ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Возникновение и развитие электронного обучения
1.2 Номенклатура электронных средств обучения
1.3 Современное использование электронных средств обучения на уроках литературного чтения, способствующее развитию интеллекта младшего школьника
1.4 Преимущества и недостатки использования электронных средств обучения на уроках литературного чтения младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Цель, задачи и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ХХІ век - это век компьютерных технологий, век информационный.
Сегодняшний ребёнок живёт в мире электронной культуры. Каждый учитель должен стать не только координатором информационного потока, но и должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Ещё в начале XX века писатель-реалист М. Горький сказал: «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой» [1]. Его фразы звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, стимуляция умственной деятельности детей, развитие их речи.
В нашей стране наблюдается бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в общественную жизнь. Это всё наложило отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
С развитием современной информационной технологии, система «человек и компьютер» стремительно преобразилась в проблему, которая касается всех членов общества, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием.
На сегодняшний день в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. В связи со сложившейся ситуацией в мире - появлением корона-вирусной инфекции 2019-nCoV - потенциально тяжёлой острой респираторной инфекции, вызываемой корона-вирусом SARS-CoV-2 (2019-nCoV), использование электронных средств обучения (компьютера в первую очередь) является актуальным методом обучения. Дети способны общаться с учителями с помощью дистанционного обучения.
Перед любой современной школой стоит задача - создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, способствовать формированию активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе.
Развитие общества характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования на усвоение обучающимися определенных знаний, на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Возникновение и развитие электронного обучения
В области образования важной целью является повышение доступности качественного образования.
Понятие электронного обучения довольно давно и прочно используется в профессиональной среде.
За период с первого употребления термина e-Learning в 1999 году в Лос-Анжелесе на семинаре CBT (Computer Based Training) Systems он претерпевал многократное изменение трактовки.
В наиболее узком смысле его рассматривают как размещение материалов дисциплин на Internet-сервере. Но чаще e-Learning понимают как обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Именно такая трактовка зафиксирована в определении ЮНЕСКО: «e-Learning - обучение с помощью Интернет и мультимедиа» и в стандарте РФ: «e-Learning - обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий».
В Республике Беларусь электронному обучению также уделяется достаточно серьезное внимание на самом высоком уровне.
Об этом свидетельствует, например, включение в Национальную программу ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг. подпрограммы «Электронное обучение и развитие человеческого капитала».
Главная цель этой подпрограммы - создание условий, содействующих развитию информационного общества, на основе развития человеческого капитала и широкого внедрения элементов электронного обучения. Ожидаемый результат выполнения - повышение качества и доступности образования в нашей стране.
Использование электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся.
Электронные средства обучения (от англ. Electronic Learning, или просто e-Learning) – это программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности [8].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 Цель, задачи и методы исследования
Целью нашего исследования является изучение эффективных возможностей использования электронных средств обучения младших школьников на уроках литературного чтения как компонента учебно-методических материалов для урока.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
− проанализировать направленность учебной мотивации к уроку литературного чтения;
− разработать электронные средства обучения для использования на уроках русской литературы в младших классах;
− проанализировать эффективность использования электронных средств обучения младших школьников на уроках литературного чтения;
Данное исследование проводилось на базе ГУО «СШ № 5 г. Вилейки» с младшими школьниками 3 «А» и «Б» классов. В процессе исследования были сформированы экспериментальная («А») и контрольная («Б») группы.
Классы были выбраны с примерно одинаковым уровнем развития школьников. Эксперимент проводился на уроках литературного чтения. Круг задач, решаемых учителем на уроках, включал следующее:
− создавать условия для интеллектуального развития учащихся;
− на каждом уроке в контрольной группе не использовать ЭСО, а в экспериментальной группе использовать разработанные разнообразные виды ЭСО.
Наше исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и заключительного.
На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:
1.Выявить уровень учебной мотивации младших школьников к предмету Литературное чтение.
2.Проанализировать уровень учебной мотивации младших школьников.
3.Подобрать современные технологии для эффективного обучения литературному чтению.
В ходе экспериментальной работы использовалась методика диагностики учебной мотивации у учащихся начальной школы Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений». Инструкция по данной методике представлена в Приложении 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования показывает, что использование на уроках электронных средств обучения играет значительную роль в интеллектуальном развитии ребенка, в развитии познавательной мотивации к учению. Использование электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся.
В Республике Беларусь электронному обучению уделяется достаточно серьезное внимание на самом высоком уровне.
Выделяют несколько этапов развития электронного обучения: централизация, децентрализация и революция в электронном обучении.
Проблемы широкого распространения электронных технологий в деятельности образовательных учреждений делятся на три группы: человеческий фактор; организационный фактор; материально-технический фактор. В системе образования электронные средства обучения используется, в основном, как дополнительная форма обучения, для работы с талантливыми детьми, а также при обучении детей с ограниченными физическими возможностями. Технические возможности позволяют реализовывать принципиально новые подходы к обучению. Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к интенсивному развитию и электронных средств обучения.
Существуют различные подходы к классификации и типологии электронных средств обучения: по методическому или функциональному назначению, по целевому признаку, по типу обучения, по дидактическим целям и форме организаций занятия и т.д. По методическому назначению электронные средства обучения подразделяются на: обучающие программные средства; программные системы – тренажёры; контролирующие программные средства; информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства; моделирующие программные средства; демонстрационные программные средства; учебно-игровые программные средства.
По функциональному назначению выделяются две группы электронных средств: электронное приложение печатному изданию; самостоятельное электронное средство учебного назначения.
Электронные образовательные средства на уроках литературного чтения в начальной школе дают возможность значительно разнообразить приемы и формы работы с учебным материалом, процесс рассмотрения и толкования художественного произведения;
1. «Мы живём в эпоху…» // https://pandia.ru/text/80/510/48179.php.
2. Концепции Гальперина и Давыдова // https://forpsy.ru/works/kontseptsii/kontseptsii-galperina-i-davyidova.
3. Белых, Т. В.Уроки литературного чтения с применением информационных технологий / Т.В. Белых, О. А. Архипова, М. В. Буряк. - М.: Изд. «Планета», 2011. – 296с.
4. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208с.
5. Фесенко, В.В. Современные информационные технологии в общеобразовательной школе / В.В. Фесенко, Г.Б. Прончев // Молодой ученый. - 2011, №10(33).- Т.1, С. 88 – 92.
6. Электронные учебные издания // https://adu.by/ru/homepage/elektronnaya-biblioteka/elektronnye-uchebnye-izdaniya.html.
7. Балалаева, Е.Ю. Функциональные особенности печатных и электронных средств обучения // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 // http://psychology.snauka.ru/2015/05/4936.
8. Электронные средства обучения в образовательном процессе // https://gimn-kalinkovichi.schools.by/pages/elektronnye-sredstva-obuchenija-v-obrazovatelnom-protsesse/.
9. Васильева, И. Использование электронных средств обучения в начальной школе / И. Васильева, О. Сорока. - Образование Менщины. - № 3(50).- 2014. – с. 32.
10. Национальный правовой Интернет-портал РБ // https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243.
11. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: Информационно-издательский дом «Филин», 2003. – 616 с.
12. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникативные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. – 235 г.
13. Понятие, назначение и классификация электронных средств обучения // https://cyberpedia.su/18x730f.html.
14. Требования при работе с видео-дисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами // СанПиН: утверждены Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28 июня 2013 г. - № 59.
15. Электронные образовательные ресурсы: современные возможности / М.А. Бовтенко. – Информационные технологии в образовании // https://ido.nstu.ru/publications/электронные-образовательные-ресурс-2/.
16. Анатольева, Э.В. Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках в начальной школе // https://infourok.ru/ispolzovanie-ikt-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-1801305.html.
17. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв. - 2020.
18. Крицук, Т.В. Принцип наглядности в процессе использования интерактивного оборудования /Т.В. Крицук // Веснік адукацыі. – 2013. – № 1. – С.29-34.