ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность игровых технологий и их классификация
1.2 Познавательные интересы и роль игровых технологий в их развитии у младших школьников
1.3 Особенности применения игровых технологий в обучении младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных интересов младших школьников
2.2 Развитие познавательных интересов младших школьников посредством игровых технологий
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая особенность нашего времени – высокие темпы развития во всех областях жизни. Эта особенность времени заостряет внимание педагогической теории и практики на вопросах развития познавательных сил и способностей учащихся. Без развития познавательной активности, воспитания готовности и умений самостоятельно пополнять свои знания нельзя окончательно решить задачи формирования нового человека.
Проблема формирования познавательных интересов младших школьников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что не только процесс обучения проходит эффективнее, если младший школьник проявляет познавательные интересы, но и становление такого социально значимого качества будет положительно влиять на развитие личности учащихся. Познавательные интересы расширяют определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению и расширению знаний, развитию кругозора.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью повышения интереса младшего школьника к знаниям, изучаемым учебным предметам, школьной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность игровых технологий и их классификация
Термин «технология» имеет латинские корни и переводится как «наука об искусстве» (techne – искусство, мастерство; logos – слово, учение, знание) и означает путь гарантированного получения определённого продукта с заданными свойствами. Словарь современного русского языка определяет технологию как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. В отечественной педагогической практике термин «технология обучения» был введен в 1989 году В.П. Беспалько, который сформировал представление о педагогической технологии как «о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса». Учитывая не очень длинную историю разработки образовательных технологий, еще нет единого определения данного понятия. Представим некоторые из них:
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
В приведенных определениях педагогической технологии отражаются новые подходы и системные преобразования, происходящие сегодня в образовании, стремление педагогики соответствовать тем требования, которые предъявляются к ней как к науке, формирующей поколения, которые должны интегрироваться в новый меняющийся мир.
С развитием педагогических технологий возникает проблема определения того, в чем ее отличие от традиционной методики. В педагогических исследованиях, в частности в работах Г.Е. Муравьевой, мы читаем следующие мнения по этому поводу:
1. Технология – это методика с жестко запрограммированным результатом, которого можно достичь и определенными средствами, предназначенными для достижения этого результата.
2. Технология и методика – равнозначные понятия, но в последнем большее внимание уделяется личности ученика и учителя и способам их взаимодействия.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных интересов младших школьников
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Средняя школа № 5 г. Вилейки». В эксперименте принимало участие 26 человек 3 «А» класса. Экспериментальное исследование походило в несколько этапов:
Первый этап – подбор методик для проведения диагностического исследования. Формирование выборки исследования.
Второй этап – сбор результатов диагностического материала по выбранным методикам исследования.
Третий этап – анализ и интерпретация полученных результатов исследования. Формулировка выводов по результатам проделанной работы.
Четвертый этап – разработка и проведение в классе испытуемых серии учебных занятий с использованием игровых технологий для развития познавательных интересов младших школьников.
Целью исследования является изучение уровня развития познавательных интересов младших школьников, а также применения дидактических игр как средства развития познавательных интересов учащихся младших классов.
Основными задачами практического эксперимента стали:
- исследование уровня развития познавательных интересов учащихся младших классов;
- определение направления использования дидактических игр как средства развития познавательных интересов учащихся младших классов.
Задачами исследования применялись следующие эмпирические методы: наблюдение, диагностирование, модифицированное и адаптированное к предмету исследования по методикам «Познавательная активность младшего школьника», «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской и «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной [35].
Рассмотрим методическую составляющую эксперимента.
Наблюдение как метод педагогического исследования познавательного интереса сопутствовал всему процессу его изучения.
Е.Г. Ребутовская считает, что на разных стадиях возрастного развития школьника когнитивный интерес имеет определенную специфику. В младшем школьном возрасте интересы учащихся качественно не меняются: почти в этот период когнитивные интересы носят чисто эмпирический характер и носят эпизодический характер. При общении с учениками необходимо учитывать уровни когнитивного интереса, которые есть у каждого ученика, так как нет абсолютно идентичных учеников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществив теоретический анализ литературы по теме исследования, пришли к следующим выводам. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Игровые технологии это технологии, в которых осуществляется организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровые технологии основываются на игре.
Доминирующими мотивами познавательной деятельности школьников являются мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развития. Существенным фактором в обучении, определяющим мотивы учебной и познавательной деятельности школьников, является познавательный интерес. Познавательный интерес это интерес, способствующий формированию волевых качеств личности, укрепляет ее активную, творческую жизненную позицию. Появлению и развитию познавательного интереса у младших школьников способствуют: разнообразие, яркость, эмоциональность учебного материала, его целесообразность, полезность, связь с ранее полученными знаниями, частая проверка и оценка школьников.
Игровые технологии отвечают биологическим и психологическим потребностям младших школьников и способствуют их умственному, эмоциональному, социальному и моральному развитию. Игра развивает такие жизненные качества, как внимательность, настойчивость, память, настойчивость в достижении цели. Игровые технологии являются эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников.
Во второй главе работы проведено экспериментальное исследование уровня развития познавательного интереса у младших школьников. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки комплекса приёмов и методик, направленных на формирование когнитивной самостоятельности младших школьников. После анализа ответов учащихся был сделан вывод, что большинство младших учеников в младших классах целенаправленно выбирали конверты. Некоторые ученики показали низкий уровень познавательного интереса, это проявлялось в том, что ученики отказывались решать сложные задания. Ученики младших классов с энтузиазмом выбирали конверт, вопрос в конверте, с удовольствием отвечали на вопросы, задавали встречные вопросы, приводили личные примеры, некоторые ученики, не скрывая своих эмоций, живо и эмоционально отвечали на вопросы, и это свидетельствовало о познавательном интересе ученика.
1. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова. – Москва: Просвещение, 2009. – 480 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М., 2001. – 297 с.
3. Анищенко, О.А. Развиваем в игре: пособие / О.А. Анищенко, Л.А. Вяткина. – Минск: Асар, 2000. – 112 с.
4. Астахова, Н.И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников / Н.И. Астахова // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 19 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75267.htm.
5. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры / З.М. Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Смысл, 2006. – С. 190-196.
6. Божович, Л.И. Познавательные интересы школьников и пути их изучения / Л.И. Божович // Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. – М., 2005. – 342 с.
7. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – С. 91-101.
8. Венгер, Л.А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию / Л.А. Венгер. – М., Просвещение, 2005. – 532 с.
9. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.И. Давыдова. – М.: Педагогика, 2001. – 365 с.
10. Гарипов, Х. Играя – воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. – 2011. – № 3. – С. 72-74.
11. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. – Москва, 1995. – Вып. 3. – С. 58-64.
12. Горчинская, А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / А.А. Горчинская. – Челябинск, 2009. – 298 с.
13. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 2006. – 288 с.
14. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2014. – 464 c.
15. Жуйкова, Т.П. Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка / Т.П. Жуйкова, Д. Олзей // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 952-954.
16. Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И.А. Зайцева. – Ноябрьск, 2005. – 124 с.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
18. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А.Н. Леонтьев. – М., 2006. – 355 с.
19. Лепешев, Д.В. Игровые технологии воспитания / Д.В. Лепешев // Творческая педагогика. – 2011. – № 1. – С. 72-82.
20. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. – М.: Логос, 2007. – 220 с.
21. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – М., 2004. – 291 с.
22. Михневич, Т.П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дифференциации обучения: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка / Т.П. Михневич. – Минск, 2009. – 168 с.
23. Найн, М.В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2004. – 25 с.
24. Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников / М.А. Пастушкова. – Т.18. – 2007. – С. 410-413
25. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. – 720 с.
26. Полтавская, Е.А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры / Е.А. Полтавская // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 61-65.
27. Ребутовская, Е. Возрастная динамика познавательного интереса / Е. Ребутовская. – М., 2008. – 231 с.
28. Сластенин, В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 276 с.
29. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина – М., 2002. – 347 с.
30. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Школьная пресса, 2003. – 231 с.
31. Теряева, И.П. Игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / И.П. Теряева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №2. – С.74-76.
32. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники / Л.Ф. Тихомирова. – М.: Рольф, 2010. – 142 с.
33. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский / Сост. П.А. Лебедев. – М., 2008. – 287 с.
34. Шмаков, С.А. Природа и структура игры / С.А. Шмаков // Проблемы воспитания. – 2006. – №1. – С. 30.
35. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – 352 с.
36. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2001. – 140 с.