ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, элементы и характеристика внутренней среды организации
1.2 Методические подходы к исследованию элементов внутренней среды и факторы внутренней среды, влияющие на повышение эффективности деятельности организации
2 НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Труд-Витебск»
2.2 Оценка внутренней среды деятельности ОАО «Труд-Витебск»
2.3 Анализ факторов влияющих на внутреннюю среду деятельности ОАО «Труд-Витебск»
2.4 Комплексный анализ среды деятельности ОАО «Труд-Витебск»
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРЕМЕННЫХ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Мероприятия направленные на узнаваемость продукции ОАО «Труд Витебск»
3.2 Разработка и внедрение интернет-магазина по продаже специализированной одежды производимой ОАО «Труд-Витебск»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
Внутренняя среда организации зависит от внешней среды, получая из нее все необходимое для того, чтобы реализовывать свое предназначение, и предлагает ей результаты своих усилий по преобразованию ресурсов в продукцию и услуги.
Актуальность данной темы курсовой работы объясняется тем, что в первую очередь за последнее десятилетие значительно изменилась среда, в которой существуют современные организации. Неустойчивая экономическая позиция многих организаций связана с отсутствием у большинства руководителей широкого спектра экономических знаний, навыков управления и опыта работы в конкурентных условиях, необходимостью адаптации организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Еще одной причиной послужили приватизация, уход от централизованного планирования и весь процесс экономических преобразований в Республике Беларусь, требующие от руководства умения формулирования стратегии, предвидения, выявления конкурентных преимуществ и достоинств, ликвидации стратегических опасностей и угроз, то есть применение всех инструментов стратегического управления.
Целью данной работы является изучение внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности организации.
В соответствии с целью, в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
‒ рассмотреть понятие, элементы и характеристика внутренней среды организации и описать методические подходы к исследованию элементов внутренней среды организации;
‒ дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Труд-Витебск»;
‒ провести оценку внутренней среды ОАО «Труд-Витебск», а также дать оценку влияния факторов внутренней среды на эффективность использования ресурсов ОАО «Труд-Витебск»;
‒ дать комплексный анализ среды деятельности ОАО «Труд-Витебск»;
‒ определить направления по совершенствованию развития деятельности ОАО «Труд-Витебск» с учетом факторов внутренней среды.
Объектом исследования в курсовой работе является деятельность ОАО «Труд-Витебск», предметом исследования – внутренняя среда деятельности организации.
При написании курсовой работы были использованы общие и специальные методы исследования: анализ и синтез, метод сравнения, метод опроса и наблюдения. В процессе написания курсовой работы были использованы научная и учебная литература, материалы периодической печати, статистическая и бухгалтерская отчетность ОАО «Труд-Витебск». Данная тема нашла достаточно широкое отражение в работах как отечественных, так и зарубежных авторов: Акулич И.Л., Бурцев В.В., Виноградова С.Н. и многих других. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, элементы и характеристика внутренней среды организации
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Позиции управления внутри современной организации в основном определяются тем предназначением и той ролью, которой призвано организовывать данное предприятие. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсу организации, для достижения своих целей.
Внутренняя среда организации представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. В ходе своей деятельности, организация испытывает постоянное прямое воздействие факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, ее структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы. Во внутренней среде организации выделяют следующие подсистемы:
‒ социальную – сюда относят всех работников организации вместе с комплексом их взаимоотношений;
‒ организационную – охватывающую коммуникационные процессы; субординацию, распределение полномочий, нормы, трудовой распорядок и пр.;
2 НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Труд-Витебск»
5 мая 1971 года приказом Управления местной промышленности Витебского облисполкома №143 был создан Комбинат надомного труда на площадях бывшего цеха сувениров фабрики «Культтоваров» по улице Зеленая, 28. Были организованы закройный и швейный участки, а также склад сырья и готовой продукции. В 1974 году введен в строй новый производственно-административный корпус по ул. Зеленая, 28, что позволило улучшить условия труда рабочих, ИТР и служащих.
Приказом УМП № 1 от 02.01.79 г. Витебский КНТ был переименован в «Витебское производственное объединение надомного труда». Наиболее значительным событием в жизни объединения стало введение в строй 29.12.89 г. нового производственного корпуса, а с 28.09.90 г. – АБК головного предприятия в г. Витебске по ул. П.Бровки, 22. Это позволило открыть швейный участок, оснащенный новым оборудованием, трикотажный участок по изготовлению трикотажных изделий, преимущественно детского ассортимента, прядильный цех по производству пряжи для трикотажного участка, оснащенные современным оборудованием, подготовительный, раскройный участки, склады сырья и готовой продукции.
В июне 1991 года Витебское производственное объединение надомного труда было переименовано в Витебское производственное объединение «Труд» на основании приказа Управления местной промышленности № 47 от 24.06.91.
После реорганизации были выделены в самостоятельные юридические лица предприятия в других городах, ранее входившие в объединение.
6 июня 2002 года в соответствии с решением Витебского облисполкома
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРЕМЕННЫХ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Мероприятия направленные на узнаваемость продукции ОАО «Труд-Витебск»
Мероприятие, направленные на узнаваемость продукции и за счет увеличения выручки в результате роста рекламной кампании.
Предлагаемое мероприятие позволит увеличить выручку от реализации продукции за счет увеличения наглядной рекламы с одновременным снижением цены на продукцию на 2% в результате роста объемов продаж.
ОАО «Труд-Витебск» размещает рекламу в Интернете, на местном телевидении и использует печатную рекламу периодически в таких изданиях, как местные газеты: «Моя реклама», «Гарант», «Из рук в руки», однако ОАО «Труд-Витебск» можно использовать дополнительную рекламу на общественном транспорте.
Реклама на транспорте – один из самых популярных видов массовой рекламы. Как правило, этот вид рекламы относят наряду с рекламой на щитах (billboard), рекламой на перетяжках, рекламой на остановках общественного транспорта, рекламой на крышах и стенах домов (световые табло) к наружной рекламе. Однако, вместе с тем, реклама на транспорте обладает рядом преимуществ.
Во-первых, это нестационарный вид рекламы. Благодаря своей возможности перемещаться в пределах города данный вид рекламы охватывает гораздо большую аудиторию потенциальных потребителей рекламируемого товара, что придает ему преимущество в массовости над другими видами наружной рекламы.
Во-вторых, размер рекламной поверхности у этого вида рекламы гораздо больше, нежели у какого-либо другого рекламоносителя в городе.
В-третьих, данный вид рекламы предоставляет рекламодателю большой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предприятие функционирует в постоянно меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся между ним и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношений составляет понятие среды (внутренней и внешней), которая во многом определяет характер деятельности предприятия.
Внутренняя среда – это часть общей среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им.
В данном дипломе была рассмотрена внутренняя среда на примере ОАО «Труд-Витебск». Открытое акционерное общество «Труд - Витебск» основано в 1971 году. На предприятии работает экспериментальная лаборатория, подготовительный, раскройный и швейные цеха, которые оснащены современным высокопроизводительным оборудованием.
Основным видом деятельности ОАО «Труд-Витебск» является швейное производство. В широком ассортименте представлены постельное, столовое белье, рабочая одежда, спортивная игровая форма, фирменная одежда для работников магазинов, ресторанов, баров, кафе, предметы домашнего текстиля (мужской, женский, детский ассортимент), наборы для бани, сауны и другие виды швейной продукции собственного производства. Предприятие оказывает услуги по пошиву изделий из давальческого сырья, по пошиву изделий по индивидуальным эскизам заказчиков, по раскрою ткани.
Витебское ОАО «Труд-Витебск» стремится укрепить свое положение на рынке. Важной стратегической задачей в современных условиях становится разработка и освоение новых видов продукции, новых технологий, улучшения качества и потребительских свойств выпускаемой продукции. Вся работа предприятия направлена на подчинение производства интересам потребителя.
В результате анализа внутренней среды было выявлено, что стоимость основных средств основной деятельности ОАО «Труд-Витебск» увеличилась на 4,5%. Эффективность использования ресурсов ОАО «Труд-Витебск» в течение анализируемого периода возросла. Так, фондоотдача основных средств в 2015 г. по сравнению с 2014 г. возросла на 0,05 р. Это свидетельствует, хоть и о незначительном, но росте отдачи от использования основных средств. Показатель средствовооруженности увеличился – на 4,8%, это говорит об улучшении материально-технической базы организации.
Следствием эффективности использования материально-технической оснащенности ОАО «Труд-Витебск» является показатель фондорентабельности, который увеличился на 0,05 п.п., следовательно, от использования 1 рубля основных средств организация стала получать больше прибыли. Сумма краткосрочных активов организации увеличилась на 32,0%. Наибольший удельный вес в структуре краткосрочных активов занимает краткосрочная дебиторская задолженность. Коэффициент оборачиваемости краткосрочных активов в 2015 г. увеличился на 0,3 оборота, следовательно, сократилась и продолжительность одного оборота в 2015 г. на 8 дней, соответственно наблюдается ускорение оборачиваемости краткосрочных средств. Однако рентабельность краткосрочных активов в 2015 г. снизилась на 1,78 п. п.
Среднегодовая выработка на одного работника увеличилась на 19,5%, а среднемесячная заработная плата возросла на 17,3%. Отметим, что коэффициент опережения составил 1,02.
Наблюдается незначительный рост численности работников в общем, однако по численности управленческих работников наблюдается снижение. Однако коэффициент численности управленческих работников снизился в 2015 г. относительно 2014 г. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. показатель эффективности управления растет, но коэффициент затрат на управление снижается, как и доля управленческих расходов в общих затратах на производство. Отметим, что наблюдается снижение рентабельности затрат на 1,43 п.п.
Проведенный факторный анализ показал, что за счет увеличения среднегодовой стоимости основных средств на 2009 тыс. р. объем деятельности увеличился на 712,0 тыс. р., а за счет увеличения фондоотдачи на 0,05 р. объем деятельности увеличился на 1738,0 тыс. р. А за счет увеличения фондорентабельности на 0,05 п.п. прибыль возросла на 18,2 тыс. р. Отметим, что увеличение коэффициента оборачиваемость краткосрочных активов на 0,3 оборота вызвало снижение суммы краткосрочных активов на 2953,6 тыс. р., а увеличение выручки от реализации вызвало увеличение оборотных средств на 3448,6 тыс. р. Также объем производства продукции увеличился на 2450 тыс. р., данное изменение произошло за счет увеличения производительности труда работников на 26,89 тыс. р. выручка от реализации возросла на 14040,5 тыс. р., а за счет роста среднесписочной численности работников на 1 чел. выручка от реализации снизилась на 11590,5 тыс. р.
В третьей главе были предложены следующие мероприятия для совершенствования развития внутренней среды за счет:
‒ мероприятий направленные на узнаваемость продукции ОАО «Труд-Витебск»: использование дополнительной рекламы на общественном транспорте принесет экономический результат к концу года приблизительно 163,614 р.;
‒ разработки и внедрению интернет-магазина по продаже специализированной одежды производимой ОАО «Труд-Витебск»: имеет возможность сэкономить на текущих затратах сумму в 3154 р., то есть фактически получить на эту сумму дополнительную прибыль. Отметим, что общие затраты на организацию интернет-магазина составят 33505,3 р., но затраты на web-сайт и его продвижение с помощью регистрации в Интернет затраты окупятся на третий год после создания.
Одним из основных элементов этой методики являются обратные связи, позволяющие на основе получения и анализа параметров эффективности принимать необходимые меры по корректировке принятых ориентиров и проводимых мероприятий, а также дальнейшему развитию и совершенствованию сайта.
1 Авдашкова, Л.П. Комплексный анализ внешней среды деятельности организаций потребительской кооперации Республики Беларусь: текущее состояние и перспективы развития / Л. П. Авдашкова, О. Г. Бондаренко // Потребительская кооперация. – 2015. – № 1. – С. 13-22.
2 Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. – М.: КноРус, 2014. – 432 c.
3 Аверьянов, А. Безбарьерная среда / А. Аверьянов; беседовала Е. Кахрамен // Управление персоналом. – 2016. – № 3. – С. 27-32.
4 Бондаренко, О. Г. Матричный подход к обобщающему анализу маркетинговой среды организаций потребительской кооперации Республики Беларусь как инструмент принятия стратегических маркетинговых решений / О. Г. Бондаренко // Потребительская кооперация. – 2017. – № 1. – С. 24-32.
5 Виханский, О.С. Стратегическое управление: учеб. / О. С. Виханский – М. : Инфа-М, 2014. – 312 с.
6 Власов, А. Г. Правила внутреннего контроля: на пути к практике / А. Г. Власов // Промышленно-торговое право. – 2016. – № 4. – С. 46-49.
7 Голубков, Е. П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 2. – С. 12-24.
8 Дмитриева, И. М. Финансовый мониторинг в системе внутреннего контроля организации / И. М. Дмитриева // Аудитор. – 2016. – № 10. – С. 38-41.
9 Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. / Н.И. Кабушкин. – Мн.: НПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс», 2013. – 284 с.
10 Кикоть, И. И. Внутренняя норма доходности: модификации и перспективы применения в оценке эффективности инвестиционного проекта / И. И. Кикоть // Потребительская кооперация. – 2016. – № 2. – С. 48-53.
11 Климович, Л.К. Основы менеджмента: учеб. пособие для учащихся ПТУЗов / Л.К. Климович. – Мн. : Дизайн ПРО, 2014. – 160 с.
12 Ковалев, В.В. Курс финансового менеджмента: учеб. пособие/ В.В. Ковалев. – Мн. : 2012. – 126 с.
13 Короленок, Г. А. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / Г.А. Короленок. – Мн. : БГЭУ, 2013. – 269 с.
14 Коршунов, Д. Ужесточение внутреннего контроля / Д. Коршунов // Юридический мир. – 2016. – № 10. – С. 35-36.
15 Криваль, А. Роль внутреннего аудита в деятельности компании / А. Криваль // Финансовый директор. – 2015. – № 2. – С. 70-74.
16 Куган, С.Ф. Влияние факторов внутренней среды организации на ее конкурентоспособность / С. Ф. Куган // Веснік БДУ. Серыя 3, Гісторыя. Эканоміка. Права. – 2015. – № 1. – С. 45-47.
17 Левушкина С. В. Инструменты и параметры количественного и качественного измерения устойчивости экономического роста малых и средних бизнес-структур // Микроэкономика. – 2016. – № 6. – С. 100-107.
18 Левит, Л. З. Внутренний идеал: альтернатива современным утопиям / Л. З. Левит // Проблемы управления. – 2016. – № 1. – С. 90-100.
19 Лопушинская, Г.К. Планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Г.К. Лопушинская. – М. : Дашков и Ко, 2013. – 648 с.
20 Менеджмент : учеб. пособие / Б. И. Врублевский [и др.] ; под ред. Б.И. Врублевского. – Гомель : ЧУП «ЦНТУ «Развитие», 2011. – 235 с.
21 Сенько, А.Н. Методологические проблемы формирования стратегии развития организации в рыночной среде / А. Н. Сенько // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2015. – № 13. – С. 39-45.
22 Скуматова, О. А. Планирование маркетинговой деятельности на предприятии в современных условиях хозяйствования / О. А. Скуматова // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2013. – № 6. – С. 38-41.
23 Сыроед, Т.Н. Формирование конкурентной среды в торговле товарами народного потребления и роль в ней потребительской кооперации / Т. Н. Сыроед, В. А. Миклушова, В. Е. Колесникова // Потребительская кооперация. – 2015. – №4. – С. 61-66.
24 Улупова, В. Л. О некоторых особенностях современной фирмы / В. Л. Улупова // Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика. – 2014. – № 1. – С. 97-107.
25 Цыбульская, Э.И. Теоретические основы экономического потенциала предприятий [Электронныйресурс] / Э.И. Цыбульская, А.В. Сотник. – Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/bi/2009_3/58-61.pdf. – Дата доступа: 24.01.2018.
26 Чижова, Л. П. Элементы модели внутреннего контроля экономического субъекта / Л. П. Чижова, И. А. Слабинская, Ю. А. Ткаченко // Фундаментальные и прикладные исследования. – 2017. – № 6. – С. 130-133.
27 Шуневич, И. А. Факты, говорящие за себя / И.А. Шуневич // Беларуская думка. – 2015. – № 9. – С. 58-63.
28 Эффективность маркетинговой деятельности (на примере организаций концерна Беллегпрома) / А. А. Ключников [и др.] // Экономика и управление. – 2015. – № 3. – С. 47-53.
29 Ясников, Г.Е. Управление эффективностью деятельности организации / Г.Е. Ясников, Н.А. Синева // Проблемы управления. – 2016.– № 1 . – С. 116–120.
30 Янкевич, П.А. Экономический потенциал предприятия и методы оценки [Электронный ресурс] / П.А. Янкевич // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2018. – № 12. – Режим доступа: http://giab-online.ru /files/Data/2006/12/7_YAnkevich.pdf. – Дата доступа: 09.02.2018.