ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие, содержание и структура учебной мотивации
2. Психологические особенности формирования и развития личности младшего школьника
3. Особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте
4. Условия организации учебной деятельности младших школьников, способствующих повышению их мотивации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия были отмечены большими преобразованиями во всех сферах жизни в нашей стране, поскольку общество развивается на основе гуманистических ценностей и демократии. Это не могло не повлиять на образование. Новая философия образования в настоящее время воплощена в модели обучения, ориентированной на личность, приоритетом которого является развитие личности учащегося, его потребностей, ценностей, мотивов и обеспечение перспективы самореализации.
В настоящее время задача повышения эффективности обучения по-прежнему достаточно актуальна в современных школах. Это происходит главным образом из-за того, что объем информации, которой учащиеся должны овладеть, растет с каждым годом. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких инструментов и методов, которые способствовали бы прочному, значимому усвоению знаний учащимися. Формирование образовательных интересов в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее важность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой целей для формирования у учащихся методов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов и формирования в них активных жизненных позиций.
Содержательный анализ исследований мотивации обучения у детей выявляет широкий спектр мотивов, влияющих на эффективность учебного процесса, что во многом обусловлено чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем организации, возрастными характеристиками учащегося и всей системой его взаимоотношений с внешним миром. Исследования показывают, что при традиционной системе обучения нет существенных изменений в мотивации обучения учащихся с первого по третий класс без специального вмешательства учителя. Если у учащегося нет мотивов для выполнения задания, то задание не даст результатов.
1. Понятие, содержание и структура учебной мотивации
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из фундаментальных проблем в психологии и педагогики. Значительный вклад в изучение мотивации учебной деятельности внесли отечественные ученые Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Т.А. Саблина, Л.М. Фридман и др.
То, что побуждает индивида к деятельности, к удовлетворению каких-либо потребностей, называется мотивом. По определению В.Г. Асеева, мотивация представляет собой состояние личности, которое определяет уровень активности и направленность действий индивида в определенной ситуации [2, с. 120].
Мотивация школьника является частью мотивационной сферы, которая формируется на определенном возрастном этапе и связана с определенными целями в жизни. По определению А.А. Реана, Н.В. Бардовской, С.И. Розума, мотивационная сфера личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности [23, с. 72].
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом следующих специфических для этой деятельности факторов:
- она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
- организацией образовательного процесса;
- субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
- субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
- спецификой учебного предмета [11, с. 111].
2. Психологические особенности формирования и развития личности младшего школьника
В каждом возрасте человеческий организм имеет свои особенности и характеристики психологического и физического развития. На протяжении жизни эти характеристики претерпевают качественные изменения.
По мнению исследователя В.В. Давыдова «младший школьный возраст представляет собой особый период в жизни ребенка, который был выделен учеными сравнительно недавно» [18, с. 257]. По его мнению, это связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного образования и полного среднего образования.
Однако не все исследователи выделяют младший школьный возраст в отдельный период жизни ребенка. Например, Л.С. Выготский считает, что этот период входит в период «школьного возраста», который начинается в 7 лет и связан с определенным детским кризисом.
Отечественный исследователь Д.Б. Эльконин в своих работах отмечает такой период детской жизни, как детство, которое делится на дошкольный и младший школьный возраст. Он считает, что «переход от младенчества к детству характеризуется определенными достижениями и появлением чувства вины» [26, с. 172].
Существует современная возрастная периодизация, согласно которой младший школьный возраст – это период от 6-7 лет до 9-11 лет. Начинается данный период с психологического кризиса ребенка, о котором в своих исследованиях говорит Л.С. Выготский. Этот кризис связан с тем, что в ребенке черты детства сочетаются с начинающими в нем формироваться особенностями школьника. В младшем школьном возрасте формируется новая система отношений «ребенок-взрослый», «ребенок-учитель». «Система отношений «ребенок-учитель» в дальнейшем определяет такие важные отношения как «ребенок-общество», которые определяют характер взаимоотношений школьника со сверстниками и взрослыми» [22, с. 267].
3. Особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте
Учебная мотивация представляет собой один из видов мотивации, направленный на осуществление учебной деятельности. Данную мотивацию определяет множество факторов. В первую очередь, это само образовательное учреждение, в котором осуществляется учебная деятельность, а также субъекты образовательного процесса. Также учебная мотивация формируется под воздействием личностных особенностей обучающихся, педагогов и системой их взаимоотношений.
К моменту поступления ребенка в школу у него формируется достаточно сильная устойчивая учебная мотивация, под воздействием осознания того, что он включается в новую социальную деятельность, которая играет важную роль не только в его жизни, но и в жизни окружающих. Психолог Л.И. Божович определяет новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника», которая заключается в желании и потребности осуществлять учебную деятельность.
В младшем школьном возрасте учебная мотивация находится на начальной стадии развития. При этом она имеет как положительные, так и отрицательные характеристики.
Среди положительных характеристик можно выделить формирование положительного отношения ребенка к школе, расширение сферы его интересов, более активное проявление познавательной деятельности. Стоит отметить, что все эти проявления направлены не только на процесс обучения в рамках школы, но и на весь окружающий мир. «Любознательность является проявлением умственной активности младших школьников. В этом возрасте дети открыты для окружающих, они выражают высокую степень доверия учителю и беспрекословно признают его авторитет» [15, с. 28]. Поэтому в данный возраст является благодатной почвой для формирования у детей мотивов долга, ответственности, самостоятельности, необходимости учиться.
4. Условия организации учебной деятельности младших школьников, способствующих повышению их мотивации
Рассмотрим более подробно условия организации учебной деятельности младших школьников, способствующих повышению их мотивации. Первый год обучения ребенка – это период естественной адаптации. В этом случае протекает первая половина первичной фазы адаптации. Ее особенность заключается в том, что все дети в первые шесть месяцев пребывания в школе испытывают определенные трудности, связанные с их привыканием к режиму, новыми требованиями к системам и новым стилем общения.
Особое значение имеет вопрос мотивации на начальном уровне образования, поскольку основы, на которых дети хотят учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию мотивации и формирования смысла.
Формирование мотивации – это не «сдвиг» со стороны директора школы, а готовые мотивы и цели обучения извне. На практике формирование образовательных мотивов – это создание таких условий, при которых возникают внутренние мотивы (мотивы, цели, эмоции) обучения; понимание своего ученика и дальнейшее развитие собственной мотивационной сферы. В то же время учитель – не просто наблюдатель того, как развивается мотивационная сфера учащихся; он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных техник.
Позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: их принятие учащимися независимо от их академического успеха, преобладание мотивации, поощрения, понимания и поддержки детей играет важную роль в стимулировании познавательного интереса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы было выявление условий организации учебной деятельности младших школьников, способствующих повышению их мотивации.
На первом этапе мы изучили современную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу курсового исследования. Мы пришли к выводу, что учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
Далее мы представили психологические особенности формирования и развития личности младшего школьника. Формирование и развитие личности младшего школьника происходит под влиянием множества факторов. Однако наибольшее влияние оказывает учебная деятельность, как ведущая в этом возрасте. Она определяет не только индивидуальное развитие личности младшего школьника, но и особенности процесса его социализации. Особое влияние оказывает и успеваемость ребенка, его оценки и отношение к нему взрослых. В подростковом возрасте формируется осознание себя как личности, отношение к собственному «Я». Происходит формирование самооценки, что является одной из важнейших задач развития, приходящихся на период младшего школьного возраста, и, в то же время, одним из сложных, охватывающих все стороны психической жизни ребенка. Таким образом, младший школьный возраст достаточно с точки зрения психологии и связан с определенным кризисом детского развития.
1. Андреева, Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2010. – 160 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Триада, 2012. – 159 с.
3. Бирюков, С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа / С.М. Бирюков. – 2009. – №10. – С. 31-33.
4. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2010. – 318 с.
5. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
6. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. – СПб.: Речь, 2016. – 458 с.
7. Дробышева, И.В. Мотивация: дифференцированный подход / И.В. Дробышева. – М.: Просвещение, 2011. – 98 с.
8. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрющенко. – М., 2008. – №4. – С. 90-99.
9. Зимняя, А.А. Учебная мотивация // Педагогическая психология / А.А. Зимняя. – М.: ЛОГОС, 2009. – С. 217-232.
10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2008. – 508 с.
11. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении : Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
12. Липкина, А.И. Психология самооценки школьника / А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 2011. – 235 с.
13. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклеланд. – СПб.: Питер, 2009. – 672 с.
14. Манукян, С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии / С.П. Манукян. – 2014. – № 4. – С. 21-25.
15. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2013. – 321с.
16. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М.В. Матюхина. – Волгоград, 1983. – 152 с.
17. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 12-17.
18. Морозова, И.С. Психология когнитивного развития / И.С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. – 132 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2009. – 376 с.
20. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М: Российское педагогическое агентство, 2008. – 374 с.
21. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2012 – 301 с.
22. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2010. – 184 с.
23. Степанов, С. Взгляд на мотивацию // Школьный психолог / С. Степанов. – 2001. – №31. – С.3-7.
24. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М.: Просвещение, 2015. – 213 с.
25. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2009. – 342 с.
26. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д Эльконин. – М.: Просвещение, 2008, – 382 с.