ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТРИЧНЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и необходимость стратегического анализа и планирования на предприятии
1.2 Содержание основных матричных методов оценки предприятия
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УП «ДЕВАЙС КЕАР» С ПОМОЩЬЮ МАТРИЧНЫХ МЕТОДОВ
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия
2.3 Оценка деятельности предприятия с помощью матричных методов
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ УП «ДЕВАЙС КЕАР» С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития в стратегическом планировании, а также маркетинге, применяется достаточно большое количество матриц той или иной направленности. Тем не менее, нельзя сказать, что опыт использования разного рода матриц является в полной мере успешным, актуальность исследования обуславливается именно такой причиной. Кроме этого, можно выделить проблемы, которые являются наиболее яркими в этой сфере. В частности, одной из основных проблем, которая ярко прослеживается сегодня, является отсутствие систематизации подобных матриц, а также отсутствие всеобщего распространения матричных методов в стратегическом анализе.
В современной практике управления предприятиями многими менеджерами применяется достаточно большое количество матриц различной направленности. Существует необходимость систематизировать эти матрицы. Кроме этого, необходимо постепенно внедрить матричный подход абсолютно на всех этапах планирования и стратегического анализа.
Целью курсовой работы является использование матричных методов оценки деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы использования матричных методов стратегической оценки предприятия;
провести анализ и оценку деятельности УП «Девайс Кеар» с помощью матричных методов;
разработать направления повышения эффективности работы предприятия с учетом результатов проведенного анализа.
Объектом исследования курсовой работы является УП «Девайс Кеар».
Предметом исследования в работе выступают матричные методы оценки деятельности предприятия.
При написании курсовой работы были использованы следующие общенаучные методы исследований: анализа и синтеза, дедукции, графической интерпретации, сравнения.
Теоретической основной написания работы являются учебники и учебные пособия по теме исследования, периодические издания и результаты исследований отечественных и зарубежных авторов в области управления персоналом.
Информационной базой для написания работы выступает финансовая, бухгалтерская и прочая отчетность УП «Девайс Кеар» за 2015-2016 гг.
Курсовая работа состоит из введения, заключения и трех основных глав. В первой главе изучены теоретические основы использования матричных методов стратегической оценки предприятия. Вторая глава, аналитическая, содержит анализ и оценку деятельности УП «Девайс Кеар» с помощью матричных методов. Третья глава, практическая, содержит практические направления повышения эффективности работы предприятия с учетом результатов проведенного анализа.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы для повышения эффективности хозяйственной деятельности и улучшения стратегического положения предприятия на рынке.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТРИЧНЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и необходимость стратегического анализа и планирования на предприятии
Экономическое развитие субъекта хозяйствования на современном этапе развития экономических отношений невозможно без реализации процесса стратегического планирования, что объективно обуславливается опытом развитых стран-лидеров и крупных компаний.
В современной литературе по управлению, менеджменту и другим дисциплинам можно выделить множество определений стратегии, основные из которых приведены в приложении А. Обобщая данные формулировки можно отметить, что взгляды различных авторов на понимание стратегии сводятся к двум ключевым и делающим акцент на различных аспектах формулировкам:
в первом случае под стратегией понимается как правило конкретизированный долгосрочный план достижения четко сформулированной долгосрочной (стратегической) цели, а процесс выработки стратегии рассматривается, как процесс нахождения и формулировки этой самой цели и составления на основе сформулированной цели плана долгосрочного развития;
во втором случае, для которого характерно более широкое распространение в области стратегического управления и планирования, под стратегией понимается некая программа, позволяющая раскрыть ответы на вопросы о том, каким способом и посредством каких действий организация может достигнуть поставленных целей долгосрочного развития в сложившихся условиях изменяющейся внешней и внутренней среды организации и ее конкурентного окружения [38, c. 157].
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УП «ДЕВАЙС КЕАР» С ПОМОЩЬЮ МАТРИЧНЫХ МЕТОДОВ
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
Сервисное торговое унитарное предприятие «Девайс Кеар» создано в соответствии с Положением о порядке создания индивидуальными предпринимателем частного унитарного организации и его деятельности, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 28.06.2007 г № 302. Предприятие зарегистрировано решением от 26.11.2009 г. № 854 Минского городского исполнительного комитета в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 590789692. Свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации серии КО № 0001896. Организация создана на неопределённый срок.
Полное фирменное наименование: сервисное торговое унитарное предприятие «Девайс Кеар».
Сокращённое наименование предприятия: УП «Девайс Кеар».
Юридический адрес и место расположения организации: Республика Беларусь, 220123, г. Минск, ул. В. Хоружей, 24/1.
УП «Девайс Кеар» является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. УП «Девайс Кеар» действует на основе законодательства Республики Беларусь и Устава.
Основными видами деятельности УП «Девайс Кеар» являются:
осуществление сервисного гарантийного обслуживания бытовой и цифровой техники;
ремонт бытовой и цифровой техники;
розничная продажа бытовой техники.
Организационно-правовая форма УП «Девайс Кеар» – унитарное предприятие.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ УП «ДЕВАЙС КЕАР» С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА
Одним из направлений улучшения результатов хозяйственной деятельности с учетом выявленной необходимости улучшения состояния факторов внутренней среды УП «Девайс Кеар» может стать развитие уже существующей услуги по ремонту бытовой техники.
Сейчас ремонт осуществляется только по месту нахождения предприятия, заказчик сам привозит бытовую технику и оборудование на предприятие, в результате чего происходит потеря существенной части клиентов, которые предпочитают вызвать на дом мастера (индивидуальных предпринимателей).
Поэтому для УП «Девайс Кеар» предлагается организовать выездную работу мастера по ремонту по двум направлениям:
- выезд на диагностику и ремонт по вызову клиента;
- выезд на диагностику к абоненту, который заключит с организацией договор о техническом обслуживании и диагностике оборудования.
Реализация первого направления позволит развить и расширить нишу по уже существующей услуге по ремонту бытовой техники. Реализация второго направления позволит УП «Девайс Кеар» диверсифицировать услуг и организовать оказание новой для организации услуги.
В таблице 3.1 проведем расчет себестоимости абонентского обслуживания с учетом стоимости затрачиваемых материалов и расходов на транспорт и оплату труда мастера исходя из объема услуг – 100 абонентов в год (200 выездов на техобслуживание – при нормативе техобслуживания стандартной кофемашины 1 раз в 6 месяцев).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование стратегического анализа обеспечивает для предприятия возможность полноценного и эффективного использования его ресурсного потенциала с учетом сложившейся внешней среды организации, а рациональная реализация процесса и эффективно разработанный стратегический план способны привести предприятие к устойчивому и планомерному развитию и улучшению его конкурентных позиций.
Рассмотренные ключевые матричные методы оценки стратегического положения предприятия на рынке показывают, что использование их в комплексе позволяет дать всестороннюю оценку положения и потенциала предприятия, включая его внутренние возможности, возможность реагирования на внешнюю среду и конкурентную позицию.
Основными видами деятельности УП «Девайс Кеар» являются:
осуществление сервисного гарантийного обслуживания бытовой и цифровой техники;
ремонт бытовой и цифровой техники;
розничная продажа бытовой техники.
Организационно-правовая форма УП «Девайс Кеар» – унитарное предприятие.
Анализ деятельности УП «Девайс Кеар» за 2015-2016 гг. показывает, что не глядя на увеличение оборота по товарам, работам и услугам предприятия, экономическое положение его ухудшилось, о чем свидетельствует образование убытков и нерентабельная работа, вызванные чрезмерным ростом себестоимости, а также неустойчивое финансовое состояние, характеризующееся отсутствием платежеспособности.
Анализ эффективности использования ресурсов на УП «Девайс Кеар» позволяет сделать выводы о том, что рост реализации товаров, работ и услуг на предприятии обеспечил рост эффективности использования основных видов экономических ресурсов с точки зрения ресурсного подхода. В то же время опережающие темпы роста затрат на предприятии и образование убытка от реализации обусловили резкое снижение эффективности работы и использования ресурсов с точки зрения затратного подхода и ресурсоотдачи.
Оценка стратегического положения УП «Девайс Кеар» на рынке с использованием различных матричных методов позволяет отметить следующее. Можно говорить о более высоком уровне конкурентоспособности предприятия, который удерживается за счет лучшей сервисной и ценовой политики предприятия.
Для УП «Девайс Кеар» ключевым направлением работы, которое может улучшить экономическое состояние предприятия, должно стать использование имеющихся во внешней среде возможностей для устранения слабых сторон и развития его внутреннего потенциала. Целевым направлением поиска резервов улучшения состояния внутренней среды для предприятия должно стать обеспечение опережающего роста продаж и устойчивого сокращения затрат в хозяйственной деятельности предприятия по сравнению с фактически сложившимся уровнем. Кроме того, предприятию необходимо обеспечить диверсификацию работы, что также обеспечит прирост выручки и позволит получить дополнительную прибыль.
Поэтому для УП «Девайс Кеар» было предложено организовать выездную работу мастера по ремонту по двум направлениям: выезд на диагностику и ремонт по вызову клиента; выезд на диагностику к абоненту, который заключит с организацией договор о техническом обслуживании и диагностике оборудования.
Как показали расчеты, реализация предлагаемого мероприятия позволит УП «Девайс Кеар» увеличить прибыль от реализации на 750,87 руб. без осуществления дополнительных капитальных вложений, а только за счет развития и усовершенствования уже оказываемых услуг.
1. Адаменкова, С.И. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности: учеб.- метод. пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – Минск: Элайда, 2013. – 352 с.
2. Аминова, З. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости / З. Аминова – М.: Компания Спутник +, 2016. – 536 c.
3. Ансофф, И. Стратегический менеджмент / И. Ансофф.– СПб.: Питер, 2012. – 120 с.
4. Арай, Ю. Н. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве / Ю. Н. Арай // Российский журнал менеджмента. – 2014. – № 4. – C. 55-78.
5. Бабошин, А. В. Конкурентные позиции субъектов предпринимательства в современной теории конкуренции / А. Бабошин // Современная конкуренция. – 2012. – № 2. – С. 23-27.
6. Барсегян, Л.М. Анализ хозяйственной деятельности: курс лекций. Часть II. / Л.М. Баргесян, В.И. Герасимова, Т.Г. Струк, Н.В. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 380 с.
7. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр: Эльга, 2004. – 527 с.
8. Богдановская, Л. А. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л. А. Богдановская, Г. Г. Виногоров, О.Ф. Мигун. – Минск: Выш. шк., 2011. – 363 с.
9. Бонцевич, Н. В. Классические методы стратегического планирования предприятий: учебное пособие для вузов / Н. В. Бонцевич. – Минск: Высшая школа, 2009. – 165 с.
10. Великая, Е. Г. Стратегический потенциал и рентабельность организации / Е. Г. Великая // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. – 2014. – № 2(17). – С. 7–9.
11. Вемилов, А. Д. Виды финансовых планов и их характеристика / А.Д. Вемило// Финансовый менеджмент. – 2012. – № 4. – С. 34–38.
12. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. – М.: Изд-во МГУ, 2011 – 512 с.
13. Войцеховская, И.А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности / И. А. Войцеховская // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 1. – С. 88-94.
14. Головачев, А.С. Экономика предприятия (организации). В 2 ч. Ч. 1: учеб. пособие / А.С. Головачев. 2-е изд., перераб. – Минск: Выш. шк., 2013. – 463 с.
15. Голубков, Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – С. 9-11.
16. Голубков, Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – С. 11-13.
17. Загорский, А. Н. Финансовая стратегия интегрированных бизнес-групп / А. Н. Загорский. – СПб.: Питер, 2014. – 317 с.
18. Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
19. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко. – М.: Юнити, 2015. – 471 с.
20. Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании / А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – С. 28-31.
21. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. – СПб.: Изд-во Питер, 2011. – 464 с.
22. Круглов, М.И. Стратегическое управление компанией учебник для вузов / М.И. Круглов. – М.: Русская деловая литература, 2013. – 263с.
23. Ламбен, Ж. Стратегический маркетинг / Ж. Ламбен. 3-е изд. – СПб.: Наука, 2013. – 589 с.
24. Леонов, Ю.Е. Основные элементы формирования стратегии конкурентного поведения / Ю. Е. Леонов, Ю. В. Мячин // Вестн. ИНЖЭКОНа: Экономика. – 2012. – № 2. – С. 289-293.
25. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник / Ю. А. Маленков. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 224 с.
26. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 288 с.
27. О разработке национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития республики Беларусь на период до 2020 г.: утв. постановлением Совета Министров республики Беларусь от 27 июня 2003 г. № 863 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
28. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов / М. Портер – М: Альпина Паблишер, 2012. – 208 с.
29. Портер, М.Ю. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. – 454 с.
30. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – 13-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2013. – 679 с.
31. Севастьянов, А. Разработка гибких стратегий как основной аспект конкурентоспособности промышленных корпораций / А. Севастьянов // Предпринимательство. – 2012. – № 7. – С. 122-126.
32. Соколовская, Е.А. Разработка финансово-экономической части бизнес-плана инвестиционного проекта / Е. А. Соколовская // Бизнес-планирование (приложение к ПЭО). – 2015. – №2. – С. 194-252.
33. Сосенко, Л. С. Системный подход к экономическому потенциалу / Вопросы экономики // Л. С. Сосенко. – 2012. – № 21. – С. 47-52.
34. Стратегии, которые работают: Подход BCG: сб. ст.: пер. с англ./ Сост. Карл Штерн и Джордж Сток-мл.. – 6-е изд. – М.: Манн и Фербер, 2012. – 496 с.
35. Стратегический анализ: учеб. пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. – М.: Эксмо, 2012. – 288 с.
36. Сысоева, Е. Типология конкурентных стратегий предприятия / Е. Сысоева // Предпринимательство. – 2011. – № 2. – С. 85-91.
37. Фатхутдинов Р.А. Оценка конкурентоспособности / Р.А. Фатхутдинов // Промышленность России. – 2010. – № 3. – С. 62-67.
38. Шихабахов, Т. А. Формирование стратегии как фактора повышения конкурентоспособности предприятия / Т. А. Шихабахов [и др.] // Экон. науки. – 2012. – № 1. – С. 157-161.
39. Экономика организации отрасли: курс лекций / Т.Н.Сыроед [и др.]: под общ. ред. А.З.Коробкина. - Гомель: БТЭУ,2014. - 292 с.