Формирование морфологических понятий на уроках русского языка в начальной школе
Педагогический колледж № 10 г.
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование морфологических понятий на уроках русского языка в начальной школе»
по дисциплине: «Русский язык»
2020
45.00 BYN
Формирование морфологических понятий на уроках русского языка в начальной школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Русский язык
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Упражнение 8
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования морфологических понятий на уроках русского языка в начальной школе
1.1 Морфологические понятия как лингводидактическая проблема
1.2 Методические основы совершенствования морфологических понятий младших школьников на уроках русского языка
Глава 2 Практическое исследование формирования морфологических понятий на уроках русского языка в начальной школе
2.1 Диагностика уровня сформированности морфологических понятий на уроках русского языка в начальной школе
2.2 Комплекс упражнений, направленный на совершенствование морфологических понятий на уроках русского языка в начальной школе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В методике преподавания русского языка не ослабевает интерес к проблемам изучения в школе морфологии. С одной стороны, это объясняется неудовлетворенностью учителей, методистов, лингвистов практикой обучения школьников грамматике родного языка. Изучение лингвистических знаний не вызывает необходимого интереса у детей. На уроках грамматики отмечается низкий уровень познавательной активности, формализация процесса усвоения знаний: учащиеся заучивают лингвистические определения и правила, зачастую не осознавая сущности отражаемых ими явлений. С другой стороны, грамматика обладает широким обучающим и развивающим потенциалом, поскольку изучение этого раздела обеспечивает реализацию общих целей и задач школьного курса русского языка, которые заключаются в совершенствовании речевой деятельности учащихся и формировании элементарной лингвистической компетенции. Исследователи отмечают, что изучение морфологии в школе должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, усвоению ряда правил словоупотребления и полноценному усвоению норм правописания.
При этом важнейшее место в обучении принадлежит морфологическому понятию, так как именно научное понятие способно концентрировать разрозненные факты языка и стать ориентиром в осознанной практической речевой деятельности. Полноценное овладение основополагающим понятием в грамматике, таким, например, как понятие «части речи», «имя существительное», «лексико-грамматические разряды существительного», позволяет решить целый ряд проблем при обучении родному языку, так как это понятие является базой для полноценного усвоения не только морфологии, но и других разделов школьного курса. При этом работа над указанными понятиями стимулирует развитие интеллектуальных способностей учащихся.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Морфологические понятия как лингводидактическая проблема
Понятие - одна из высших форм отражения действительности, которая раскрывает не только сущность предметов и явлений, но и их определяющие свойства. Логика определяет понятие как одну из форм абстрактного мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Основными логическими приёмами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение (Д.П. Горский, А.Д. Гетманова, Е.К. Войшвилло).
Понятие в психологии - это форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений, это единица мышления. В работах психологов (Л.С. Выготского, Н.А. Мечниковой, П.Я. Гальперина и др.) изложены принципиальные положения в подходе к процессу формирования понятий:
- рассмотрение этого процесса со стороны деятельности, действий, связанных с формированием и функционированием понятий;
- становление действий, связанных с понятием, прослеживается не в условиях стихийного усвоения, а в условиях всестороннего управления ходом их формирования.
Как показывают психологические и педагогические исследования, изучение научных понятий в младшем школьном возрасте обладает высоким развивающим эффектом, оказывает положительное воздействие на развитие высших психических процессов, находящихся в зоне ближайшего развития учеников, обеспечивая готовность к переходу на стадию логического теоретического мышления, свойственную учащимся основного звена школы.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Диагностика уровня сформированности морфологических понятий на уроках русского языка в начальной школе
Цель диагностики - определить уровень сформированности морфологических понятий на уроках русского языка в начальной школе.
База исследования: …, обучающиеся 3 «А» класса в количестве 22 человек.
Для сформированности морфологической стороны речи у младших школьников необходимо использовать специальные диагностические упражнения, направленные на определение правильности сформированности следующих умений:
- образования глагольных форм;
- образования степеней сравнения прилагательных;
- образования падежных форм личных местоимений;
- образования падежных форм существительных;
- отнесения существительных к соответствующему роду;
- образования форм множественного числа существительных.
Задание 1. Детям дается задание: образовать личные формы глаголов.
Трудность заключается в том, что среди них есть глаголы с чередующейся согласной основы, которая должна измениться в личной форме. С помощью этого упражнения проверяем умение образовывать личные формы глаголов.
Упражнение 1. Продолжи ряд глаголов по образцу.
Образец. Ловить: я ловлю, она ловит, мы ловим.
Течь, ..., ..., ....
Печь, ..., ..., ...
Лететь, ., ., ..
Вертеть, ..., ..., ...
Беречь, ..., ..., ...
Хотеть, .., .., ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Системность в изучении морфологических понятий заключается также в том, что, благодаря специфике используемых пособий, которые позволяют отражать каждый шаг познания учеников, четко фиксируя «наращение» знаний на каждом этапе, учащиеся получают возможность отчетливо видеть свое продвижение в освоении морфологической системы русского языка, анализировать собственную учебную деятельность, оценивать полноту имеющихся знаний, четко видеть перспективу дальнейшего изучения. Этому в значительной степени способствует прием цветового выделения изученного материала, который заключается в том, что в конце каждого класса учащиеся определенным цветом закрашивают в таблице те ячейки, которые они заполняли на протяжении истекшего учебного года. Эффективность данного приема определяется тем, что удается более успешно проводить рефлексивно-оценочный этап изучения каждой темы, при этом появляется возможность осуществить тесную взаимосвязь между этапами изучения, реализовать последовательное, логичное, непротиворечивое усвоение абстрактного грамматического материала на смежных ступенях обучения. Помимо этого, создаются условия для осознания учениками новизны материала на каждом этапе, что положительно сказывается на мотивации и осознанности дальнейшего обучения.
Формирование морфологических понятий - процесс длительный и трудный, связанный с лингвистическими особенностями части речи. Языковых понятий, изучаемых в начальной школе, насчитывается более 120, достаточно большую группу составляют морфологические понятия, включающие анализ такой части речи, как имя существительное.
1. Баринова, Е.А. Методика русского языка / Е.А. Баринова. –М., 1974. – 368 с.
2. Вайланд, Е. А. Предупреждение речевых ошибок младших школьников посредством упражнений на развитие оперативной памяти / Е.А. Вайланд / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn---10-qddohl3g.xn--p1ai/pedmasterskaya/publication/preduprezhdenie_rech_oshibok.pdf
3. Виноградов, В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст] / В. В. Виноградов. – Изд.4-е. – М. : Русский язык, 1947. – 720 с.
4. Волков, Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы [Текст] / Б. С. Волков. – М. : Изд. Владос, 2013. – 511 с.
5. Волков, Б. С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков // Педагогическое общество России. – 2002. – № 4 – С. 9-35.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь : избр. психол. исслед. / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1956. – 426 с.
7. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. /Л.С. Выготский - изд. 5. перераб. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. - 352с.
8. Давыдов, В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология: учеб.для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Просвещение, 1979. – 287 с.
9. Давыдов, В. В. Психическое развитие младшего школьника / В. В. Давыдов. – М. : Academia, 1990. – 176 с.
10. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы познания: уч. труды / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 1992. - 132с.
11. Костромина, Н. В., Николаева К. А., Ставская Г. М.. Морфология. Синтаксис. Пунктуация / Е. Н. Ширяев; Под ред. Л. Ю. Максимова. – М. : Просвещение, 1989. – 288 с.
12. Леонтьев, А.А. Проблемы развития психики /А.А. Леонтьев - М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. - 584с.
13. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебник для пед. вузов. Издание 6. -дополн. /М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская О.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 487с.
14. Львов, М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. уч. заведений /М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 546с.
15. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: словарь /М.Р. Львов - М.: Просвещение, 2007. - 240с.
16. Мечникова, Н.А. Психология усвоения понятия / Н.А. Мечникова //Известия АНП РСФСР. Вып. 28. - 1950. - С.3-16.
17. Павлов, И. П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах : Академия медицинских наук СССР ; Ответственный редактор сборника действительный член АМН СССР П. С. Купалов. – М. : Государственное издательство медицинской литературы, 1954. – 192 с.
18. Подласый, И. П. Педагогика Т. 1 / И. П. Подласый. – М. : Владос, 1999. – 566 c.
19. Рамзаева, Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1979. – 431 с.
20. Розенталь, Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1985. – 399 с.
21. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапагова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
22. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / Под ред. Г. С. Костюка, П. Ф. Гамата. – Киев : Педагогика, 1961. – 205 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Упражнение 8
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты