ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а – производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что заинтересованность организаций в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.
Особое значение приобретает управление конкурентоспособностью организации. Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельная организация, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность – понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления.
Конечная цель любой организации – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий деятельности организации. Достигается она или нет – зависит от конкурентоспособности товаров и услуг организации, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других организаций.
Объектом исследования является деятельность ОАО «Могилевская фабрика мороженого».
Предмет исследования – информационное обеспечение коммерческой деятельности организации.
Целью написания курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы информационного обеспечения коммерческой деятельности на ОАО «Могилевская фабрика мороженого».
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены предпосылки возникновения и ретроспектива конкуренции;
дано описание технологии формирования информационного обеспечения процесса принятия решений;
проведен анализ деятельности ОАО «Могилевская фабрика мороженого»;
дана оценка действующей в организации системы информационного обеспечения коммерческой деятельности;
разработаны рекомендации по совершенствованию действующей в организации системы информационного обеспечения коммерческой деятельности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Предпосылки возникновения и ретроспектива конкуренции
Исходной предпосылкой возникновения конкуренции является наличие ограниченного ресурса, к которому в одно и то же время устремлены желания нескольких претендующих, способных при определенных усилиях с их стороны этот ресурс получить. Если ресурс не ограничен или не привлекателен, проблема конкуренции не возникает. Если на ресурс претендует только один претендент, поле для состязательности отсутствует. Наконец, если ресурс, в принципе, не достижим для нескольких состязающихся, то о конкуренции говорить также не приходится.
Таким образом, конкуренция – это действия двух и более претендентов, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса, доступного при определенных усилиях с их стороны [1, c. 6].
В экономической теории конкурентоспособность начала свое развитие еще во времена классиков, но с того времени ее значение и содержание значительно изменилось. На рисунке 1.1 представлены основные этапы исторического развития понятия конкурентоспособности и перечислены основные источники конкурентных преимуществ, которые отмечались отдельными авторами.
В 1776 г. Адам Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» писал о начальных факторах, определяющих абсолютные преимущества государств – по его мнению, это капитал, труд и земля. Эти факторы были справедливы и для описания преимуществ отдельно взятых организаций.
Позже идеи Смита были развиты Давидом Рикардо, который ввел понятие сравнительных преимуществ. Согласно этой концепции, экономические субъекты, будь то отдельные товаропроизводители или целые страны, оказываются наиболее эффективными, когда они специализируются на производстве тех товаров и услуг, в изготовлении которых они имеют необходимый опыт и более низкие издержки.
2 АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «МОГИЛЕВСКАЯ ФАБРИКА МОРОЖЕНОГО»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Могилевская фабрика мороженого, как самостоятельная структура, имеющая статус юридического лица, работает с 1991 года, имея государственную форму собственности.
С 1957 года по 1980 год на этих площадях размещался городской молочный завод, а на протяжении следующих 10-ти лет существовал как цех по производству мороженого Могилевского молочного комбината.
Приказом № 110 от 30 июня 1995 года Могилевского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации, фабрика мороженого преобразована в Открытое Акционерное общество «Могилевская фабрика мороженого».
Решением Могилевского облисполкома в Едином государственном регистре юридических лиц и предпринимателей ОАО «Могилевская фабрика мороженого» зарегистрировано за № 700014931 (Свидетельство АБ001868).
После реорганизации в 2005 году ОАО «Могилевская фабрика мороженого» путем присоединения к нему ОАО ПМК «Мясомолпром» и дополнительного выпуска 76 565 штук простых именных акций зарегистрированных в Государственном реестре по ценным бумагам (регистрационный № 70-401-01-8651) 18 июля 2005 года , общее количество акций организации составило 155 503 штуки, а уставной фонд 466 509 тысяч рублей.
Основная деятельность предприятия – производство пищевых продуктов – мороженого, майонезов и соусов, сырков глазированных и полуфабрикатов тестовых замороженных.
За период существования предприятия объемы производства мороженого колебались . Так при общем спаде всего производства в стране с 1991 года по 1994 год наблюдалось снижение объемов .С 1995 по 1999 год при благоприятной конъюнктуре цен и в следствии этого значительных ( до 30%) объемах отгрузок в Россию происходило постепенное наращивание объемов производства.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОАО «МОГИЛЕВСКАЯ ФАБРИКА МОРОЖЕНОГО»
Как было выявлено в результате проведенного анализа, действующая на ОАО «Могилевская фабрика мороженого» система информационного обеспечения коммерческой деятельности является экономически неэффективной, что в том числе приводит к росту текущих затрат на осуществление деятельности организации и снижению ее прибыли. Поэтому для ОАО «Могилевская фабрика мороженого» в первую очередь необходимо усовершенствовать систему внутреннего контроля за информацией о финансовых ресурсах, что позволит повысить эффективность ее обработки и качество принимаемых управленческих решений.
В целях совершенствования системы внутреннего контроля и получения достоверной и своевременной информации о финансовом состоянии организации необходимо внедрение системы финансового мониторинга.
Создание системы регулярного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации преследует следующие цели:
оперативное получение комплексного представления о текущем финансовом состоянии организации и тенденциях его изменения;
обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности организации путем эффективного управления активами;
подготовка рекомендаций по совершенствованию структуры активов, источников формирования капитала, привлечению заемных средств, улучшению платежной дисциплины, развитию деловой активности, увеличению прибыльности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование информационной технологии относится к наиболее противоречивым внутрифирменным проблемам. Руководство предприятий часто отказывается их решать, так как не чувствует себя достаточно компетентным. Решения обычно возлагаются на руководителей информационных служб или специализированные внешние организации.
Хозяйственные риски, связанные с информационными технологиями, постоянно растут, и неясно, до каких пор руководство предприятий будет недооценивать этот важный стратегический ресурс. Правда, в последнее время высший менеджмент стал внимательнее относиться к информационным технологиям. Именно от него должны исходить решающие инициативы по изменению ситуации в данной сфере.
Коммерческая информация выступает своего рода информационным полем, в котором функционирует организация и которое необходимо принимать во внимание при осуществлении коммерческой деятельности. Включая в себя как информацию о состоянии внутренней среды, так и о внешнем окружении, коммерческая информация создает предпосылки для выработки объективных, обоснованных управленческих решений и определения тактических и стратегических направлений развития организации.
Важнейшим элементом коммерческой деятельности является комплексное исследование рынка товаров и услуг, включающее:
изучение покупателей и мотивов покупок.
изучение требований рынка к товару
тщательное изучение его конъюнктуры;
исследование конкурентной среды и конкурентов;
изучение потенциальных возможностей торговой организации и ее конкурентоспособности.
В конечном счете организация должна сформировать систему информационного обеспечения. Под информационным обеспечением понимается информационный ресурс, обеспечивающий реализацию производственной и коммерческой деятельности фирмы, методы и способы его организации и использования, а также профессиональные знания специалистов, обеспечивающие процесс принятия решений. Только четко выстроенная система информационного обеспечения позволяет организации в полной мере получать и использовать коммерческую информацию и повышать эффективность своей коммерческой деятельности.
Объектом исследования в работе выступало ОАО «Могилевская фабрика мороженого».
Проведенный анализ финансово-экономических показателей развития ОАО «Могилевская фабрика мороженого» за 2015-2016 гг. позволяет сделать следующие выводы:
в организации отмечались снижение объемов реализации продукции и рентабельности деятельности при одновременном росте затрат, в том числе – расходов на реализацию, и снижении эффективности использования трудовых ресурсов, вызванном чрезмерным ростом расходов на содержание персонала и снижением производительности труда;
рост стоимости имущества организации происходил за счет наращивания стоимости основных средств в результате начатой модернизации производства, на реализацию которой были привлечены долгосрочные заемные средства;
негативной динамикой характеризовались прирост дебиторской задолженности и стоимости запасов готовой продукции, что свидетельствовало об увеличении проблем со сбытом продукции и снижением ее конкурентоспособности;
текущие ликвидность и платежеспособность организации в анализируемом периоде в целом возрастали, в том числе увеличилась и обеспеченность организации собственными оборотным капиталом, однако чрезмерное привлечение долгосрочных заемных средств снизило финансовую устойчивость и ухудшило платежеспособность организации в долгосрочной перспективе.
Анализ информационного обеспечения коммерческой деятельности на ОАО «Могилевская фабрика мороженого» показал, что организация имеет развитую систему информационного обеспечения коммерческой деятельности, что, с одной стороны, обеспечивает организации доступ к оперативной информации. С другой стороны, чрезмерная раздутость системы и множество организационно-управленческих связей не позволяют обеспечить наличия полной и своевременной информации. Как следствие, происходит ухудшение финансовых результатов деятельности ОАО «Могилевская фабрика мороженого» в анализируемом периоде. Существующая система информационного обеспечения требует совершенствования, в том числе снижения ее зарегулированности путем повышения ее автоматизации, расширения внешних источников получения информации и т.п.
Поэтому для ОАО «Могилевская фабрика мороженого» были предложены внедрение системы финансового бюджетирования, а также передача управления сетями и обработкой информации в Интернет на аутсорсинг внешней компании, которая обеспечит более профессиональную и полную сбор и обработку информации.
1 Алексеев, А.А. Методические подходы к оценке, прогнозированию и планированию конкурентоспособности продукции. – Минск, 2014. – 20 с.
2 Антонов, Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2012. – 299 с.
3 Байнев, В. Ф. Конкуренция – тормоз для инноваций? / Валерий Байнев // Беларуская думка. – 2014. – № 9. – С. 59-65.
4 Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков // Маркетинг. – 2012. – №4 (65). – С. 29–35.
5 Воронов, А.К. Конкуренция в 21 веке / А.К. Воронов // Маркетинг. – 2011. – №5. – С. 6–9.
6 Головачев, А.С. Методические основы конкурентоспособности отрасли и показатели ее оценки / А.С. Головачев, Д.Ю. Хамчуков // Экономика и управление. – 2010. – № 2. – С. 108–117.
7 Гребнев, Е. Т. Анализ конкурентоспособности продукции / Е.Т. Гребнев, Д.Т. новиков, А.Н. Захаров // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 3 (29). – С. 136-141.
8 Грибов, В.Д. Экономика предприятия: учебник. Практикум. –3-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 364 с.
9 Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. – М.: Издательство стандартов, 2011. – 342 с.
10 Зайцев, Н.Л. Экономика организации / Н.Л. Зайцев: - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 768 с.
11 Ильин, А. И. Экономика предприятия: учебное пособие – 2-е изд./ М.: Новое знание, 2015. – 672 с.
12 Каталог Yahoo [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yahoo.com/. – Дата доступа: 16.02.2018.
13 Качалов, В.А. Методы менеджмента качества / В.А. Качалов // Белорусский Журн. «Знак качества». – 2013. – №8. – 95-100.
14 Клейнер, Г.Б. Микроэкономика знаний и конкурентоспособность предприятий / Г.Б. Клейнер // Современная конкуренция. – 2011. – №3. – С. 128–131.
15 Климович, Л. К. Основы менеджмента: учебник / Л. К. Климович. – Минск: РИПО, 2013. – 279 с.
16 Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – M.: OOO «ТК Велби», 2012. – 424 с.
17 Ковалев, В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 560 с.
18 Кузьмин, А. М. Методика оценки качества и конкурентоспособности / А. М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. – 2012. – № 6. – С. 33.
19 Лифиц, И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2011. – 366 с.
20 Максютов, А. А. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов/ А.А. Максютов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 543с.
21 Нехорошева, Н. Б. Экономика предприятия; учебное пособие/ 2-е издание – Мн.; Выш. шк., 2015. – С.383
22 Песоцкая, Е. В. Маркетинг услуг / Е. В. Песоцкая. – СПб: Питер, 2012. – 344 с.
23 Промышленность Республики Беларусь. – Минск: Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2016. – 272 с.
24 Раицкий К. А. Экономика организации: учеб. пособие / К. А. Раицкий. – 3-е изд. – М.: Маркетинг, 2012. – 498 с.
25 Селюков, М. В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М. В. Селюков, Н. П. Шалыгина, И. В. Савенкова // Фундаментальные исследования. – 2011. – №8. – С. 449-454.
26 Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов: в 2 т. – М.: Наука, 1993. – 570 с.
27 Специализированный каталог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pulset.ru/ – Дата доступа: 16.02.2018.
28 Таран, В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества / В.А. Таран // Машиностроитель. – 2014. – №2. – С.6-12.
29 Уткин, Э. А. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 422 с.
30 Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2014. – 544 с.
31 Федько, В. П. Основы маркетинга. – Ростов н/Дону, 2014. – 518 с.
32 Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг. М., 2013. – 366 с.