ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика диктует товаропроизводителю специфические условия, при которых производственные отношения строятся на принципах закона стоимости, спроса и предложения. Основная цель товаропроизводителя – это получение максимально возможной прибыли от бизнес-деятельности, которая на прямую зависит от уровня эффективности производства.
В условиях социально-экономического кризиса в Республике Беларусь значительные финансовые трудности испытывает подавляющее большинство отечественных предприятий. Низкий уровень платежеспособности, растущая задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные социальные фонды, задержки выплат заработной платы работникам – эти и другие отрицательные явления нашей экономической жизни являются следствием воздействия ряда внешних для предприятий факторов, которые требуют серьезных просчетов. На предприятия оказывают не менее существенное влияние и многие другие факторы: неподготовленность менеджмента к работе в рыночных условиях, неспособность хозяйственных руководителей приспособить производство к требованиям рынка, низкий уровень бизнес-планирования, пренебрежительное отношение к организации маркетинга и всестороннему обоснованию принимаемых решений. Для того чтобы предприятие получило максимальную прибыль и было достаточно успешным, предприятию необходимо разработать мероприятия по повышению эффективности своей деятельности
В современном мире ключевым залогом успеха организации на рынке является ее стратегия. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление движения.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
При определении стратегии предприятия руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением предприятия на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес перейти. При этом внимание концентрируется на том: что организация делает и чего не делает; что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности. Определение стратегии для предприятия принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится.
Поэтому данная тема, выбранная для написания курсовой работы, является достаточно актуальной.
Целью работы является изучение и анализ стратегии экономического развития организации и ее совершенствование.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе решаются следующие задачи:
– изучение теоретических и методологических основ формирования экономической стратегии развития предприятия;
– анализ экономической стратегии ОАО «Гомельский завод литья и нормалей»;
– разработка основных направлений повышения эффективности экономической стратегии ОАО «Гомельский завод литья и нормалей».
Объектом исследования является хозяйственно-финансовая деятельность ОАО «Гомельский завод литья и нормалей».
Предметом является механизм формирования стратегии деятельности организации.
Рассмотренная тема достаточно широко разработана в экономической литературе. В процессе работы была использована литература как зарубежных, так и отечественных авторов, таких, как: Бландел Р., Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Жигалов В.Т., Шалыгина Н.П., Шарков Ф.И., Жигалов В.Т.,аксимцев М.М., Почепцов Однорал Н.А. и другие. Особое внимание было уделено их теориям и практическим примерам, которые помогли обосновать актуальность темы и определить основную цель и задачи данной работы.
Информационной базой для написания работы выступает бухгалтерская и прочая отчетность ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» за 2014-2016 гг.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.
Курсовая работа выполнена на 45 стр., содержит 15 таблиц, 5 рисунка. Список использованных источников включает 30 наименований.
1 Теоретические основы формирования экономической стратегии развития предприятия
1.1 Сущность и классификация стратегии развития предприятия
Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою». Но в течение последних 30 лет оно широко вошло в обиход специалистов в области управления, теорию и практику менеджмента и стало общепризнанным понятием. Под стратегией, как правило, понимают набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений [4, с. 17].
Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план развития организации, обеспечивающий осуществление миссии и достижение стратегических целей организации.
Стратегия формируется исходя из стратегических целей, она предлагает основные методы их достижения таким образом, чтобы организация приобрела единое направление действий. Итак, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений в зависимости от конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности.
На практике, говоря о стратегии, руководители компаний часто имеют в виду деятельность, направленную на изменение конкурентоспособности выпускаемой продукции и/или модификацию бизнес-целей, которым следует управленческий персонал компании. Однако такое понимание стратегии ориентировано на оперативную деятельность, связанную с временным улучшением рыночной позиции компании.
В более широком понимании, стратегия – это долгосрочные управленческие «правила игры», направленные на то, чтобы удовлетворить потребности потребителей лучше остальных конкурентов; укрепить позицию компании в выбранном рыночном сегменте за счет роста имиджа организации; успешно конкурировать по ассортименту и качеству, ценам и сервису в своей отрасли; добиться хорошего исполнения бизнес-функций.
Задача стратегического планирования заключается в том, чтобы продумать такой вариант организации деятельности, при которой она могла успешно реализовать оптимальные конкурентные стратегии во всех стратегических хозяйственных единицах. Однако иногда требования рынка приводят к тому, что конкурентные стратегии, оптимальные для своих стратегических хозяйственных единиц в отдельности, оказываются внутренне противоречивыми. Если это своевременно не осознано высшим руководством, можно ожидать, что такая компания будет разрываться между противоречивыми требованиями рынка, не в силах обеспечить большего, чем относительно посредственный, уровень обслуживания.
Для этого необходимо выбрать базовую стратегию конкуренции, которая представляет собой основу конкурирующего поведения организации на рынке и описывает схему обеспечения преимуществ над конкурентами, что является центральным моментом в стратегической ориентации организации. От ее правильного выбора зависят все последующие маркетинговые действия организации. Это говорит о необходимости тщательного обоснования данной процедуры. Однако, в последнее время в предпринимательских кругах сформировались некоторые стереотипы относительно того, как необходимо конкурировать на белорусском рынке [23, с. 117].
2 Анализ экономической стратегии деятельности ОАО «Гомельский завод литья и нормалей»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельский завод литья и нормалей»
Республиканское унитарное предприятие «Гомельский завод литья и нормалей» зарегистрировано Гомельским областным исполнительным комитетом решением от 24.03.2000 года №167 в Едином госу¬дарственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400051772.
Устав утвержден в новой редакции для перерегистрации предприятия в связи с присоединением Республиканского дочернего ремонтно-строительного унитарного предприятия «Модуль», зарегистрированного Гомельским областным исполнительным комитетом решением от 31.07.2000 го-да № 167 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400058090.
Предприятие является правопреемником Республиканского дочернего ремонтно-строительного унитарного предприятия «Модуль» в соответствии с передаточным актом, действует в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь № 11 от 16 марта 1999 г. (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь № 22 от 16 ноября 2000 г.) «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования», иными законодательными актами Республики Беларусь и настоящим Уставом.
Предприятие основано на государственной форме собственности, входит в состав производственного объединении «Гомсельмаш» и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Предприятие является коммерческой организацией, самостоятельным хозяйствующим субъектом; является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютные, гербовую печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием.
Предприятие создано для удовлетворения потребностей сельского хозяйства в кормоуборочной технике, других машинах и оборудовании, запасных частей, товарах народного потребления, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличения вклада в ускорение социально-экономического развития республики, объединения и обеспечения на этой основе роста благосостояния трудового коллектива.
Организационная структура ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» является функциональной (Приложение А). Это объясняется наличием разделения управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет определенную задачу в управлении, т.е. выполняет определенную функцию.
3 Основные направления повышения эффективности экономической стратегии ОАО «Гомельский завод литья и нормалей»
Проведенная оценка сильных и слабых сторон, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» в целях разработки стратегии реструктуризации должно особое внимание уделить своим слабым сторонам. В частности, используя возможности внешней среды и существующий опыт в управлении ресурсами предприятий, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» должно особое внимание уделить следующим аспектам своей деятельности:
повышение эффективности использования оборотных средств – в частности, дебиторской задолженности в части управления ею;
повышение эффективности использования трудовых ресурсов, как одного из видов ресурсов, в наибольшей степени обуславливающих рост затрат на предприятии и снижение финансовых результатов при сокращении объемов производства и реализации продукции.
Поэтому для ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» может быть рекомендована стратегия частичной реструктуризации, направленная на реструктуризацию систем управления выделенными видами ресурсов предприятия. Такую стратегию можно отнести к финансовому типу реструктуризации, так как речь идет об изменении в подходе к управлению отдельными финансовыми ресурсами предприятия. Кроме того, в целях снижения расходов на персонал можно провести частичную организационную реструктуризацию, касающуюся отдельных финансовых подразделений предприятия.
На рисунке 3.1 представим схему и механизм реализации стратегии возможной частичной реструктуризации управления отдельными финансовыми ресурсами. Таким образом, для ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» стратегия частичной реструктуризации будет направлена на постепенное изменение систем управления дебиторской задолженностью и оплатой труда на предприятии, а так же реструктуризацию управления отдельными бизнес-процессами на предприятии.
В рамках повышения эффективности использования и управления дебиторской задолженностью для ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» рекомендуется: реструктуризировать существующую дебиторскую задолженность путем использования операций факторинга.
Реструктуризация управления трудовыми ресурсами должна быть нацелена на повышение стимулирующей функции заработной платы для отдельных категорий работников ОАО «Гомельский завод литья и нормалей», от работы которых напрямую зависят финансовые результаты работы предприятия. В частности, для следующих категорий работников необходимо разработать систему оплаты труда, в большей степени привязанную к результатам работы специалистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность деятельности организации в условиях рыночной экономики определяет его способность к финансовому выживанию, привлечению источников финансирования и их прибыльное использование.
Стратегии необходимо разрабатывать, чтобы:
– эффективно сформулировать условия реализации бизнеса компании;
– взаимоувязать необходимые действия и решения менеджеров и всего персонала, придать всем производственным и управленческим процессам общую направленность, создать единый для всей компании план действий.
Главная задача в стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
В основе формирования стратегии организации лежат принципы новой управленческой парадигмы – системы стратегического управления.
Открытое акционерное общество «Гомельский завод литья и нормалей» находится в г.Гомеле, ул. Могилевская, 13. Организация является одним из крупнейших производителей в СНГ надежной, высокопроизводительной сельскохозяйственной зерно- и кормоуборочной техники.
В 2014 году в организации было проведено акционирование и на данный момент оно является открытым акционерным обществом.
В настоящее время ОАО «Гомельский завод литья и нормалей»является ведущей организацией Республики Беларусь, освоившей массовое производство метизных изделий западноевропейским стандартам.
В настоящее время ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» является ведущей организацией Республики Беларусь, освоившей массовое производство метизных изделий западноевропейским стандартам. Организация обладает достаточно высоким потенциалом, имеет сложное оборудование и квалифицированные кадры. Организация характеризуется ростом уровня эффективности работы в 2016 году. Так, в 2016 году по отношению к 2015 году также наблюдается увеличение объемов производства на 26174 тыс. р. или на 30,5%. В 2016 году по отношению к 2015 году наблюдается увеличение себестоимость реализованной продукции на 15911 тыс. р. или на 20,4%.
Затраты на производство продукции в 2016 году по сравнению с 2015 годом за счет роста объема производства возросли и затраты на 13,0%. И также стоит отметить, что в организации наблюдается снижение затрат на рубль производимой продукции в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 0,134 р.
Выручка от реализации продукции также снизилась в 2015 году по отношению к 2014 году на 60807,6 тыс. р. или на 41,3%. Однако, в 2016 году по отношению к 2015 году наблюдается рост выручки от реализации продукции на 15392,7 тыс. р. или на 17,8%. Стоит отметить, что на протяжении анализируемого периода наблюдается снижение валовой прибыли, так в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 71,3%, а в 2016 году по сравнению с 2015 году на 6,3%.
Прибыль от реализации продукции в 2015 году по отношению к 2014 году снизилась на 20048 тыс. р., а в 2016 году по отношению к 2015 году также наблюдается снижение на 1281 тыс. р. В итоге в 2015 году прибыль до налогообложения снизилась по сравнению с 2014 годом, а в 2015 году был получен убыток в размере 56216 тыс. р. Однако в 2016 году ситуация изменилась в положительную сторону и прибыль до налогообложение возросла на 56706 тыс. р. и составила 490 тыс. р.
Анализ показателей рентабельности в 2014-2016 гг. показал, что в 2015-2016 гг. рентабельность по всем показателям значительно возросла. В 2016 году рентабельность капитала, долгосрочных активов, собственного капитала, производства основных производственных средств ниже 1%.
Анализ показателей платежеспособности показал, что в 2014-2016 гг. коэффициент абсолютной ликвидности значительно ниже нормативного показателя, т.е. возможность погасить краткосрочные обязательства предприятия очень мала. В 2015 году по сравнению с 2014 годом произошло увеличение коэффициент абсолютной ликвидности на.
Одной из основных слабых сторон в деятельности ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» является недостаточная загрузка производственных мощностей. Анализируя взаимосвязи отделов завода, необходимо отметить, что важно соблюсти принцип равной нагрузки на работников, а так как большинство связей обусловлены протекающими в структуре управления бизнес–процессами. Это будет характеризовать стабильность их реализации.
Основным этапами стратегического развития ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» являются:
– обеспечение потребителей заводов производственного объединения «Гомсельмаш» в отливках из чугуна, цветных металлов и пластмасс в соответствии с заключенными договорами;
– выполнение сторонних заказов на основе договоров другим предприятиям и организациям РБ, стран СНГ и других стран ближнего и дальнего зарубежья;
– расширение своей специализации;
– внедрение высоких технологий;
– повышение производительности труда и эффективности производства на основе максимального использования внутренних резервов, снижения себестоимости продукции, полного использования производственных мощностей, внедрение научной организации труда;
– удовлетворение экономических и социальных интересов своего трудового коллектива и интересов ОАО «Гомельский завод литья и нормалей».
В третьей главе предложены мероприятия: частичная финансовая реструктуризация дебиторской задолженности, направленная на повышение деловой активности ОАО «Гомельский завод литья и нормалей»; передача на аутсорсинг управления компьютерными сетями предприятия.
Что позволит ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» получить совокупный экономический эффект на сумму не менее 114,135 тыс. р.
1 Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р. И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 208 с.
2 Артюшина, Е. В. Стратегия диверсификации как источник устойчивого развития предприятия / А.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 5. – С. 19-24.
3 Артюшина, Е.В. Роль контактного персонала в осуществлении инновационной деятельности диверсифицированных компаний / Е.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 2. – С. 134-140.
4 Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Д. В. Арутюнова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. – 122 с.
5 Астафьева, Л. И. Управление программами стратегических изменений как инновация управления / Л.И. Астафьева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – С. 59-62.
6 Галица, И. А. Стратегический конкурентный ресурс в виртуально-интеллектуальном мире / И. А. Галица // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2016. – № 5. – С. 15-18.
7 Герасимова, В. И. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. – Минск: Право и Экономика, 2009. – 514 с.
8 Гончар, А. Время стратегических решений / А. Гончар // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 6. – С. 6-8.
9 Громов, А. П. Планирование и оценка деятельности организации на основе сбалансированной системы показателей / А. П. Громов // Планово-экономический отдел. – 2013. – № 5. – С. 62-75.
10 Долженко, Р. А. Формирование стратегии организации с использованием краудсорсинга / Руслан Долженко // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 125-129.
11 Дыбская, В. В. Влияние стратегии компании на деятельность логистики при обслуживании клиентов / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2014. – № 5. – С. 5-17.
12 Ковалев, А. И. Прогнозирование как инструмент инновационного развития / А. Ковалев // Маркетинг. – 2014. – № 4. – С. 28-39.
13 Ковалев, В. А. Инновации и стратегии развития / В.А. Ковалев // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 90-94.
14 Кондратьев, Э. В. Применение эталонных стратегий развития в деятельности современных организаций малого бизнеса в Российской Федерации / Э.В. Кондратьев, Д.О. Гурина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – С. 14-18.
15 Королев, В. Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия / В. Королев // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 4. – С. 112-118.
16 Крум, Э. В. Экономика организации: учеб. пособие / Э. В. Крум. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 192 с.
17 Логацкая, А. Маркетинговая стратегия как инструмент борьбы с экономическим спадом / А. Логацкая // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 7. – С. 10-13.
18 Михайлова-Станюта, И.А. Общемировая стратегия развития инновационности экономики поддержана в Беларуси? / И.А. Михайлова-Станюта // Банковский вестник. – 2016. – № 2. – С. 54-59.
19 Назаренко, В. В. Стратегия опережающего развития : сегодня нельзя работать как вчера, поскольку неминуемо будешь обречен на отставание / В. В. Назаренко // Экономика Беларуси. – 2015. – № 4. – С. 10-17.
20 Наумчик, Ю. А. Стратегическое планирование на промышленном предприятии / Ю. А. Наумчик // Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 54-58.
21 Нехорошева, Л.Н. Экономика организации: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н.Нехорошевой. – 3-е изд. – Минск: Выш. шк., 2009. – 383 с.
22 Овешникова, Л.В. Развитие стратегического планирования инфраструктурного обеспечения бизнеса в регионе / Л.В. Овешникова, Е. Сибирская // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 2. – С. 30-37.
23 Олехнович, Г.И. Конкурентная стратегия на мировых рынках / Г.И. Олехнович. – М.: Изд. деловой и учебной литературы, 2009. – 256 с.
24 Рагель, Д. М. Продуктовый менеджмент – важный инструмент в деятельности компании / Д.М. Рагель // Наука и инновации. – 2015. – № 5. – С. 34-37.
25 Реутенок, Т. А. Ключевые показатели экоориентированной производственной стратегии предприятия / Т. А. Реутёнок // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2016. – № 6. – С. 71-77.
26 Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: учебник / М.А. Чернышев [и др]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 506 с.
27 Трачук, А. В. Инновационная стратегия компании / А. В. Трачук // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 9. – С. 75-83.
28 Экономика организаций (организаций) / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 431 с.
29 Экономика организации: учеб. для вузов / под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 432 с.
30 Яскевич, Я. С. Инструменты стратегического лидерства : к управлению на основе ценностей / Я.С. Яскевич // Беларуская думка. – 2014. – № 1. – С. 72-76.