ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ЗАКУПОК, ТРАНСПОРТИРОВКИ, СКЛАДИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»
2.1 Проектирование цепи поставок в сфере закупок материальных ресурсов
2.2 Проектирование цепи поставок в сфере транспортировки материальных ресурсов
2.3 Проектирование цепи поставок в сфере складирования материальных ресурсов
2.4 Проектирование цепи поставок в сфере распределения готовой продукции
2.5 Проектирование цепи поставок в сфере складирования готовой продукции
2.6 Проектирование цепи поставок в сфере транспортировки готовой продукции
ГЛАВА 3 СОВОКУПНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ В ЦЕПИ ПОСТАВОК ДЛЯ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная организация и управление цепью поставок оказывает определяющее влияние на темпы и пропорции экономического развития национальной экономики. Реализуя функции распределения и обмена, сформированные цепи поставок определяют динамику товарно-материальных, информационных, финансовых и других потоков в процессе воспроизводства.
При управлении цепью поставок возникает задача объединения рынка, сбытовой сети, производственного процесса и закупочной деятельности таким образом, чтобы обеспечить обслуживание клиентов на более высоком уровне и с меньшими издержками.
Важным условием эффективного функционирования цепей поставок является снижение логистических издержек товародвижения. Определяющую роль в калькуляции издержек на конкретные виды деятельности, осуществляемые в цепи поставок оказывает идентификация затратоемких элементов логистической цепи и их количественная оценка [3, c. 8].
Целью представленной работы является определение совокупных логистических издержек в рассматриваемой логистической цепи поставок ОАО «Гомельский жировой комбинат» при производстве маргарина.
Решаемые задачи:
- дать краткую организационно-экономическую характеристику организации;
- определить издержки в сфере закупок;
- определить логистические издержки в сфере транспортировки;
- определить логистические издержки в сфере складирования;
- определить логистические издержки в сфере распределения;
- рассчитать совокупные логистические издержки в цепи поставок.
Объект исследования – ОАО «Гомельский жировой комбинат».
Предмет исследования – логистическая цепь поставок при производстве маргарина на ОАО «Гомельский жировой комбинат».
ГЛАВА 1 КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»
Открытое акционерное общество «Гомельский жировой комбинат» осуществляет производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь на основании зарегистрированного Гомельским областным исполнительным комитетом Устава организации за № 400078303, распоряжением № 275р от 26 сентября 2008 г.
Годом образования комбината можно считать 1930 г., когда было начато строительство Гомельского маргаринового завода. Завод был введен в эксплуатацию 1 июля 1932 г. В 1935 г. начал работу мыловаренный завод мощностью 30 тыс. тонн мыла в год, в апреле 1936 г. вошел в строй гидрогенизационный завод производительностью 18 тыс. тонн саломаса в год. Вышестоящей организацией для ОАО «Гомельский жировой комбинат» является Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром». Форма собственности – государственная.
ОАО «Гомельский жировой комбинат» является крупнейшей организацией по производству масложировой продукции. Основными направлениями деятельности ОАО «Гомельский жировой комбинат» являются:
- производство маргариновой продукции (проектная мощность – 15,0 тыс. тонн/год).
- производство майонеза (проектная мощность – 10,0 тыс. тонн/год).
- производство фасованного растительного масла (проектная мощность – 10,2 тыс. тонн/год).
- производство мыла хозяйственного (проектная мощность – 12,8 тыс. тонн/год).
- производство мыла туалетного (проектная мощность – 7,0 тыс. тонн/год).
- производство саломаса (проектная мощность – 15,3 тыс. тонн/год).
Целью организации является повышение конкурентоспособности продукции за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции, улучшения ее потребительских качеств, установление конкурентоспособных цен путем их снижения за счет применения энергосберегающих технологий и увеличения объема выпуска продукции.
Стратегия развития организации предусматривает последовательное проведение работ по реконструкции и техническому перевооружению организации, направленное на внедрение современных технологий производства продукции.
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ЗАКУПОК, ТРАНСПОРТИРОВКИ, СКЛАДИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»
2.1 Проектирование цепи поставок в сфере закупок материальных ресурсов
Построим цепь поставок в сфере закупок материальных ресурсов для ОАО «Гомельский жировой комбинат» для производства такой продукции, как маргарин.
Основными видами сырья для производства маргарина являются:
- пальмовое масло;
- сахар;
- молочный жир.
Произведем для каждого вида основного сырья оценку потенциальных поставщиков и выберем наиболее подходящего из них.
Оценка поставщиков будет производиться по следующим критериям:
- цена, у.е.;
- качество (% годной (небракованной) продукции), %;
- удаленность, км;
- условия платежа (100% предоплата, частичная предоплата, оплата при получении, отсрочка платежа);
- срок поставки, дней;
- сбой поставки, %;
- ассортимент (полностью или частично удовлетворяет требуемый номенклатурный ряд);
- предоставление скидки;
- транспортные расходы, у.е.
Для оценки поставщиков по выбранному набору критериев необходимо оценить важность данных критериев. Найдем удельный вес каждого критерия, для чего составляется таблица, в которую будут внесены коэффициенты относительной важности одного критерия по сравнению с другим. Этот коэффициент определяется по шкале: 1 – равная важность критериев; 2 – умеренное превосходство одного над другим; 3 – существенное превосходство; 4 – значительное превосходство; 5 – очень сильное превосходство.
ГЛАВА 3 СОВОКУПНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ В ЦЕПИ ПОСТАВОК ДЛЯ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»
Расчет совокупных логистических издержек в рассмотренной логистической цепи поставок произведем с использованием формулы (6):
Собщ = Странсп + Ссыр + Сскл + Срасп, (6)
где
Странсп – стоимость транспортировки сырья;
Ссыр – сумма таможенных платежей и сборов;
Сскл – стоимость складирования сырья;
Срасп – стоимость распределения готовой продукции [10, c. 112].
Обобщим полученные данные о величине логистических затрат в цепи поставок материальных ресурсов (МР). С учетом проведенных расчетов, совокупные логистические издержки в цепи поставок МР ОАО «Гомельский жировой комбинат» составят:
2,61 + 46,67 + 0,89 = 50,17 тыс. руб.,
где
2,61 – расходы на транспортировку ресурсов, тыс. руб.;
46,67 – расходы на закупку ресурсов, тыс. руб.;
0,89 – расходы на складирование запасов ресурсов, тыс. руб.
Совокупные логистические издержки ОАО «Гомельский жировой комбинат» в цепи поставок материальных ресурсов для производства 10 тонн маргарина составят, таким образом, 50,17 тыс. руб.
Совокупные логистические издержки ОАО «Гомельский жировой комбинат» на распределение продукции составят:
3,67 + 2,28 + 4,97 + 5,29 + 6,36 = 22,58 тыс. руб.
Совокупные издержки на формирование цепи поставок по закупке материальных ресурсов и распределении готовой продукции составят:
50,17 + 22,58 = 72,75 тыс. руб. в год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Открытое акционерное общество «Гомельский жировой комбинат» осуществляет производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь на основании зарегистрированного Гомельским областным исполнительным комитетом Устава организации за № 400078303, распоряжением № 275р от 26 сентября 2008 г.
Целью организации является повышение конкурентоспособности продукции за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции, улучшения ее потребительских качеств, установление конкурентоспособных цен путем их снижения за счет применения энергосберегающих технологий и увеличения объема выпуска продукции.
Валовая выручка увеличилась на протяжении 2017–2019 гг. и в 2019 г. и составила 22714 тыс р. Увеличение валовой выручки в 2017–2019 гг. положительно для деятельности организации, так как влияет на другие важные показатели.
Выручка от реализации увеличилась в 2019 г. к 2017 г. на 27,73%, по сравнению с 2018 г. увеличилась на 7,96%.
Прибыль является итоговым показателем деятельности организаций. Это также важнейший экономический показатель. В 2019 г. отмечен прирост прибыли от реализации на 56,93% по отношению к 2017 году.
Уровень запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства в 2019 году составил 1,03%, что меньше на 2,92% по сравнению с 2017 годом.
В работе были определены поставщики сырья для производства маргарина :пальмового масла. сахара и молочного жира. Пальмовое масло решено закупать у поставщика из Эстонии – компании «Nord Cocoa», сахар у ОАО «Слуцкий сахарный завод», молочный жир в ОАО «Рогачевский МКК».
По итогам сравнения видов транспорта для перевозки материальных ресурсов был выбран автомобильный транспорт. Т.к. в организации имеется собственный автопарк, перевозчики не привлекаются. Также определено, что складских мощностей организации достаточно для хранения материальны ресурсов.
При построении цепи поставок распределения готовой продукции были определены возможные рынки сбыта готовой продукции, в результате выбора решено реализовывать продукцию в Латвию, Литву, Эстонию, Румынию и Австрию. Для перевозки готовой продукции принято решение воспользоваться услугами специализированной компании – перевозчика ОДО «Глубус».
1. Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.
2. Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / Ирэна Дехтяренко, Алексей Поташов // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 36-38.
3. Дыбская, В. В. Передовые практики в логистике и управлении цепями поставок в контексте мировых исследований / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2015. – № 6. – С. 7-20.
4. Егоров, Ю.Н. Логистика. Учеб. пособие / Ю.Н. Егоров, О.А. Александров – М.: МПА-ПРЕСС, 2013. – 191 с.
5. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза. URL : http://www.eurasiancommission.org.
6. Иванов, Е.А. Управление организацией на основе применения логистических подходов / Е.А. Иванов // Новая экономика – 2014. – №1 – С. 194 – 197.
7. Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность / Даниил Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
8. Логистика управления запасами с помощью Excel. – М.: Харвест, 2007. – 64 с.
9. Майкл, Р. Управление снабжением и запасами. Логистика. – М.: Виктория плюс, 2006. – 768 с.
10. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
11. Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского – СПб.: Питер, 2003. – 176 с.
12. Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
13. Толмачев, О.В. Логистика товародвижения. Учеб. пособие / О.В. Толмачев – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 361 с.
14. Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб.-методич. пособие. – Минск: ИБМТ БГУ, 2014. – 103 с.
15. Экономика предприятия: учебник для экономических вузов / Под ред. А. И. Руденко. – 2-е изд., пераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2010. – 475 с.
16. Эффективность логистического управления: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Л.Б. Миротина. – Москва: Издательство «Экзамен», 2004. – 314 с.