ВВЕДЕНИЕ
1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА, И НОМЕНКЛАТУРЫ ПРОДУКЦИИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Ассортимент, и номенклатура продукции и их роль место в системе производственных показателей и в повышении конкурентоспособности промышленной организации
1.2 Методика анализа ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ, ЕЁ НОМЕНКЛАТУРЫ И АССОРТИМЕНТА В СП ОАО «СПАРТАК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
2.2. Оценка номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции СП ОАО «Спартак»
2.3 Анализ влияния основных факторов на производственные показатели СП ОАО «Спартак»
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СП ОАО «СПАРТАК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рыночные преобразования поставили белорусских производителей перед проблемой адаптации к качественно новым макроэкономическим условиям. Предприятия столкнулись с новыми проблемами, которых не было и не могло быть в условиях плановой экономики:
- поиск новых клиентов;
- оптимизация менеджмента;
- высокий уровень конкуренции;
- учёт жёстких бюджетных ограничений;
- борьба за потребителей и др.
Для большинства предприятий сейчас уже совершенно очевидно, что даже качества предлагаемых товаров и услуг недостаточно для их успешной реализации. На передний план выходят также экономические и коммерческие показатели такие как: цена, наличие торговой марки, репутация фирмы, производящей тот или иной товар, реклама, сервис и др. Возникает острая необходимость производить товары в соответствии с требованиями рынка.
В нынешних рыночных условиях отечественные предприятия сталкиваются с низкими объёмами продаж, высокими складскими запасами готовой продукции, неконкурентоспособными ценами на продукцию, необходимостью повышения качества выпускаемой продукции, отсутствием информации о предпочтениях потребителей.
Решению данных проблем в широкой степени способствуют выпуск конкурентоспособной продукции, а также поддержание конкурентоспособности товаров на отечественном рынке, чему способствует в немаловажной степени и маркетинговая ориентация.
Номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции является одним из обобщённых объективных критериев оценки эффективности производства, соответствия его достижением социального и научно-технического прогресса. В системе маркетинга категория ассортимента рассматривается как одна из главных составных частей стратегии овладения рынком, повышения уровня обслуживания и обеспечения конкурентоспособности. Расширение ассортимента - основной источник увеличения потребительной ценности, а соответственно и роста прибыли.
С точки зрения маркетинга, номенклатура - это прежде всего показатель своевременного обновления продукции, выпуска её в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей. От купленного товара люди должны получать максимальное удовлетворение, притом не только в соответствии со своими ожиданиями, но и сверх того, ибо многие потребители просто не знают, какую дополнительную пользу можно получить, а она-то зачастую и определяет окончательное покупательское решение.
Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом потребителей с целью его более полного удовлетворения.
1 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА, И НОМЕНКЛАТУРЫ ПРОДУКЦИИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Ассортимент и номенклатура продукции, и их роль в системе производственных показателей и в повышении конкурентоспособности промышленной организации
В условиях экономического кризиса одной из центральных проблем бизнеса является дефицит оборотных средств. В торговых компаниях существенная часть оборотных средств находится на складе, поэтому задача эффективного управления товарным запасом и ассортиментом в целом в период кризиса становится жизненно важной. Особенно острой проблема оптимизации ассортимента и товарного запаса является для таких бизнесов, как комплексная поставка товаров на промышленный рынок, оптово-розничная торговля в мультибрендовых компаниях, широкопрофильная дистрибьюция [26, с. 376].
Ассортимент товаров – набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков [22, с. 85].
Товарный ассортимент – это группа товаров, тесно связанных между собой хотя бы по одному из признаков: ассоциированное применение (степень функционирования), общая потребительская группа, общий канал распределения, сходный диапазон цен.
Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых для продажи [19, с. 197].
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы – по местонахождению, на подгруппы – по широте и глубине охвата товаров, на виды – по степени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей [22, с. 87].
По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый. Помышлений ассортимент – ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием. Торговый ассортимент – ассортимент товаров представленный в торговой сети.
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент – ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.
Сложный ассортимент – ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ, ЕЁ НОМЕНКЛАТУРЫ И АССОРТИМЕНТА В СП ОАО «СПАРТАК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
Совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» является коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
Общество зарегистрировано Министерством внешних экономических Республики Беларусь 29 мая 1998 года в реестре общереспубликанской регистрации за № 1994.
Общество было создано в процессе приватизации государственного имущества на основании Приказа Госкомимущества Республики Беларусь от 06.12.1993 года № 197 и явилось правопреемником Государственного предприятия Гомельская кондитерская фабрика «Спартак», прошло общереспубликанскую регистрацию в Гомельском областном исполнительном комитете 22.10.1996 года.
Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Основным видом деятельности является производство и реализация кондитерских изделий, с целью извлечения прибыли.
В настоящее время «Спартак» представляет собой современное предприятие кондитерской отличительной особенностью которого является применение только натурального сырья для производства продукции.
Организационная структура управления СП ОАО «Спартак» представлена в приложении А.
Высшим органом управления организацией является общее собрание акционеров, на котором выбирается наблюдательный совет и ревизионная комиссия.
Исполнительным органом является дирекция во главе с директором, который решает самостоятельно все вопросы деятельности, за отнесенных Уставом общества и законодательством к компетенции наблюдательного и собрания акционеров. Дирекцию представляют заместители генерального директора, главный инженер, главный бухгалтер, председатель которые осуществляют функции организации и управления работой структурных подразделений по направлениям производственно-хозяйственной деятельности организации.
Директор издает приказы и дает указания. Решения директора обязательны для всех работников. Обязанности директора:
- осуществлять текущее руководство организации;
- в пределах своей компетенции без доверенности действовать от имени организации;
- нанимать и увольнять работников в соответствии с условиями договоров (контрактов) и законодательством;
- пределах своих полномочий, определённых в договоре (контракте) и в учредительном договоре и уставе, распоряжаться имуществом, в том числе средствами организации;
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СП ОАО «СПАРТАК»
Ассортимент и номенклатура выпускаемой продукции является одним из обобщённых объективных критериев оценки эффективности производства, соответствия его достижением социального и научно-технического прогресса. В системе маркетинга категория ассортимента рассматривается как одна из главных составных частей стратегии овладения рынком, повышения уровня обслуживания и обеспечения конкурентоспособности.
Сейчас СП ОАО «Спартак» использует для упаковки кондитерских изделий как традиционные, так и современные упаковочные материалы. Так, для упаковки вафель в настоящее время используются:
1) пергамент и этикетка;
2) пленка флоу-пак.
Пленка флоу-пак – это современная герметичная упаковка, не допускающая попадания воздуха, влаги и микроорганизмов извне. Упаковка флоу-пак обеспечивает:
- гигиеничность, надежность и прочность (при транспортировке);
- увеличение срока сохранности продукта;
- сохранение естественных свойств продукта при хранении;
- минимальное использование ручного труда;
- легкость нанесения печати;
- яркость и красочность дизайна;
- экономичность и привлекательный вид.
Что касается упаковки вафель в пергамент и этикетку, то этот процесс технологически является более сложным и трудоемким, чем упаковка в пленку флоу-пак. При этом пергаментная упаковка может пропускать жир (который входит в состав начинки), в результате чего на поверхности этикетки появляется маслянистые пятна до истечения срока годности изделия, то есть портится внешний вид продукт. К тому же, вследствие негерметичности упаковки, возникает вероятность попадания воздуха, влаги и микроорганизмов из вне, что негативно влияет на качество кондитерских изделий.
Упаковка вафель в пергамент и этикетку производится на четырех упаковочных автоматах К-467, которые были введены в действие в 1983 году. Нормативный срок службы оборудования в кондитерской промышленности, согласно Временному классификатору основных средств (утвержденному постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 21 ноября 2001 года № 186), составляет 8,5 лет. Как видим, оборудование физически изношено и давно уже самортизировало свою стоимость.
Также можно говорить и о моральном износе, так как основной конкурент СП ОАО «Спартак» по производству вафельной продукции – «Витьба» давно перешла к использованию современной герметичной упаковки. При этом продукция «Витьбы» пользуется спросом, на который немаловажное влияние оказывает именно упаковка товара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СП ОАО «Спартак» – из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного в Республике Беларусь, выпускающий около 350 наименований кондитерских включая изделия лечебно-профилактического действия.
Основными видами продукции, выпускаемой фабрикой, являются: карамель, конфеты, шоколад и шоколадные изделия, печенье, вафельные изделия, торты и пирожные. На фабрике сегодня существуют основных цеха: бисквитный, карамельный, вафельный, конфетно-шоколадный, где в широком ассортименте производят вышеуказанные виды продукции.
Общие производственные площади составляют 8,71 Га. Основные виды сырья, используемые в производстве: сахар, патока, мука, орехи, фруктово-ягодные пюре, жиры, молочные крахмал.
Основное производство имеет высокий уровень технического развития. Практически автоматизированы линии по производству шоколада, печенья, карамели, вафель. развития фабрики также предусматривает значительное изменение ассортимента продукции повышение её качества за счёт сети цеховых и лабораторий, оснащенных современным оборудованием, где осуществляется строгий входной сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Проведенный анализ экономических показал, что ежегодно увеличивает объемы производимой продукции. Так, темп роста объемов производимой продукции в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составил 16,6%, а в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 19,3%. За 2016 г. выручка от реализации продукции увеличилась на 15,3% или на 15369,6 тыс. руб. в 2016 г. по сравнению с 2015 г.
Отметим, что на протяжении анализируемого периода наблюдается прибыль от реализации продукции, так в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составил 0,9%, а в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 17,0%. За счет данного фактора кроме того все показатели рентабельности имею положительное значение, т.е. наблюдается прибыльность и даже незначительный рост в 2016 г. по сравнению с 2015 г.
Из проведенных расчетов видно, что материалоотдача снизилась на 0,03 руб. в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Увеличение показателя отдачи основных средств на 0,12 руб. в 2016 г. является положительной тенденцией в развитии предприятия, в связи с полной загруженностью производственных мощностей и рациональном их использовании по сравнению с 2015 г. Отметим, что на протяжении анализируемого периода наблюдается рост производительности труда, так в 2016 г. по сравнению с 2015 г. рост составил на 12,05 тыс. руб. или на 20,9%.
Среднегодовая стоимость основных средств возросла на 11,0% в 2016 г. Положительный момент стоит отметить снижение затрат на рубль произведенной продукции на 0,03 руб., а на 1 руб. реализованной продукции затраты остались без изменения. Стоит отметить, что наблюдается рост оборотных средств, так в 2015 г. по сравнению с 2014 г. рост составил на 15,2%, а по сравнению с 2016 г. на 16,7%.
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности организации: Учеб.-практ. Пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 272 с.
2. Акулич, И.Л. Маркетинг: учеб. пособие / И.Л. Акулич, И.З. Герчиков. – Минск: Интерпресссервис, 2003. – 390 с.
3. Алдер, Г. Маркетинг будущего: диалог сознаний. Общение с потребителями в ХХI веке / Г. Алдер. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 360 с.
4. Алексунин, В.А. Маркетинг: Учебник. – М.: Дашков и К°, 2014. – 204 с.
5. Барничев, А.Ф. Маркетинг: учебник / А.Ф. Барничев. – М.: Академия, 2005. – 430 с.
6. Басовский, Л.Е. Маркетинг: Курс лекций / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 219 с.
7. Берман, Б. Розничная торговля. Стратегический подход / Б. Берман, Дж. Эванс. – М.: Вильямс, 2008. – 1184 с.
8. Блондо, Э. Инновации в розничной торговле / Э. Блондо // Эффективная торговля. – 2011. – № 6.– С. 35-36.
9. Бронникова, Т.С. Маркетинг: учеб. пособие / Т.С. Бронникова. – М.: ПРИОР, 2002. – 128 с.
10. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков. – М.: Дело, 2005. – 188 с.
11. Грибов, В. Д. Экономика предприятия : учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – 3-е изд.: – М. : Финансы и статистика, 2005. – 336 с.
12. Елисеева, Т. П. Экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Т. П, Елисеева. – М. : Современная школа, 2007. – 944 с.
13. Зайцев Е.В., Яковлева М.Ю. Товароведение продовольственных товаров: метод. указ. / сост.: Е.В. Зайцев, М.Ю. Яковлева. – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010. - 36 с.
14. Зеньков, В.С. Маркетинг / В.С. Зеньков, Т.Г. Зорина. – М.: Экоперспектива, 2003. – 403 с.
15. Кнышева, Е.Н. Маркетинг: учеб. пособие / Е.Н. Кнышева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 410 с.
16. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: Ростинтэр, 2000. – 704 с.
17. Ноздрёва, Р.Б. Маркетинг: учеб. пособие. – М.:ТК Вилби, Издательство Проспект, 2005. – 232 с.
18. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрёва, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Юрист, 2000. – 568 с.
19. Кент, Т. Розничная торговля / Т. Кен, О. Омар. – М. : Юнити-Дана, 2007. – 719 с.
20. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов / А.В. Коротков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 367 с.
21. Котлер, Ф. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ф. Котлер, Д. Вильямс. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 656 с.
22. Мак-Дональд, М. Стратегическое планирование маркетинга / М. Мак-Дональд. – СПб.: Питер, 2000. – 450 с.
23. Мотышина, М.С. Методы и модели маркетинговых исследований / М.С. Мотышина. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2015. – 278 с.
24. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / под ред. проф. В.А. Алексунин. – М.: Маркетинг, 2008. – 516 с.
25. Неверова А.Н., Чалых Т.И. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ИРПО; Академия, 2010. – 464 с.
26. Новикова А.М., Голубкина Т.С., Никифорова Н.С., Прокофьева С.А. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ИРПО; Академия, 2010. – 480 с.
27. Официальный сайт СП ОАО «Спартак» / [Электронный ресурс] – Гомель, 2018. – Режим доступа: http:// https://spartak.by/. – Дата доступа: 15.03.2018.
28. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Маркетинг, 2009. – 320 с.
29. Памбухчиянц, О. В. Технология розничной торговли / О. В. Памбухчиянц. –7-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и Ко, 2009. – 422 с.
30. Парфентьева Т.Р., Миронова Н.Б., Петухова А.А., Филиппова Н.М. Оборудование торговых предприятий: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ИРПО; Академия, 2011. – 128 с.
31. Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. – Минск: БГЭУ, 2009. – 317 с.
32. Савицкая, Г. В. Экономический анализ : учеб. / Г. В. Савицкая. – 11-е изд., испр. и доп. – Минск : Новое знание, 2005. – 651 с.
33. Самойлова, Л.Б. Экономика фирмы: учеб. пособие. / Л.Б. Самойлова – М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 216 с.
34. Семенов, В. М. Экономика предприятия : учебник для вузов / В. М. Семенов. – 5-е издание. – СПБ. : Питер, 2010 – 416 с.
35. Сергеев, И. В. Экономика предприятия / И. В. Сергеев. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 304 с.
36. Синкин, А.Ю. Оптимизация ассортимента и метод номенклатурной матрицы / А. Ю. Синкин // Менеджмент: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 33-37.
37. Слепов, В.А. Финансовая политика компании / В.А. Слепов // Финансы. – 2003. – № 9. – С. 45-49.
38. Смагин, В. Н. Экономика предприятия : учебное пособие / В. Н. Смагин. – М. : КноРус, 2006. – 160 с.
39. Тарасевич, В.М. Введение в маркетинг: пер. с англ.: учеб. пособие / В.М. Тарасевич. – 5-е изд. – М.: Вильямс, 2007. – 640 с.
40. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учебник / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд. – Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 412 с.
41. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. – Пер. с англ. – М.: «Вильямс», 2006. – 928 с.
42. Фатыхов Д.Ф., Белехов А.И. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах в малом бизнесе и быту: Учеб, пособие для нач. проф. образования. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИРПО; Академия, 2009,- 224 с.
43. Федько, В.П. Основы маркетинга: экзаменационные ответы / В.П. Федько. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 384 с.
44. Ферни, Дж. Принципы розничной торговли / Дж. Ферни, С. Ферни. – М. : Олимп-Бизнес, 2008. – 416 с.
45. Ходеев, Ф.П. Маркетинг для студентов средних специальных учебных заведений / Ф.П. Ходеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 224 с.
46. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие / В.Е Хруцкий. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.: ил.
47. Чернов, В.А. Финансовая политика организации: учеб. пособие / В.А. Чернов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 182 с.