прибыли на 62,66 п. п., снижение прочих доходов по текущей деятельности на 70,5 п. п., доходов от инвестиционной деятельности увеличился на 21,6 п. п., доходов по финансовой деятельности снизился на 88,6 п. п.. Общая сумма доходов организации увеличилась на 20,3 п. п.
1 Альбеков, А.У. Экономика коммерческого предприятия / А.У. Альбеков, С.А. Согомонян. – Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 448 с.
2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – М.: Интерпрес- сервис, 2015. – 576 с.
3 Байбардина, Т.Н. Снабженческо-сбытовая деятельность : учеб. пособие / Т.Н. Байбардина и др. – Минск : Техноперспектива, 2004. – 319 с.
4 Байбардина, Т.Н. Совершенствование снабженческо-сбытовой деятельности предприятия на принципах маркетинга: текст лекции для студ. всех спец. и слуш. системы повыш. квалиф. и переподг. кадров Белкоопсоюза / Т.Н. Байбардина, И.И. Грищенко, И.И. Гуторова. – Гомель: ЦИИР, 2009. – 36 с.
5 Бернс, О.С. Система управления краткосрочными активами / О.С. Бернс // Экономические науки. – № 9. – 2017. – С. 9-11.
6 Вахрушина, М. А. Управленческий анализ: учеб. пособие для вузов / М. А. Вахрушина. – М. : Омега–Л, 2016. – 399 с.
7 Галицкая, С. В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий : учеб. пособие / С.В. Галицкая. – М. : Эксмо, 2016. – 652 с.
8 Забелина, О. В. Финансовый менеджмент: учеб. пособие для вузов / О. В. Забелина, Г. Л. Толкаченко. – М. : Экзамен, 2015. – 224 с.
9 Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование / А.И.Ильин. – Минск: ООО «Новое знание», 2011. – 416 с.
10 Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Стратегическое планирование /А.И. Ильин. – Минск: ООО «Новое знание», 2011. – 312 с.
11 Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности от 31 октября 2016 г. № 111 с учетом изменений и дополнений [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kodeksy-by.com.
12 Квасова, С.А. Повышение эффективности отечественных хлебопекарных предприятий // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии: научно-методический журнал. – 2017. – № 1. – С. 41-43.
13 Концепция развития потребительской кооперации на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bks.gov.by/Document/ programma%202016-2020.pdf.
14 Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебн./ И.Л. Кравченко. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 526 с.
15 Налоговый кодекс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by
16 Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kodeksy- by.com/norm_akt/source-% /25-26.06.2014.htm.
17 Платонов, В.Н. Организация торговли: учеб. пособие для вузов / В.Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2016. – 287 с.
18 Попова, Л. В. Современный управленческий анализ. Теория и практика контроллинга : учеб. пособие для вузов / Л. В. Попова, Т. А. Головина, И. А. Мас- лова. – М. : Дело и сервис, 2016. – 272 с.
19 Практическое пособие по налогу на прибыль [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urspektr.by.
20 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.government.by/ upload/docs/program_ek2016-2020.pdf.
21 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.government.by/ upload/docs/program_ek2016-2020.pdf.
22 Раицкий, К.А. Экономика предприятия: учеб. для вузов / К. А. Раиц- кий. – М.: Информ. – внедрен, центр «Маркетинг», 2002. – 1012 с.
23 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд., перераб.и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2008. – 688 с.
24 Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. для вузов / В.В. Осмоловский [и др.]; под ред. В.В. Осмоловского. – Минск: ООО «Новое знание», 2015. – 317 с.
25 Шеремет, А. Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учебн. пособие / А. Д. Шеремет, А. Ф. Ионова. – М. : Инфра-М, 2016. – 479 с.
26 Экономика: учебн. / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2015. – 345 с.
27 Экономика: учеб. пособие / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,
2014. – 896 с.
28 Экономика предприятия: учебн. / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 718 с.