ВВЕДЕНИЕ
Труд торговых работников является необходимой составной частью совокупного общественного труда, но он имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями торговли.
Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности.
Выполнение любой работы в течение продолжительного времени сопровождается утомлением организма, проявляемым в снижении работоспособности человека. Наряду с физической и умственной работой значительное воздействие на утомление оказывает и окружающая производственная среда, т.е. условия, в которых протекает его работа.
В современных условиях становления рыночной экономике в нашей стране предъявляются новые требования к организации труда в организации. В связи с этим актуальным вопросом является создание эффективных условий труда.
Целью данной курсовой работы является изучение условий труда работников торговли и разработка основных направлений их улучшения.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть характеристику торгового объекта;
- изучить значение и особенности правильной организации труда в торговом объекте;
- рассмотреть основных категорий работников торгового объекта;
- проанализировать организацию и обслуживания торговых мест в торговом объекте;
- проанализировать условия труда и режим работы торгового объекта;
- изучить организацию материальной ответственности в торговом объекте;
рассмотреть охрану труда и пути ее улучшения в торговом объекте.
Объектом исследования является деятельность ОАО «ЦУМ Минск».
Предметом исследования является труд работников торговли.
При исследовании используются различные методы, такие как обобщение, наблюдение, сравнение, анализ, статистический и многие другие.
Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми актами, действующими на территории Республики Беларусь,
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
Центральный универмаг «Минск» – одно из крупнейших розничных торговых организаций в Республике Беларусь – был открыт 5 ноября 1964 года. Второе свое рождение он получил в 1997 году после реконструкции, которая велась 7 лет. Организация стала гораздо больше и привлекательнее, появилось больше места для покупателей и для товаров, что послужило значительному экономическому росту универмага, обновился интерьер магазина. В Приложении А представлено фотография объекта. Данный торговый объект действует на основании государственной регистрации (приложение Б).
Юридический адрес: проспект Независимости, д.54.
ОАО «ЦУМ – Минск» регламентирует свою деятельность на основании следующих документов: Устав ОАО «ЦУМ Минск» (приложение В), Закон «О защите прав потребителей», на основании лицензии, без которой деятельность универмага не возможна.
Лицензия состоит из 3 листов. В ней указано: на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание, кем и когда выдана, учетный номер налогоплательщика, срок действия, № регистрации. К лицензии прилагаются 2 листа: перечень работ и услуг, составляющих вид деятельности, лицензионные требования и условия осуществления деятельности.
В Приложении Г представим организационную структуру управления ОАО «ЦУМ Минск».
Высшим органом управления общества является Общее собрание акционеров.
Директор осуществляет руководство текущей деятельностью Общества, подотчетен собранию участников и правлению.
Рассматривая формы регулирования трудовых отношений следует отметить, что с работающими в должности заведующего секцией и выше заключены контракты, продавцы же получает повременную оплату, исходя из количества отработанных часов плюс доплачивается премия.
Со дня своего открытия и до настоящего времени универмаг — одно из крупнейших организаций торговли в городе Минске и в Республике Беларусь.
За время своей работы организацией проводилась работа по обновлению торгово–технологического оборудования, внедрению новых методов обслуживания покупателей, расширению торговых и складских площадей. Так, ОАО «ЦУМ Минск» одним из первых перешел на продажу товаров по методу самообслуживания.
2 ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ТОРГОВОМ ОБЪЕКТЕ
Организация труда – система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы, которая включает соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, методы, нормирование и стимулирование труда, организацию рабочих мест, их обслуживание и необходимые условия труда [3, с. 102].
Труд торговых работников является необходимой составной частью совокупного общественного труда, но он имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями торговли.
1. В торговле имеют место затраты труда, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. В процессе движения товаров от производства к потреблению совершается целый ряд дополняющих процесс производства операций: доработка, упаковка, фасовка, сортировка, хранение, подготовка к продаже и т.п. Многие из этих операций не являются функциями сферы обращения, они носят чисто производственный характер. Эти затраты труда приводят к увеличению стоимости и цены товара, тем самым торговля принимает участие в создании национального дохода. Роль этих операций в розничной торговле даже имеет тенденцию к возрастанию (производство в магазинах мороженого, кулинарной продукции, выпечки и т.п.).
2. В торговле отмечаются затраты труда, связанные с реализацией товаров, т.е. со сменой формы стоимости из товарной в денежную. Эти затраты труда непроизводительного характера не изменяют стоимости, но они общественно необходимы и являются составной частью всего общественного труда (продажа товаров, реклама, изучение спроса, дополнительное обслуживание и т.п.).
Большая часть труда в торговле – это затраты производственного характера, что объясняется главным образом нерациональным разделением труда между производством и обращением. Доля этого труда в перспективе должна снижаться по мере углубления общественного разделения труда.
Меньшая часть труда в торговле связана со сменой формы стоимости, затраты его возмещаются за счёт прибавочного продукта. Учитывая, что важнейшая функцией торговли является обслуживание населения, эта часть труда должна занять преобладающее место в организации труда работников розничной торговли.
Организация труда в торговле – это совокупность организационных, технических и экономических мероприятий, направленных на целесообразное и эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов при продаже товаров и обслуживания покупателей [16, c. 250].
3 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
Содержание торгово-технологического процесса в ОАО «ЦУМ Минск» предполагает наличие соответствующих групп работников для выполнения тех или иных операций этого процесса (приемка, подготовка к продаже, продажа и т.д.).
В зависимости от выполняемых функций работников ОАО «ЦУМ Минск» можно подразделить на следующие категории:
1. Административно-управленческий персонал (директор, заведующие отделами и секциями, товароведы, экономисты, бухгалтеры и т.д.).
2. Торгово-оперативный персонал:
непосредственно связанные с обслуживанием покупателей (продавцы, кассиры-контролеры, заведующие секциями и их заместители);
обеспечивающие обслуживание покупателей (товароведы, товароведы-бракеры, кладовщики).
связанные с обслуживанием, но не осуществляющие продажу (администраторы торговых залов, консультанты, декораторы).
3. Оперативно-вспомогательный персонал (фасовщики, рубщики мяса и т.д.).
4. Технический персонал (механики холодильных установок, мастера по обслуживанию кассового и весоизмерительного оборудования, слесари и т.д.).
5. Вспомогательный персонал (уборщики, грузчики, дворники и т.п.).
В зависимости от специальности работники подразделяются на:
специалистов — экономисты, товароведы, бухгалтеры и т.п.;
продавцов — продавцы продовольственных или непродовольственных товаров, продавцы-консультанты.
По уровню квалификации работники подразделяются по квалификационным категориям (продавец 4-6 разрядов, экономист I, II категории, ведущий, главный экономист и т.д.).
По полу и возрасту работники делятся на мужчин до 30 лет, 30—60 лет, свыше 60 лет; женщин до 30 лет, 30—55 лет, свыше 55 лет.
По характеру трудовых отношений работники подразделяются на постоянных и временных (сезонных, по контракту).
Управление персоналом ОАО «ЦУМ Минск» является многозвенной.
При многозвенной системе управления выделяются секции во главе с заведующим. Многозвенная система управления, характерная для крупных розничных организаций (универмагов, домов торговли, крупных специализированных магазинов).
4 ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРГОВЫХ МЕСТ В ТОРГОВОМ ОБЪЕКТЕ
Рабочее место— это зона трудовой деятельности одного или группы работников, оснащенная необходимым оборудованием и запасом товаров и предназначенная для выполнения определенного вида работ.
Рабочее место в ОАО «ЦУМ Минск» включает площади для выполнения работ, размещения средств труда, оборудования, транспортных и подъемных средств, закрепленных за рабочим местом.
Организация рабочего места заключается в его планировке и оснащении.
Планировка рабочего места — это определение его площади и месторасположения. Различают внешнюю и внутреннюю планировку.
Внешняя планировка заключается в установлении месторасположения рабочего места по отношению к другим рабочим местам в магазине или секции (руководителя, бухгалтера, товароведа, кассира-контролера и т.п.).
Внутренняя планировка рабочего места означает рациональное размещение на его площади всех предметов оснащения, их рациональную компоновку по отношению друг к другу и работнику.
Оснащение рабочего места – это обеспечение его всеми необходимыми средствами с целью создания условий для выполнения функциональных обязанностей.
Основными видами оснащения ОАО «ЦУМ Минск» являются:
- основное технологическое оборудование для выполнения основной работы (кассовые аппараты – для кассира-контролера; весовое оборудование – для фасовщиков и т.д.);
- вспомогательное оборудование (транспортирующие средства: тележки, лифты, холодильные шкафы и т.д.);
- технологическая оснастка (мерные кружки, брусковые метры, мясорубки, ножницы и т.п.);
- организационная оснастка (мебель, компьютеры, факсы и т.д.);
- рабочая документация (стандарты, положения, инструкции, справочники и т.д);
- средства безопасности (спецодежда, обувь, противопожарные средства и т.п.);
- средства освещения, связи, сигнализации, отопления;
- тара и упаковка.
Организация обслуживания рабочего места ОАО «ЦУМ Минск» заключается в установлении системы взаимодействия рабочего места и работника, занятого на нем, с другими местами и работниками, обеспечивающими его бесперебойную работу.
5 УСЛОВИЯ ТРУДА И РЕЖИМ РАБОТЫ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
Условия труда –это совокупность факторов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда.
Условия труда в ОАО «ЦУМ Минск» определяются рядом факторов:
Санитарно-гигиенические факторы (микроклимат, состояние воздушной среды, освещения, санитарно-бытовых помещений и уровень шума).
Эстетические факторы (оформление магазина, его интерьер, специальная одежда, функциональная музыка и т.д.).
Социально-психологические факторы (микроклимат в коллективе магазина, т.е. взаимоотношения сотрудников и покупателей, интенсивность труда, продвижение по службе и т.д.).
Психофизиологические факторы (нервно-психологическое напряжение, нагрузки на нервно-двигательный аппарат, темп и ритм работы, режим труда и отдыха.
Режим работы ОАО «ЦУМ Минск»: 9.00 — 21.00, воскресенье с 10.00 до 21.00.
Режим работы ОАО «ЦУМ Минск» отвечает ряду требований:
- соответствовать интенсивности покупательского потока;
- обеспечивать эффективное использование рабочего времени;
- обеспечивать максимальное улучшение режима труда и отдыха с учетом запросов работников.
При определении режима работы ОАО «ЦУМ Минск» блы учтены следующие факторы: контингент обслуживаемых покупателей; режим работы близлежащих торговых и иных организаций и учреждений; обеспеченность данного района торговой сетью; коэффициент использования рабочего времени работников и др.
Во внешнем режиме работы ОАО «ЦУМ Минск» определено: время начала и окончания работы; продолжительность рабочего дня и обеденного перерыва; выходные и санитарные дни.
Внутренний режим работы ОАО «ЦУМ Минск» и режим работы персонала определяется правилами внутреннего трудового распорядка и общим режимом работы ОАО «ЦУМ Минск». В ОАО «ЦУМ Минск» составляются графики выхода на работу персонала.
Графики выхода на работу разрабатываются исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц. Они согласовываются с профсоюзной организацией и доводятся до работника за две недели до их введения. В них указывается: время начала и окончания работы; время перерыва на обед и отдых; выходные дни.
6 ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ТОРГОВОМ ОБЪЕКТЕ
В торговой организации осуществляется организация индивидуальной и коллективной материальной ответственности. При приеме на работу с работниками торговой организации заключается договор о материальной ответственности, установленной формы, в котором прописаны правила взимания штрафов за неправильное исполнение ответственности.
При бригадной материальной ответственности договор заключается с бригадой, в состав которой входят: зав. секцией, зав. складом, продавцы, упаковщики. Согласно договору бригада принимает на себя материальную ответственность. Все члены бригады независимо от должности имеют право участвовать в приемке и отпуске товаров. При смене бригады, увольнениях, производится инвентаризация. При этом договор о материальной ответственности переоформляется. При смене 1 члена бригады договор не переоформляется – напротив ФИО выбывшего ставиться дата выбытия, а напротив ФИО прибывшего дата прибытия. При бригадной материальной ответственности ущерб взыскивают с членов бригады пропорционально их заработной плате за фактически отработанное время в меж инвентаризационный период.
При индивидуальной материальной ответственности организация заключает договор материальной ответственности с одним лицом.
В ОАО «ЦУМ Минск» применяется коллективная ответственность во всех секциях.
Индивидуальную ответственность несет главный кассир.
Форма договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности представлена в приложении З.
По данному договору можно отметить, что основанием для привлечения коллектива (бригады) к материальной ответственности является материальный ущерб, причиненный недостачей, подтвержденной инвентаризационной ведомостью.
Привлечение коллектива (бригады) к материальной ответственности производится администрацией после проведения тщательной проверяй причин образования ущерба с учетом письменных объяснений, представленных членами коллектива (бригады), а в необходимых случаях заключения специалистов.
Члены коллектива (бригады) освобождаются от возмещения ущерба:
а) если будет установление, что ущерб причинен не по их вине;
б) если будут установлены конкретные виновники причиненного ущерба из числа членов данного коллектива (бригады).
7 ОХРАНА ТРУДА И ПУТИ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ В ТОРГОВОМ ОБЪЕКТЕ
Охрана труда в ОАО «ЦУМ Минск» осуществляться в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом и другой нормативно-правовой документацией.
Важнейшими документами, регулирующими охрану труда в ОАО «ЦУМ Минск», являются коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции и положения по охране труда.
Коллективный договор – это внутренний нормативный акт, соглашение между администрацией и профсоюзом по вопросам социально-трудовых отношений. В нем содержаться конкретные обязательства администрации по улучшению условий труда и техники безопасности.
Правила внутреннего трудового распорядка – документ, содержащий порядок приема и увольнения, права и обязанности работников, ответственность за нарушения дисциплины труда, меры поощрения.
Соблюдение установленных в организации правил определяется общим понятием – дисциплина труда.
Дисциплина труда может быть трудовая (четкое выполнение установленных правил внутреннего трудового распорядка) и производственная (своевременное выполнение заданий, бережное отношение к товарно-материальным ценностям, соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарии и пожарной охраны).
Для выполнения всей работы по охране труда и технике безопасности в ОАО «ЦУМ Минск» вводится должность инженера. Инженер по ОТ и ТБ разрабатывает план мероприятий, которые являются одним из разделов коллективного договора. В плане мероприятий включены работы по изготовлению торгового оборудования, переоснащение складов, проведение работ по освещению, улучшение санитарно-гигиенических условий, приобретение спецодежды и форменной одежды.
Инструкция по охране труда – содержит требования по охране труда и технике безопасности.
В правилах трудового распорядка установлено, что каждый работник должен пройти обучение (инструктаж) по вопросам охраны труда и технике безопасности.
В универмаге проводятся инструктажи:
- вводный инструктаж предполагает знакомство с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка.
- первичный инструктаж проводится со всеми работниками, принятыми на работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Центральный универмаг «Минск» – одно из крупнейших розничных торговых организаций в Республике Беларусь. Реконструкция в 1991 г. позволила полностью изменить поэтапное планировочное решение универмага, надстроены 4 и 5 этажи, вынесены за пределы торговых залов два центральных лестничных марша. Проведена полная замена торгово–технологического оборудования. В торговых залах было установлено более тысячи единиц торгового оборудования венгерской фирмы «Трансэлектро». В результате торговые площади увеличились с 4,8 до 8,5 тыс. м2, что предоставило возможность расширить действующие секции на 3,7 тыс. м2 и открыть новые, в том числе «Товары для детей», «Детская обувь», «Продовольственные товары», «Канцелярские товары», «Игрушки», «Спортивные товары» и «Строительные товары».
Организация труда – система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы, которая включает соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, методы, нормирование и стимулирование труда, организацию рабочих мест, их обслуживание и необходимые условия труда.
В ОАО «ЦУМ Минск» к организации труда проявляется научный подход и уделяется достаточное внимание для эффективной работы организаций торговли.
Работники ОАО «Цум Минск» подразделяются по различным квалификационным характеристикам. Среди них выделяют специалистов и продавцов (как продовольственных, так и непродовольственных товаров, продавцов-консультантов), оперативно-управленческий, торгово-оперативный, оперативно-вспомогательный, технический и вспомогательный персонал. В данном торговом объекте применена многозвенная система управления, так как объект является крупной торговой организацией и имеет секции.
Рабочее место в ОАО «ЦУМ Минск» включает площади для выполнения работ, размещения средств труда, оборудования, транспортных и подъемных средств, закрепленных за рабочим местом. Планировка и оснащение рабочего места в организации произведена с соблюдением требований.
Условия труда в ОАО «ЦУМ Минск» определяются рядом факторов: санитарно-гигиенические факторы, эстетические факторы, социально-психологические факторы, психофизиологические факторы. Режим работы ОАО «ЦУМ Минск»: 9.00 — 21.00, воскресенье с 10.00 до 21.00.
В ОАО «ЦУМ Минск» в основном используют договор о коллективной материальной ответственности, что объясняется тем, что в данной торговой организации реализация товара происходит в отдельных секциях. Для
1 Андрусяк, Я.В. Организация и технология торговли: практикум.4.1/ Я.В. Андрусяк, С.И. Башаримова, Т.В. Усевич - Мн.: «Дизайн ПРО», 2000. – 256 с.
2 Башаримова, С.И. Организация и технология торговли: практикум / С.И. Башаримова, Я.В. Грицкова, М.В. Дасько; Под общей редакцией С.И. Башаримовой. - Минск – «РИПО», 2014. – 295 с.
3 Грибанова, И. В. Организация и технология торговли: учебное пособие для вузов / И. В. Грибанова, Н. В. Смирнова. – Минск – «РИПО», 2016. – 187 с.
4 Грибанова, И. В. Организация и технология торговли: учебное пособие / И. В. Грибанова, Н.В. Смирнова. - Минск – «РИПО», 2008. – 236 с.
5 Грибанова, И. В. Организация и технология торговли: учебное пособие / И. В. Грибанова, Н. В. Смирнова. – 4-е изд. – Минск. – «РИПО», 2011. – 287 с.
6 Дашков, Л.П., Памбухчиянц В.К. Мерчендайзинг: Учебник для студентов высших учебных заведений – 3-е изд. – Минск, 2011. – 152 с.
7 Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле): учеб. / Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. – Минск, 2015. – 298 с.
8 Дубровин, И. А. Организация производства на предприятии торговли: учебное пособие / И. А. Дубровин. – Москва: КноРус, 2009. – 302 с.
9 Егоров, В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. – СПБ: Питер: 2006. – 300 с.
10 Климченя, Л.С. Организация и технология торговли: практикум / Л.С. Климченя, О.А. Бобровская, В.В. Лагойко; Под общей редакцией Л.С. Климчени. – Минск: БГЭУ, 2008. – 96 с.
11 Лагойко, В.В. Сборник нормативных документов по организации торговли на территории Республики Беларусь. /Мн.: БГЭУ, 2002. – 56 с.
12 Организация и технология торговли: учеб./ С.Н. Виноградова [и др.]; под общей редакцией С.Н. Виноградовой.- 3-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2009. – 315 с.
13 Организация и технология торговли: учеб. / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Под общей редакцией С. Н. Виноградовой. – Мн.: Выш. шк, 2002. – 317 с.
14 Организация и технология торговли: учеб. / С.Н. Виноградова [и др.]; под общей редакцией С.Н. Виноградовой. - 2-е изд., перераб. - Минск: Выш. шк., 2005. – 317 с.
15 Организация торговли: учеб. / Памбухчиянц О.В. – Минск: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 296 с.
16 Памбухчиянц, Д.В. Технология розничной торговли. Учебник. М.: «Дашков и К», 2000. – 520с.
17 Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учебник / В. Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2009. – 324 с.
18 Платонов, В.Н. Организация торговли: учеб. пособие / В.Н. Платонов - Минск: БГЭУ, 2002. – 287 c.
19 Станкевич, Л. Г. Организация и технология торговли: сборник заданий / Л. Г. Станкевич. – Минск: Дизайн ПРО, 2000. – 294 с.