Введение
1 Теоретические аспекты и характеристика стимулирования сбыта на промышленном предприятии
1.1 Понятие и сущность стимулирования сбыта
1.2 Формы реализации и оценка эффективности осуществления стимулирования сбыта на промышленном предприятии
2 Анализ микро– и макросреды ПУП «Ратон–МедТех»
2.1 Характеристика состояния, специфика и тенденции развития отраслевого рынка промышленного предприятия
2.2 Оценка хозяйственной деятельности и характеристика экономических показателей ПУП «Ратон–МедТех»
2.3 Анализ осуществления стимулирования сбыта на ПУП «Ратон–МедТех»
2.4 SWOT– анализ деятельности промышленного предприятия, выводы по итогам второй главы
3 Направления совершенствования организации стимулирования сбыта на промышленном предприятии
3.1 Совершенствование системы стимулирования оптовых промышленных покупателей
3.2 Оптимизация системы стимулирования сотрудников коммерческой службы предприятия
3.3 Разработка принципов стимулирования конечных потребителей производимой продукции
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Успешная коммерческая деятельность предприятия – залог его долгого существования и процветания. Чтобы это стало реальностью необходимо отлично знать возможности своей организации, четко представлять свой рынок, кто там действует, как он функционирует, каковы его запросы.
Экономическое будущее Республики Беларусь также связано, прежде всего, с успешным развитием и функционированием субъектов хозяйствования различных форм собственности. Показатели эффективности этого функционирования во многом будет определяться деятельностью предприятий на рынке, как на внутреннем, так и на внешнем. Выбор стратегии, правильный подход в управлении предприятием и организацией сбыта, а также анализ и исследование рынка станут определяющими в производстве и основами для получения предприятием максимальной прибыли.
Коммерческая деятельность предполагает выполнение таких операций, как обоснование потребности в товаре, выбор поставщиков, установление хозяйственных связей с ними, контроль исполнения договорных обязательств, управление товарными ресурсами, процесс продажи и стимулирование сбыта. При этом следует обеспечить максимальную прибыльность любой торговой операции для каждого из партнеров, участвующих в доведении товаров от производителя до конечного потребителя. Главная цель получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре обслуживания – требует гибко реагировать на изменения, происходящие на рынке.
Производитель, выходящий на рынок и начинающий выпуск товаров должен четко сформулировать свои цели, принципы и методы организации своей деятельности. Он должен знать:
- что следует производить и продавать на рынке;
- сколько следует производить товаров и выводить их на рынок;
- кто должен получить произведенный товар;
- где следует продавать товар;
- когда в какое время товар должен продаваться.
Стимулированием сбыта выступает важнейший атрибут теории и практики управления продажами и их значимость во многом определяется развитием конкуренции на потребительском рынке. Возросшая конкуренция вынуждает предпринимателей идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции и постоянно расширять арсенал технологий и методов управления стимулированием сбыта. Поэтому все большее число предприятий прибегает к расширению управленческих
1 Теоретические аспекты и характеристика стимулирования сбыта на промышленном предприятии
1.1 Понятие и сущность стимулирования сбыта
В условиях рыночных отношений коммерческий успех предприятия зависит не только от производственных возможностей, но в большей степени от успешного сбыта производимой продукции. Под сбытом продукции понимают комплекс организационно–экономических и производственно–коммерческих мероприятий, связанных с реализацией готовых изделий. Номенклатура и ассортимент продукции, ее качество и количество должны не только удовлетворять спрос потребителя, но и обеспечивать поступление денежных средств, необходимых для поддержания устойчивого финансово–экономического положения и развития предприятия.
Под личной продажей понимается сбытовая деятельность, осуществляемая агентом фирмы в процессе личного общения с перспективным покупателем. Ее цель – помощь клиенту в приобретении наиболее подходящего товара с максимальной рентабельностью для фирмы. При этом происходит передача прав собственности на товар и услуги покупателю [1, с. 358].
В современных условиях ужесточения конкуренции отправной точкой систем организация сбыта является их нацеленность на обеспечение завоевания и сохранения организацией предпочтительной доли рынка и достижения превосходства над конкурентами. В настоящее время сбыт должен рассматриваться под принципиально иным углом зрения – через призму рыночного спроса и предложения. Для выживания в рыночных условиях у отечественных товаропроизводителей должно превалировать стремление производить то, что продается, а не продавать то, что они производят.
Исследования основных форм и методов сбыта, направлено на выявление перспективных средств продвижения товаров от производителя до конечного потребителя и организацию их розничной продажи на основе всестороннего анализа и оценка эффективности используемых или намечаемых к использованию каналов и способов распределения и сбыта, включая те из них, которыми пользуются конкуренты. Критериями эффективности и выбора являются: скорость товародвижения, уровень издержек обращения и объемы реализации продукции. Хотя сбыт и является завершающей стадией хозяйственной деятельности товаропроизводителя, процедуры планирования сбыта в рыночных условиях предшествуют производственной стадии. Они заключаются в изучении рыночной конъюнктуры и возможностей организации производить пользующуюся спросом продукцию и в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться планы снабжения и
2 Анализ микро– и макросреды ПУП «Ратон–МедТех»
2.1 Характеристика состояния, специфика и тенденции развития отраслевого рынка промышленного предприятия
Основные отрасли промышленности Беларуси – металлургическая, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, пищевая, легкая, деревообрабатывающая и другие.
В белорусской экономике применяется плановый подход. Государственные органы регулярно разрабатывают прогнозы социально–экономического развития, исходя из комплексного анализа сложившейся социально–экономической, демографической и экологической ситуации, научно–технического и производственного потенциалов Беларуси, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах.
Важнейший документ, который определит развитие промышленности на ближайшую перспективу – это Программа развития промышленного комплекса до 2020 года, принятая в 2012 году. В Программе делается ставка на развитие инновационного сектора экономики, который обеспечит высокопроизводительные рабочие места. Предполагается, что уже к 2015 году удельный вес инновационной продукции увеличится до 20–21%, и этот уровень необходимо сохранить в последующие 5 лет [9, с. 50].
Согласно Программе, отставание от среднеевропейского уровня производительности труда по добавленной стоимости должно быть сокращено в 2 раза. Ориентир для производительности труда – не менее 50% от уровня государств Евросоюза. Кроме того, белорусская промышленность будет производить все больше продукции в соответствии с мировыми стандартами, что усилит экспортный потенциал страны, говорится в документе.
Валовая добавленная стоимость в промышленности к 2020 году должна вырасти в 2,2 – 2,3 раза. Поставлена задача снизить материалоемкость производимой продукции на 10–11%, импортоемкость – на 1,5% ежегодно. Предполагается, что рентабельность продаж составит не менее 15–16%. Долю добавленной стоимости в объеме производства продукции (работ, услуг) в 2020 году предполагается довести до 35–37%.
Важнейшие экономические показатели развития промышленности представлены в Приложении А.
Анализируя данные, представленные в Приложении А, можно сказать, что в период с 2005–2014 гг., число организаций увеличилось, а именно на 2014 г. составляет 13696 единиц, что на 161,4% больше по сравнению с 2005 г. Объем промышленного производства на 2014 г. составляет 673 850 млрд. руб.,
3 Направления совершенствования организации стимулирования сбыта на промышленном предприятии
3.1 Совершенствование системы стимулирования оптовых промышленных покупателей
Основная идея: ПУП «Ратон–МедТех» объявляет систему скидок. При покупке товаров медицинского назначения от 1 млрл. руб. и более в год, оптовый покупатель получает скидку 3% от объема продаж. Оптовым покупателем может быть не один покупатель, а несколько, в случае их объединения (с целью получения скидки от производителя).
Рынок Республики Беларусь является одним из основных в сбытовой деятельности предприятия «Ратон–МедТех».
Современный рынок сбыта медицинского оборудования представляет собой систему, имеющую целый ряд проблем и нерешенных вопросов, прежде всего финансовых. Основные проблемы в этой сфере – устаревшее медицинское оборудование, которое должно быть заменено в ближайшие годы; несовершенство предлагаемого промышленностью оборудования; отставание от импортных аналогов, особенно в сфере сложного и уникального оборудования.
Рынок медицинского оборудования имеет достаточно большой потенциал роста и динамично развивается в связи с увеличением объёмов его финансирования, прежде всего со стороны государства.
Анализ маркетинговых исследований и опыт участия в конкурсных торгах, позволяют сделать вывод, что рынок медицинского оборудования достаточно насыщен.
В Беларуси насчитывается достаточное количество отечественных производителей аналогичного оборудования: ЗАО «Струм» г. Молодечно, «Артинокс» г. Минск, «Белмедпоставка» г. Минск, «Мединдустрия Сервис» г. Минск, «Сервисный центр» УП «Белмедтехника» г. Минск, «Завод «Белбыта» г. Минск и некоторые другие. С аналогичной продукцией активно выходят на рынок российские предприятия, такие как «Измет» и другие.
На рынке РБ также присутствует оборудование европейских и китайских производителей.
Ассортимент выпускаемой многими предприятиями продукции аналогичен. Оборудование различных производителей идентично и по своей конструкции, по техническим параметрам и функциональным возможностям.
В связи с этим, на первый план в конкурентной борьбе выходит вопрос стоимости и качества оборудования.
Заключение
Стимулирование сбыта – это многообразные средства кратковременного воздействия – купоны, премии, конкурсы, зачёты за покупку – которые призваны стимулировать потребительские рынки, сферу торговли и собственный торговый персонал фирмы. Стимулирование сбыта может быть коротким или длительным. Некоторые формы стимулирования носят сезонный характер, и для них выбор момента имеет решающее значение.
Задачи стимулирования сбыта вытекают из задач маркетинга товара. Конкретные задачи стимулирования будут различными в зависимости от типа целевого рынка. Среди задач стимулирования потребителей – поощрение более интенсивного использования товара, покупки его в более крупной расфасовке, побуждение лиц, не пользующихся товаром, опробовать его, привлечение к нему тех, кто покупает марки конкурентов. Применительно к розничным торговцам это – поощрение их на включение нового товара в свой ассортимент, поддержание более высокого уровня запасов товара и связанных с ним изделий, формирование у розничных торговцев приверженности к марке и проникновение со своим товаром в новые розничные торговые точки. Что же касается собственных продавцов, то – это поощрение их поддержки нового товара или новой модели, поощрение к проведению ими большего числа посещений клиентов и поощрения к усилиям по поднятию уровня внесезонных продаж.
Прежде чем разрабатывать цели, стратегии и конкретные мероприятия в области стимулирования сбыта, необходимо установить цели по объему продаж при краткосрочном стимулировании сбыта на тот временной период, когда будут проводиться мероприятия.
Предметом деятельности ПУП «Ратон–МедТех» являются работы по проектированию и производству медицинской техники и изделий медицинского назначения, обеспечение учреждений здравоохранения РБ данной продукцией и поставки на экспорт. Объем товарной продукции в действующих ценах за рассматриваемый период увеличился, а именно на 2014 г. составил 8551 млн. руб., что на 3732 млн. руб. или 177,4% больше по сравнению с прошлым 2012 г., это связано с увеличением спроса на выпускаемую продукцию предприятием. Выручка от реализации продукции на протяжении трех лет увеличивается, на 2014 г. составила 8879 млн. руб., что на 171,6% больше по сравнению с 2012 г., увеличение связано с заключением новых договоров, а также увеличением потребности медицинской технике на рынке. Себестоимость реализованной продукции в течении трех лет увеличивается в связи с увеличением производства промышленной продукции. Прибыль (убыток) от реализации на 2014 г. составляет 855 млн. руб., что
1. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич – 7–е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. шк., 2010 – 525 с.
2. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич – 6–е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. шк., 2009 – 511 с.
3. Акулич, В.В. Основные вопросы сбытовой деятельности / В.В. Акулич // Экономика. Финансы. Управление – 2013. – №9. – с. 107
4. Акулич, В.В. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации В.В. Акулич // Планово–экономический отдел – 2011. – №11 – с. 32–41
5. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов. 3–е изд. / Г. Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х.А. – СПб.: Питер, 2009 – 736с.
6. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков. – М.: Фин–Пресс, 2007. – 688 с.
7. Евсеев, В.И. Некоторые аспекты деятельности промышленных предприятий в кризисный период: проблемы и возможности / В.И. Евсеев // Индустрия, 2009. – №2, с.43–45
8. Зайцев, Н.К. Экономика промышленного предприятия / под ред. Н.К. Зайцев – М.: ИНФРА – М., 2001– 167 с.
9. Илясов, Г.А. Оценка финансового состояния предприятия / Г.А. Илясов // Экономист. – 2012. – №6.– с. 49–54
10. Кейлер, В.А. Экономика предприятия / В.А. Кейлер – Москва–Новосибирск, 2004 – 318 с.
11. Коломиец, И.И. Экономика производственных предприятий – Мн., 2001– 123 с.
12. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. / Ф. Котлер; Пер.с англ. В. А. Гольдича и А. И. Оганесовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 272 с.
13. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. – Пер. с англ. – 2–е европ. изд. – М.; СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 944с.
14. Кретов, И.И. Маркетинг на предприятии: учеб. пособие / И.И. Кретов. – М.: ИНФРА–М, 2004. – 167 с.
15. Лобан, Л.А. Экономика предприятия / под ред. Л.А. Лобан, В.Т. Пыко Мн.: Мисанта, 2003 – 214 с.
16. Организация сельскохозяйственного производства. / Под ред. Ф.К. Шакирова – М.: Колос, 2000 – 117 с.
17. Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере РБ, аналитическое обозрение, Мн., 2014 – 103 с.
18. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия / Н. Яцюк, Халевинсая Е.; под общ. ред. Н. Яцюка, Халевинской Е. // Аудит и финансовый анализ. – 2002. – №1. – с.80 – 95
19. Раицкий, К.А. Экономика предприятия – М.: ИВЦ Маркетинг, 2000 – 243 с.
20. Суша, Г.З. Экономика предприятия / под ред. Г.З. Суша – Мн.: Новое издание, 2003 – 190 с.
21. Экономика организации: учеб. пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй – Мн: Выш. шк., 2012 – 399 с.